МААМ-картинки

Инновационные технологии в направлении социально — коммуникативного развития

Анна Шевела
Инновационные технологии в направлении социально — коммуникативного развития

«Инновационные технологии в направлении социально – коммуникативного развития».

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступности ему социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Публикация «Инновационные технологии в направлении социально — коммуникативного развития» размещена в разделах

Что такое социализация?

Социализация - это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.

Это формирование и развитие социальных качеств индивида на основе усвоения им системы знаний, норм, ценностей, опыта предшествующих поколений людей.

Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность.

На процесс социализации дошкольника оказывают влияние:

Семья

Детский сад

Общество

Задачи могут быть решены при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей (законных представителей).

Исходя из проблем социальной жизни, современных проблем детско-родительских отношений мы определили задачи социального развития детей в нашем детском саду:

• Освоить нормы и правила общения детей с взрослыми и друг с другом.

Развить коммуникативные навыки жизни в коллективе;

• Освоить с детьми на начальном уровне социальные роли : я – член коллектива, я – член семьи, я – мальчик или девочка, я – житель России, я - житель Земли.

Развить способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта.

Реализовать вышеназванные задачи позволяют авторские современные технологии социализации дошкольника.

10 технологий в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:

1. Клубный час. (позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится);

Цели клубного часа:

- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность

- учить детей ориентироваться в пространстве

- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим

Для реализации данной педагогической технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

2. Рефлексивный круг. (Предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе);

Правила для детей:

Говорит тот, у кого мяч

Отвечает только на вопрос

Нельзя повторять одно и то же

Если воспитатель поднимает руку – тишина

Правила для взрослого:

Ни каких оценок (если не знаете, что сказать, а хочется сказать оценку, говорите о чувствах)

Когда нарушается правило, взрослый поднимает руку, дети говорят какое правило нарушено.

3. Ситуация месяца. (Позволяют детям освоить социальные роли)

Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста. Каждая ситуация месяца открывается зачином.

4. «Заключительные праздники по «Ситуациям месяца»

По завершении каждой «ситуации месяца» проводится заключительное мероприятие,

на котором дети могут показать, чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.

5. «Проблемные педагогические ситуации» (проблемные педагогические ситуации предполагают их самостоятельное разрешение детьми);

Цель: самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

6. Дети – волонтеры. (Разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим);

Необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь младшим или научить младших. Составляется график. У детей есть паспорт волонтера, наклейки на футболки.

7. Социальная акция. (Призывают ребенка «выйти за рамки» детского);

8. Волшебный телефон.

Педагог - психолог применяет в старшей и подготовительной группе во вторую половину дня технологию «Волшебный телефон». Про то, что рассказал, ребенок родителям не рассказывают. В группе решают, кто будет сегодня разговаривать по телефону, кому важней и что хотят спросить.

9. Развивающее общение.

Развивающие общение - это технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый»; ребенку важно, чтобы его чувства принимали и уважали.

Конфликты — неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научаемся разрешать их в детстве, будет зависеть как будем разрешать их и во взрослой жизни.

10. Технология включения родителей в образовательный процесс.

Причины конфликтных ситуаций «Родитель – воспитатель»

Недоверие к детскому саду;

Неоправданно позитивные или неоправданно негативные представления родителей о дошкольной организации;

Страх родителей потерять контроль над своим ребенком;

Психологическая и физиологическая неготовность ребенка к детскому саду;

Незнание родителями методов регуляции поведения детей в детском саду;

Неадекватное донесение информации до родителей;

Поощрение родителей писать жалобы в вышестоящие органы по любому поводу.

Методы разрешения конфликтов «Родитель – воспитатель» и пути сотрудничества семьи и ДОО.

Доносить любую информацию для родителей с позиции сотрудничества;

Показывать на своем примере грамотное разрешение конфликта;

Совместное ежемесячное планирование групповой деятельности родителей и педагогов;

Обращение с любой просьбой к родителям через детей;

Сообщение в различных формах, не реже одного раза в неделю о достижениях ребенка, а так же о делах в группе;

Постоянно привлекать родителей к проведению мастер-классов и других мероприятий.

Н. П. Гришаева, указывая важность социализации дошкольников, то есть умение жить в социальном обществе, считает, что новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс. Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.

Детский сад становится единственным местом, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность, а также взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности, которые семья создавать не в состоянии.

Сегодня мы хотим рассказать о некоторых педагогических технологиях социализации ребенка (Автор Гришаева Н. П., научный сотрудник института социологии) которые используют наши педагоги в образовательной деятельности с детьми.

Публикации по теме:

Дидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детейДидактические игры и методические пособия для социально-коммуникативного развития детей В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Семинар-практикум для воспитателей «Сотрудничество с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей» Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает.

Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников.Взаимодействие с пансионатом ветеранов труда как одна из форм социально-коммуникативного развития дошкольников. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные технологии в направлении социально — коммуникативного развития
Опубликовано: 11 января 2023 в 19:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД