МААМ-картинки

«Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных тех

Ирина Кутуева
«Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных тех

Тема: «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Кутуева Ирина Фатыйховна,

воспитатель МБДОУ ДСКВ №17 «Ладушки»,

г. Нижневартовск,

Организация педагогического процесса с детьми младшего дошкольного возраста предполагает поиск и использование различных форм образовательной деятельности, которые будут отвечать принципу интеграции образовательных областей и комплексно-тематическому принципу его построения, обозначенных в федеральных государственных требованиях.

Публикация «„Интеграция образовательных областей „Коммуникация“ и „Художественное творчество“ в процессе использования нетрадиционных тех» размещена в разделах

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Педагогическая модель организации взаимодействия изобразительной и речевой деятельности, ориентированная на гармонизацию общего развития детей, позволит педагогу самостоятельно проектировать задачи и содержание образовательной деятельности на интегративных принципах.

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи (В. С. Безрукова, Г. М. Добров, В. М. Максимова, О. М. Сичивица, И. П. Яковлев и др.) понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы.

Интеграция художественной и речевой деятельности младших дошкольников - это целенаправленный взаимообратный перевод информации с речевых понятий на художественный образ в целях порождения в сознании детей культурных и личностных смыслов.

Коммуникативная компетентность младшего дошкольника проявляется в свободном диалоге со сверстниками и педагогом с помощью речевых и неречевых средств (жест, мимика). Стремление к речевому взаимодействию в сочетании с чувством собственного достоинства являются ценнейшими качествами личности ребенка, которые будут способствовать и дальнейшей гармонизации его отношений с окружающим миром.

Художественно-творческая компетентность, как способность к созданию нового продукта, который отличается оригинальностью, и вариативностью. Активная познавательная позиция, готовность к спонтанным решениям, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, развитое воображение придают процессу создания продукта творческий характер.

Таким образом, в процессе педагогической интеграции изобразительной и речевой деятельности младших дошкольников процесс обучения изобразительной деятельности приобретает более высокий общеразвивающий потенциал, который проявляется в повышении творческой активности дошколят и реализуется в целостном образовательном процессе на основе комплексно-тематического планирования, проектирующего содержание и формы педагогической деятельности с младшими дошкольниками. Педагогическая интеграция позволяет уже на ранних этапах образовательного процесса выявлять индивидуальные способности ребнка, формировать адекватный образ «Я».

Педагогическая модель художественно-речевой интеграции основывается на том, что речевое познание детьми младшего дошкольного возраста наиболее гармонично осуществляется в изобразительной форме. Поэтому способность к рисованию может рассматриваться как основная интегрированная способность ребенка. Эта способность направлена на гармонизацию ребенка в процессе создания индивидуального творческого продукта в разных видах художественной деятельности.

Вопросы практической интеграции в педагогическом процессе нашли свое отражение во многих научных работах (С. М. Арефьева, С. Ю. Бурилова, В. В. Гузеев, В. А. Кленикова, В. М. Панфилова, В. Б. Синников, С. Ю. Страшнюк и др.). Практическая интеграция подразумевает использование различных приемов, методов и путей обучения.

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской изобразительной и речевой деятельности.

В комментариях к ФГТ Н. В. Фединой, О. А. Скоролуповой раскрываются разные аспекты интеграции :

1) интеграция содержания и задач образовательных областей;

2) интеграция видов деятельностей;

3) использование адекватных форм для решения задач двух и более образовательных областей;

4) использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.

Наш детский сад работает по программе «Детство», где большое внимание уделено вхождению ребенка в мир социальных отношений. Многие разделы программы подразумевают содержательное общение с окружающими людьми, участие в ситуациях, объединяющих детей общей деятельностью. Уже с 3-его года жизни одна из приоритетных задач - «вступать» в контакт с окружающими, используя речевые средства, формировать первые умения культуры общения. Высокий уровень усвоения программы младшими детьми предполагает активность в речевом общении с воспитателями и сверстниками, инициативу в речевых контактах. Но в программе нет методического сопровождения для реализации этих задач.

Вашему вниманию предлагается опыт реализации проекта «Веселые ладошки».

Анализ системы работы с детьми третьего года жизни по использованию нетрадиционных техник рисования для развития речи показывает, что в реализации содержания работы находит отражение комплексно-тематическая модель образовательного процесса и принцип интеграции таких образовательных областей, как «Коммуникация», «Художественное творчество».

В основе работы группы младших дошкольников лежат следующие принципы:

- принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии.

- принцип системности, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи.

- общедидактический принцип - наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

- принцип интеграции содержания образования, который предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогический процесс разных видов детской деятельности, обеспечивая полноту реализации возможностей ребенка.

- принцип индивидуализации образования, который основывается на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но каждый ребенок уникален и индивидуален.

Организационными формами работы группы являются фронтальные, подгрупповые занятия с воспитанниками. В группе проводятся занятия с учетом федеральных государственных требований.

Система интеграции также предусматривает тематическую связь между всеми занятиями, проводимыми с детьми в течение конкретного периода. Таким образом, одной темой объединяются занятия из разных разделов программы.

Такое объединение дает хороший результат в развитии речи, памяти, внимания детей, вызывает большой интерес к занятиям изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования. Все темы последовательно предлагаются детям в играх, наблюдениях, на занятиях и прогулках.

На примере реализации темы «Разноцветная зима: дикие животные» рассмотрим разные аспекты интеграции образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество».

Первый аспект - интеграция содержания и задач образовательных областей.

Содержание проекта «Веселые ладошки» соответствует образовательной области «Коммуникация», направленной достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие компонентов устной речи детей; практическое овладение воспитанниками нормами речи через пальчиковые и дидактические игры, загадки, стихи.

Содержание образовательной области «Художественное творчество», направленное на решение следующих задач: а) развивать умение узнавать и называть цвета (синий, желтый, красный, зеленый, размер (большой и маленький, мелкую моторику рук, навыки аккуратного обращения с материалом; б) формировать умение обмакивать кисть в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, проводить прямые горизонтальные линии; в) закреплять умение держать кисть тремя пальцами чуть выше металлической части.

Пальчиковые и дидактические игры служат примером интеграции содержания образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество», поскольку направлены на достижение целей развития у детей познавательных интересов, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей. Примером могут служить следующие дидактические игры, направленные на развитие монологической речи - разрезные картинки с проговором названия животного, загадки с иллюстрациями отгадок на макете Красной книги (региональный компонент, игра «Подскажи словечко», «Разноцветный сундучок», «Волшебные превращения», «Антонимы».

Дополнительно используются различные пальчиковые гимнастики по теме «Разноцветная зима: дикие животные», влияющие на развитие умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание: «Кто спит зимой?», «Зимние забавы», «Круглый год», «Дикие животные», «Белочка», «Мишка спит», «Еж и ежата».

Второй аспект интеграции - интеграция детских деятельностей. В процессе использования дидактических и пальчиковых игр происходит интеграция :

а) игровой и коммуникативной (пальчиковая игра, сопровождаемая проговариванием потешек и коротких стихов о диких животных);

б) музыкально-художественной и двигательной (пальчиковые игры и слушание соответствующей музыки);

в) игровой, познавательной и музыкально-художественной деятельностей (пальчиковая гимнастика под музыку, сопровождаемая имитационными движениями).

Третий аспект интеграции - использование адекватных форм образовательной работы для решения задач двух и более образовательных областей. Работа в логике интегративного подхода позволяет :

- создать ситуацию, стимулирующую творческий потенциал личности, который проявляется в творческом усилии и реализации ребенком собственной индивидуальности (область «Художественное творчество»);

- продолжить формирование умений детей работать во взаимодействии со взрослым, развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; развитие свободного общения со взрослыми и детьми то есть решать задачи области «Коммуникация».

Четвертый аспект интеграции - использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.

Применительно к использованию дидактических и пальчиковых игр - это слушание детьми художественных текстов, сопровождающих игры, не только для решения задач образовательной области «Чтение художественной литературы», но и в качестве средства для обогащения образовательного процесса : образовательной области «Коммуникация» (чтение потешек, загадок, стихов о диких животных).

Таким образом, в процессе использования дидактических, пальчиковых игр, загадок, стихов может быть успешно реализован принцип интеграции образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.

В основе работы группы младших дошкольников лежат следующие принципы:

- принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии.

- принцип системности, который опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи.

- общедидактический принцип - наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.

- принцип интеграции содержания образования, который предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогический процесс разных видов детской деятельности, обеспечивая полноту реализации возможностей ребенка.

- принцип индивидуализации образования, который основывается на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но каждый ребенок уникален и индивидуален.

Организационными формами работы группы являются фронтальные, подгрупповые занятия с воспитанниками. В группе проводятся занятия с учетом федеральных государственных требований.

Система интеграции также предусматривает тематическую связь между всеми занятиями, проводимыми с детьми в течение конкретного периода. Таким образом, одной темой объединяются занятия из разных разделов программы.

Такое объединение дает хороший результат в развитии речи, памяти, внимания детей, вызывает большой интерес к занятиям изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования. Все темы последовательно предлагаются детям в играх, наблюдениях, на занятиях и прогулках.

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей на занятиях физической культурой. Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.

Интеграция образовательных областей в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога Как только ребёнок приходит в детский сад, он попадает в необычную обстановку. В изучении индивидуальности каждого ребёнка важен тонкий.

Интеграция образовательных областей в процессе деятельности (младший дошкольный возраст) Интеграция образовательных областей в процессе деятельности (младший дошкольный возраст) «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать.

Интеграция образовательных областей в совместной деятельности с детьми и родителями в рамках реализации ФГОС Выступление на районном семинаре воспитателей ДОУ по теме: «Интеграция образовательных областей в совместной деятельности с детьми и родителями.

Использование интеграции образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в занятиях с детьми 3–4 лет Образовательные задачи к образовательной области "Коммуникация". Речевое общение: - налаживать общение на разнообразные темы, в том числе.

Сценарий досуговой деятельности с интеграцией образовательных областей «Жизнь и творчество А. С. Пушкина» Воспитатель высшей квалификационной категории Корельская Светлана Николаевна, г. Северодвинск, МБДОУ №47 "Зеленый огонек". Цель: Создать.

Конспект занятия с интеграцией образовательных областей в младшей группе «У меня живет котенок» Цель: продолжать знакомить детей с домашним животным – котенок, с отличительными особенностями внешнего вида, чем питается. Задачи: -развитие.

Отчет-презентация «Интеграция образовательной области «Физическое развитие» и других образовательных областей» Интеграция образовательной области «Физическая культура» и других образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО «Все, чему учат человека,.

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» и интеграция задач по развитию изобразительного творчества В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования понимание содержания.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество» в процессе использования нетрадиционных тех
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 16:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД