Папки-передвижки

«Интерактивные технологии на занятиях по обучению грамоте»

Наталья Пильщикова
«Интерактивные технологии на занятиях по обучению грамоте»

В феврале 2014 года я проходила курсы при институте повышения квалификации профессионального мастерства по теме "Научно - методические основы организации компетентностного образования детей 6- 7 лет в условиях 12- летнего образования ". Итогом прохождения курсов было представление презентации. Моя тема была "Интерактивные технологии на занятиях по обучению грамоте". Материал искала в интернете, в печатных изданиях, из опыта работы моих коллег. Фотоматериал "Практическая деятельность детей" представлена моей коллегой Дей Т. В. Предлагаю свою презентацию вашему вниманию, может быть кому - нибудь будет эта информация интересна и полезна для работы. Спасибо за внимание!

Публикация «„Интерактивные технологии на занятиях по обучению грамоте“» размещена в разделах

Актуальность:

для успешного овладения дошкольниками основ грамоты и письма необходимо использование таких технологий, которые помогут им осознать языковую действительность (звук, слово, научиться читать, сохранить и укрепить здоровье.

Цель проекта:

• овладение методикой М. Аромштам «Обучение грамоте в образах и движениях» и творческое её применение.

• овладение методикой В. Базарного и использование в образовательно-воспитательном процессе.

Задачи:

• Овладеть методиками М. Аромштам «Обучение грамоте в образах и движениях» и здоровьесберегающими технологиями В. Базарного и апробировать их в своей педагогической деятельности.

• Создать копилку дидактических игр по обучению грамоте в образах и движениях, используя интерактивные технологии.

Гипотеза:

если в процессе обучения грамоте и письму применять методику М. Аромштам «Обучение грамоте в образах и движениях» : словесные и изобразительные образы, сказочные сюжеты, сказочную мотивацию, образное движение (мимические и подвижные игры) и элементы здоровьесберегающей технологии В. Базарного, то это будет способствовать развитию коммуникативно – языковой компетентности дошкольника и создание оптимальных условий для сохранения и укрепления его здоровья.

Аромштам Марина Семеновна родилась в Москве 20 марта 1960 года. В 1981 г. закончила отделение начальных классов педагогического факультета МГПИ им. В. И. Ленина (ныне МПГУ) с присвоением квалификации "учитель начальных классов". В 1983 году закончила курсы повышения квалификации по программе Б. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". Педагогический стаж 19 лет. С 1989 по 2001 год работала учителем экспериментального класса в Центре образования #109 г. Москвы. Финалист Московского конкурса "Учитель года" 1997 года, специальный призер "Учительской газеты" по итогам финала конкурса. В 2000 г. получила нагрудный знак "Почетный работник общего образования". В 2002 году стала лауреатом конкурса "Грант Москвы" в области гуманитарных наук.

В 2004 году присвоено звание "кандидат педагогических наук". Печататься начала с 1996 года. В 1997 -1998 г. г. редактировала журнал "Обруч". Обладатель премии "Серебряное перо" по итогам конкурса авторов "Учительской газеты" 1999 года за статьи по проблемам педагогической реальности. С 2000 года - главный редактор газеты "Дошкольное образование" Издательского дома "Первое сентября". Публикации в газетах: "Вести образования", "Детский сад со всех сторон", "Дошкольное образование", "Известия", "Новая газета", "Первое сентября", "Управление школой", "Учительская газета", "Школьный психолог"; в журналах: "Город женщин", "Искусство в школе", "Крестьянка", "Мой маленький", "Обруч", "Огонек", "Педология ХХI век", "Перемены", "Психология ХХI век", "Русский журнал", "Улица Сезам", "Церковный вестник", "Psychologies". С 2006 года - колумнист журнала "Мой маленький" Издательского дома Родионова. Книги по педагогике и методике обучения : "Ребенок и взрослый в педагогике переживания" (Linka-press : 1998); "Дом, в котором живет малыш" ( Академия развития: 2000); "Азбучные сказки. Методика образного обучения грамоте" ( Энас: 2003, "Приключения Ластика и Скрепочки в стране Геометрии" ( Энас: 2003); серия рабочих тетрадей из цикла "Орфографические сказки" для учащихся начальных классов (Академия развития, 2005, серия книжек-малышек для обучения чтению детей дошкольного возраста (Академия развития, 2006). С 2000 по 2007 г. являлась экспертом Института проблем образовательной политики "Эвирка", курировала инновационные проекты дошкольных учреждений и учреждений для детей-сирот. Выступала в качестве эксперта по проблемам поддержки сирот по приглашению благотворительного фонда "Виктория". Участвовала в организации акции помощи детским домам "Собери первоклассника в школу" совместно с журналом "Город женщин" и "Новой газетой", в акциях по поддержке детского чтения совместно с Литературным центром В. Берестова РГДБ и сбору книг для библиотек горных школ Чечни как волонтер общественной организации "Гражданское содействие". В 2007 году стала автором литературного журнала детских писателей "Кукумбер" : рассказ "Первая учительница", фрагменты повести "Мохнатый ребенок" ("Кактус с глазами", "Мухтар ко мне", "Крыса"). В 2008 году стала лауреатом Большой премии конкурса "Заветная мечта" на лучшее произведение для детей среднего и старшего дошкольного возраста (роман "Когда отдыхают ангелы").

Владимир Филиппович Базарный (род. 4 мая 1942, с. Юрковцы, Талаевский район, Сумская область, УССР, СССР) — российский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики. Почётный профессор и член Международной академии общественных наук, Почётный работник общего образования Российской Федерации, член Высшего Координационного Совета ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей» и Центрального Совета общероссийского движения «Образование – для всех». Разработчик нового направления в науке и практике – здоровьеразвивающей педагогики. В 1966 году окончил Красноярский государственный медицинский институт по специальности врача-офтальмолога. Работал хирургом, затем заведующим отделением в красноярской краевой детской офтальмологической больнице. Сделал более 6 тысяч операций. Хирург высшей квалификации. В 1977-91 годах руководил единственной в стране лабораторией сенсорных систем (органов чувств) в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР. С 1991 года по приглашению руководства Московской области возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области (г. Сергиев Посад). В настоящее время является научным руководителем программ Российского Союза за здоровое развитие детей. Более 30 лет посвятил научному и практическому решению проблемы гармоничного развития ребёнка в системе образования.

Ожидаемый результат:

дошкольники овладевают

• коммуникативно- языковой компетентностью

• элементарными навыками чтения

• основами здоровьесбережения

Результаты педагогической деятельности:

Дети знают:

буквы русского алфавита, правила письма предложений,

схематичное изображение звуков, слов, предложений

Дети умеют:

различать звуки на слух, четко произносить звуки,

дифференцировать понятия «звук» и «буква»,

проводить звуко - буквенный анализ слов,

преобразовывать слоги и слова,

составлять схему предложения, читать слоги, слова, предложения,

тексты, отвечать на вопросы о прочитанном

Дети понимают:

термины «звук», «слог», «слово», «предложение»;

смысл прочитанного текста

Основные методы образного преподавания:

- словесные и изобразительные образы

- сказочные сюжеты

- сказочная мотивация

- образные движения

Этапы работы по формированию образов и движений

• Выделение в словах звуков на слух

• Условные обозначения звуков с помощью движения рук

• Условные обозначения звуков с помощью фишек определенных цветов

• Замена звука – буквой – демонстрация буквы

• Подбор зрительного образа к букве детьми

• Сопоставление печатной буквы с графическим образом – педагогом

• Описание графического образа буквы в стихах

• Анализ буквы

• Конструирование и реконструирование букв

• Знакомство с объемным вариантом букв

• Развитие тактильного восприятия буквы

• Автоматизация образа буквы

• Знакомство с траекторией движений при написании буквы

• Автоматизация звукобуквенных связей (пантомима «Живая буква», «Изобрази с помощью пальцев», «Найди по образцу», «Найди букву, которую назову», «Назови, какую букву я нарисовал на спине», «Найди букву (среди цифр, математических знаков, другого алфавита, нот и т. д., узнавание букв разного шрифта, в различных сюжетных изображениях, изображенными пунктиром, по разному расположенными в пространстве, спрятанных внутри изображения предметов, недописанные буквы, узнавание правильно и не правильно написанных букв и т. д.

• Самостоятельное написание буквы

• Слогослияние букв

• Автоматизация слияния слогов.

• Чтение слогов, слов, предложений

Д\и «На что похожа буква?» (на банан, на хамелеона, на изогнувшийся цветок, на месяц)

Д\и «Лепим буквы из пластилина и теста, выкладываем из шнурков, веревочек, пуговиц»

Д\и «Какие буквы спрятались?»

Д\и «От какой буквы деталь?»

Д\и «Повторим»

Д\и «Образы букв в движениях»

Д\и «Нарисуй букву в воздухе головой, носом, рукой, ногой»

Д\и «Прочти слоги по моей установке» .Веди взгляд глазами от левого нижнего угла к центру (ла, от правого верхнего угла к центру (на) и т. д.

Д\и «Кто больше составит слов из слогов?»

Использованная литература:

1. Аромштам М. Обучение грамоте в образах и движениях. – Дошкольное образование. –М, :Издательский дом «1 сентября» № 18-21,24 - 2008

2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М. :Просвещение, 1991.

3. Гайдина Л. И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. – М. :Вако, 2008.

4. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. – Астана,2013.

5. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М. : Владос, 1997

6. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей - логопедов. – М., 1984

Использование методик «Обучение грамоты в образах и движениях» и здоровьесберегающих техник по В. Базарному в организованно-учебной деятельности и интегрированной формы проведения очень интересна и эффективна, потому что:

• Устойчивый интерес на протяжении всего занятия

• Повышается качество усвоения программы по данному разделу

• Активизация мыслительных процессов каждого ребенка с учетом принципов дифференциации

• Формирование навыков учебной деятельности – умение работать самостоятельно, в подгруппах

• Отсутствие утомляемости, смена деятельности по времени, использование разнообразных видов деятельности, смена поз

• Развивается произвольное внимание, зрительная и ассоциативная память, воображение, наглядно-образное мышление

• Сохраняется и укрепляется здоровье дошкольников

Все перечисленные выше моменты способствуют успешной подготовке и в дальнейшем подготовке к школе.

Использование на занятиях данных методик – даст мощный толчок для овладения сложным умением читать и подготовит его к обучению письму, сохраняя и укрепляя здоровье дошкольников, а педагога побудит к собственным творческим поискам.

Публикации по теме:

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

О курсах повышения квалификацииО курсах повышения квалификации 24 марта по 18 апреля я проходила курсы повышения квалификации в городе Белгороде в ОГАОУ ДПО "Белгородский институт развития образования".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Интерактивные технологии на занятиях по обучению грамоте»
Опубликовано: 5 мая 2014 в 21:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД