Индивидуализация профилактической работы кружка по ЛФК для детей 5–7 лет, имеющих нарушения осанки и плоскостопие

Любовь Пухова
Индивидуализация профилактической работы кружка по ЛФК для детей 5–7 лет, имеющих нарушения осанки и плоскостопие

Правильная осанка это не только красивая фигура, но и во многом показатель здоровья ребёнка.

Нарушения осанки могут привлечь за собой и некоторые заболевания внутренних органов, как: лёгких, сердца, почек, желудочно-кишечного тракта.

Влияние движений и физических упражнений проявляется всесторонне и благотворно действует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную и др.).

Таким образом, в просмотренной научно-методической литературе рассматривается вопрос коррекции опорно-двигательного аппарата, в основном, как широкий комплекс действий, направленных на выбор способов, приёмов, средств обучения. Однако не достаточно освещён вопрос индивидуального подхода в профилактической работе по оздоровлению детей, имеющих нарушения в осанке и плоскостопие.

Одним из направлений решения этих проблем явилось создание в МБДОУ кружка оздоровительной гимнастики для детей 5-7 лет, имеющих нарушения ОДА.

По результатам обследования уровня самостоятельности и ответственности мы поставили для себя следующие задачи

1) Организация целенаправленного внутреннего и внешнего взаимодействия специалистов по вопросам коррекции у детей нарушений ОДА.

2) Индивидуализация профилактической работы кружка по оздоровительной гимнастике для детей 5-7 лет, имеющих плоскостопие и нарушения в осанке.

Успешное решение проблемы оздоровления детей с нарушением ОДА невозможно без осуществления тесного взаимодействия и сотрудничества психолого-педагогического и медицинского персонала МБДОУ.

При формировании подгрупп для проведения НОД по оздоровительной гимнастике необходимо учитывать эмоционально – психологические особенности каждого ребенка, в основу которых легли результаты обследования детей, предоставленные педагогом-психологом.

Так, при организации подвижных игр, при использовании показа упражнений ребёнком, в начале мы опирались на детей-лидеров с подвижным типом ВНД, и только потом включали в работу тревожных, робких, неуверенных в себе, чтобы в дальнейшем перевести их в разряд лидеров.

Для агрессивных детей использовали не эстафеты, а малоподвижные игры, требующие сосредоточенности, внимания и доброжелательного взаимоотношения между детьми.

Старались не перегружать детей эмоциями, чередуя упражнения, повышающие эмоциональный тонус с теми, которые требуют сосредоточенного внимания, уравновешивая настроение детей и тем самым, снижая нагрузку.

Ограничивали нагрузки для соматически ослабленных детей, учитывали особенности личностных нарушений каждого ребёнка (отсутствие или наличие мотивации, уровень притязаний и самооценка и т. д.) при проведении занятий.

Дошкольники с неблагоприятным прогнозом нуждаются в индивидуализации закаливающих мероприятий, поэтому необходимо взаимодействие с инструктором по плаванию и инструктором по физической культуре в плане включения специальных упражнений в проводимые ими НОД.

Взаимодействие с воспитателями обеспечивало регулярность проведения индивидуально- оздоровительной работы в режиме дня, способствовало насыщению среды группы пособиями и оборудованием по профилактике нарушений ОДА, необходимым на данном этапе.

Основной задачей по взаимодействию с семьёй считаем своевременное информирование о динамике продвижения каждого ребёнка. Для этого использовали следующие формы работы:

• родительское собрание;

• проведение семинара с целью обучения родителей правильной работе по закреплению упражнений с детьми дома;

• проведение совместных спортивных развлечений;

• привлечение родителей к изготовлению пособий и оборудования.

При построении содержания деятельности кружка оздоровительной гимнастики мы руководствовались общедидактическими принципами:

• принцип сознательного и активного отношения ребёнка к выполнению специальных упражнений;

• принцип наглядности, который осуществляется через показ физических упражнений, подбор атрибутов и оборудования;

• принцип доступности и постепенности наращивания физической нагрузки;

• принцип систематичности и регулярности выполнения упражнений;

Для НОД по оздоровительной гимнастике объединяли подгруппы детей в зависимости от уровня физической подготовленности и характера дефектов осанки (сколеотическая осанка, сутулость, круглая спина и т. д.).

НОД проводились 3 раза в неделю после дневного сна, длительностью 25-30 минут как с подгруппой детей в количестве 8-10 человек, так и индивидуально. Индивидуализация имеет место в каждой их трёх частей оздоровительной гимнастики и выражалась в:

• изменении исходного положения;

• введении дыхательных и релаксационных упражнений;

• изменении степени силового напряжения (даём отягощение);

• подборе упражнений с учётом специфики нарушений ОДА;

• постепенном усложнении самих упражнений от простого к сложному;

• изменении темпа упражнений;

• увеличении амплитуды движений.

Сочетание общеразвивающих и дыхательных упражнений в комплексе НОД подбиралось индивидуально, в зависимости от состояния здоровья и эмоционального состояния ребёнка.

Дети, посещающие кружок оздоровительной гимнастики имели не только нарушения осанки, но и различные виды плоскостопия. Поэтому, в комплексы обязательно мы включали упражнения на коррекцию и профилактику данных нарушений, которые носили индивидуальный характер.

Для каждого ребёнка в зависимости от диагноза корректируется комплекс физических упражнений:

• при кругло-вогнутой спине, в целях коррекции этой осанки необходимо укрепление мышц спины и живота и растягивание мышц передней и задней поверхности бёдер и квадратной мышцы поясницы.

• при плоской спине, необходимо укрепление всех групп мышц, так как ослаблен мышечный корсет.

• при дефектах осанки во фронтальной плоскости, т. е. при боковом искривлении позвоночника оздоровительные мероприятия имеют свои особенности, наиболее значимой из которых является разгрузка позвоночника. Исключение перегрузок мышц достигается при выборе соответствующего исходного положения (горизонтального, смешанного виса). Развитие мышечного корсета обеспечивают упражнения, укрепляющие мышцы спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища.

• при диагнозе продольное плоскостопие исключаем ходьбу на внутреннем своде стопы, при поперечном плоскостопии исключаем ходьбу на носках.

По итогам проведённой работы мы можем сделать следующие выводы:

1. Функционирует система целенаправленного внешнего и внутреннего взаимодействия по вопросам коррекции плоскостопия и нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявлена положительная динамика улучшения осанки и коррекции стопы у детей, посещающих кружок по оздоровительной гимнастике, благодаря проводимой индивидуально- профилактической работе.

3. Нормализовано психо - эмоциональное состояние (частично решены личностные проблемы детей, снижена агрессивность, снята тревожность) и выявлена высокая функциональная адаптация у детей, посещающих кружок оздоровительной гимнастики.

Публикации по теме:

Авторская педагогическая разработка программы кружка «Здоровей-ка» «Растём здоровыми» .г. Министерство образования и науки Российской Федерации Управление образования муниципального образования «Усть-Удинский район» Муниципальное.

Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия Проект физкультурно-оздоровительной работы по профилактике и предупреждению нарушения осанки и плоскостопия у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Индивидуализация профилактической работы кружка по ЛФК для детей 5–7 лет, имеющих нарушения осанки и плоскостопие
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 11:57
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...