«Использование фольклора Костромской области в работе воспитателя детского сада». Методическое пособие

Татьяна Лобанова
«Использование фольклора Костромской области в работе воспитателя детского сада». Методическое пособие

Введение.

Русский детский фольклор с далеких времен был школой воспитания с самых малых лет доброго, человечного отношения к окружающему. И сегодня он остается плодотворной школой для развития детской фантазии, юмора, живого языка. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, честности, уважения к старшим, забота о младших – заповеди народной педагогики, передающиеся от поколения к поколению.

Русская культура очень богата. Освоение фольклора – это и изучение местных народных традиций. Поэтому особый интерес у меня вызывает поиск специфичного для Костромского региона фольклорного материала.

Его использование возможно в ходе решения общих задач обучения и воспитания детей – дошкольников в режиме дня детского сада.

Цель данного методического пособия – привлечь внимание воспитателей к фольклорному материалу Костромской области, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность.

Приведенные здесь примеры детского фольклора могут использоваться не только воспитателями в работе, но и молодыми мамами в общении с детьми. Ознакомление детей с традиционной народной культурой невозможно без использования наглядного материала (предметы быта, фотографии, иллюстрации, прослушивания музыкальной записи.

Материал

и методические рекомендации

по использованию фольклора

в младшей и средней группах.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. В период адаптации можно использовать различные потешки, например:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший!

Ванечка – пригожий! (Сашенька, Юрочка)

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

Фольклорный материал отражает доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки соответствуют уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают ребенка к действию, произнесенные же нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерна взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Детки – за молоко.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.

Простота и мелодичность потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, можно его успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».

Особое значение для всестороннего развития детей раннего возраста приобретают игры-забавы с использование фольклора. Воспитателям необходимо вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность.

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Ребенок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Колыбельные песни

В колыбельных песнях можно встретить отголоски заговоров, возможно произносившихся еще при рождении ребенка («Ты расти у нас большой…»). Сходство колыбельных песен с заговорами еще и в том, что, для того чтобы усыпить ребенка, мать призывает чудесных помощников: сон, дрема, угомон, «котя – белый животок». Чтобы утихомирить не в пору расшалившихся детей, их «полохают» Букой, Бабаем, волчком и т. д.

Колыбельные песни можно широко использовать воспитателям в работе с детьми. Их можно петь не только во время укладывания детей на дневной сон, но и разучить непосредственно с детками для сюжетно-ролевой игры «Дочки – матери». Это поможет развить у детей бережное и ласковое отношение друг к другу, любовь и уважение к близким. В колыбельных песнях взрослый высказывает свою ласку и заботу о ребенке. Через подобные песни ребенок начинает осваивать мир малой родины.

1. Уложу я Олю спать

На пуховую кровать,

На пуховоё зголовьё-

Спи-ко, Оля, на здоровье.

2. Баю - баю – баю – бай,

У дверей стоит Бабай,

Кричит: «Мишеньку отдай!»

Мы Бабаю говорим:

«Мы Мишутку не дадим!»

3. Баю - баю – баю – бай,

Спи-ко, Рома, засыпай,

Ишшо сон да дрема

По подлавочкам брела,

Во зголовьице легла,

Спать укладывала:

Уговаривала:

«Уж ты, Ромонька, усни,

Угомон тебя возьми».

4. Баю - баю – баю – бай,

На краю живет Бабай,

Он не беден, не богат,

Полна горница ребят,

Полна горница ребят,

Все по лавочкам сидят,

Все по лавочкам сидят,

Кашку маслену едят,

Кашка масленая,

Ложка крашеная.

5. Спи, усни,

Крепкий сон тебя возьми,

Ты расти у нас большой,

Не последний, не маленький,

Людям на забавинку,

О – о – о.

6. Байки, баюшки, баю,

Сидит барин на краю.

Он не беден, не богат,

У него много ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку маслену едят,

Кашка масленая,

Ложка крашеная,

Ложка гнется,

Нос трясется,

Сердце радуется.

7. Баю, баюшки, баю,

Не ругаю, не браню,

Спать я (Ванечке) велю.

Малые формы народного творчества,

сопровождающиеся движениями.

Пестушки, потешки, прибаутки можно сопровождать игровыми движениями. В этом проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психологического воздействия на ребенка. При пении пестушек закладываются азы музыкально-ритмических движений, где ритмические приговорки сопровождаются движениями детей (сначала с помощью взрослого). Гармоническое соединение движений и рифмованной речи в последствии трансформируется в умение правильно говорить, точно воспроизводить движения танца или хоровода.

1. Папе сажень,

Маме сажень,

Дедушке сажень,

Бабушке сажень,

А Илюшке – всех больше!

(разводить руки в стороны)

2. Полетели, полетели –

(говорить скороговоркой, быстро тряся руками)

Поплыли, поплыли.

(говорить протяжно, медленно разводя ручки в стороны).

3. Шла корова по дороге,

У нее такие ноги

И рога.

(показывать на пальцах, как бодаются).

Наиболее распространенные потешки – «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

1. Ладушки, ладушки,

Где были?- У бабушки. –

Чего ели – пили? –

Кашку варили.

Кашка сластенька,

Бабушка добренька,

Напоила, накормила,

На дорожку наделила:

«Полетай, Бог с тобой!»

2. Сорока-белобока,

Кашу варила,

Гостей манила:

Этому дам, этому дам,

А этому не дам,

Потому что вредничает.

3. Сорока-ворона

Кашу варила,

На порог становила,

Гостей дожидала:

Не придут ли гости к нам кашку хлебать?

Этому - на ложечке,

Этому - на поварежечке,

Этому – на мутовочке,

А этому – весь горшочек;

Пальчику-мальчику не досталось:

Он по воду ходил,

Да по мякинкам бродил,

Да в баньке водицу грел.

Эта тепленька (щекочут на запястье,

Эта горяченька (щекочут на локте,

Эта кипяточек (щекочут на предплечье,

Эта вороточек (щекочут на шее,

А эта ключики кипят (щекочут под мышками!

Материал

и методические рекомендации

по использованию фольклора в старших группах.

Весь этот материал направлен на развитие ребенка, его эстетического воспитания, приобщению к народным культурным традициям. Его можно использовать на занятиях для развития речи, внимания, мелкой моторики пальцев рук, укреплению мышц, во время физминуток.

Кроме этого в работе воспитателя можно использовать загадки, молчанки, считалки, игровые приговорки. Прибаутки и докучные сказки просто рассказывают или припевают детям, не сопровождая их действиями.

1. Чики-чики долонцы,

Наехали торговцы,

Что продают?

Шильце, да мыльце,

Белое белильце,

Да зеркальце

Умывальницам,

Целовальницам.

В старших группах продолжается кропотливая работа воспитателя по введению ребенка в мир фольклора, знакомство с жанрами: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, считалки, докучные сказки.

Загадки.

1. Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. (Глаза)

2. Сидит кошка на окошке – и хвост, как у кошки, а не кошка. (Кот)

3. Что два раза родится? (Курица – яйцо и цыпленок)

4. Висит сито, не руками свито, (Паутина)

5. Сидит баба на грядке, вся в заплатках. (Капуста)

6. Круглая – не месяц, сладкая – не мед, с хвостом, а не мышь. (Репа)

7. Маленький мужичек, серенький сюртучок, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. (Гриб)

8. Четыре брата под одной шляпой. (Стол)

9. Маленькая собачка не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

10. Над бабушкиной избушкой висит хлеба горбушка. (Месяц)

11. Крашеное коромысло через речку свисло. (Радуга)

12. Двенадцать орлов, пятьдесят две галки, триста шестьдесят пять скворцов одно яйцо снесли. (Год)

ИГРЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Еще один большой немаловажный блок в детском фольклоре занимают игры. Они доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок, на занятиях физической культуры.

Многие из них сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие традиции.

Ряд игр носил «круговой» характер, так как круг имел магическую силу, олицетворял собой солнце, а значит – жизнь.

Народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, нравственных чувств, развивают выносливость, силу, смелость, смекалку, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.

«Имальца»

Особенно популярной и любимой игрой были жмурки, которые в нашей области назывались «Имальца». Прежде чем начать игру, дети хором вели разговор с водящим:

- «Где стоишь?»

- «У ворот.»

- «Что пьешь?»

- «Чай да ягоды.»

- «Лови нас два год (ы)

Во время приговора, водящего раскручивают, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами. Его задача – поймать играющего. Пойманный – водит. Игру лучше всего проводить на открытом воздухе.

Есть другой вариант этой игры. Дети берутся за руки, образуя круг. Водящий (мальчик) с завязанными глазами должен поймать девочку. В более старших группах можно усложнять ход игры. Водящих может быть двое, девочкам можно дать в руки колокольчики с разной высотой звучания. Каждый игрок должен найти девочку с определенным колокольчиком.

«Зевалки»

В эту игру играют на свежем воздухе и обязательно, чтобы были деревья. Несколько человек встают в круг. На счет 1, 2, 3 все разбегаются к свободным деревьям и встают к ним спиной. Кому не хватило деревьев, тот и зевака. Ему обязательно дают какое-то задание.

«Кулай»

Обычно в эту игру играют небольшой группой. Водящего выбирают по считалке. Все разбегаются и прячутся. Когда водящий находит кого-нибудь – кричит «Кулай (имя)».

«Ляпа»

Играющих может быть разное количество. Водящего выбирают по считалке. Играющие разбегаются, водящий их догоняет. Если кого-то заденет, «заляпает» - тот становится водящим.

«Волк и яблоки»

Дети (яблоки) встают в круг, водящий (волк) садится в центр круга. Дети ходят кругом и поют:

«Волкушка, волкушка!

Яблоки воруют!

Волк придет,

Всех сомнет!»

При этих словах дети разбегаются, водящий (волк) ловит их. Тот, кого поймает волк, выходит из игры. Игра снова повторяется до тех пор, пока волк не переловит всех.

«Заинька по сенечкам»

Дети встают в круг, взявшись за руки. В центре круга – водящий, который пытается выскочить под руками играющих, а те опускают их, препятствуя. Если «зайчик» не может долго вырваться, то с него берут выкуп. Сначала песню может петь только воспитатель, постепенно разучивая слова с детьми. В старших группах дети поют сами.

Нотный материал см. приложение.

«Селезень и утка»

Это пример еще одной хороводной круговой игры. Дети встают в круг, берутся за руки, под пение водят хоровод. Выбирается селезень – мальчик, который остается за кругом, и уточка – девочка, которая начинает игру в круге. Обоим водящим можно бегать как в кругу, так и за его пределами. Цель игры – селезню поймать уточку. Если он это сделает быстро, то они танцуют до конца песни в кругу. Если он ее не успел поймать, то выбирается новая уточка, а селезень водит второй раз.

Нотный материал см. приложение.

«Шел козел дорогою»

Эта игра на имитацию движений. Может проводиться как в группе, так и на улице. Выбирается водящий. Лучше, если ему на голову надеть маску козы. На слова «Давай, коза, попрыгаем…» водящий показывает любое движение, а дети за ним повторяют. Затем коза выбирает того, кто ей больше понравился. Этот ребенок становится водящим. В младших группах роль козы может играть сам воспитатель, показывая движения, начиная от самых простых: хлопки в ладоши, притопывания, повороты, пружинка и т. д. В старших группах движения усложняются, роль козы исполняют сами дети.

Нотный материал см. приложение.

«Заинька, выйди в сад»

Еще одна игра на имитацию движений. Дети встают в круг, идут хороводом, поют, выполняя под песню различные действия:

Заинька, выйди в сад,

Серенький, выйди в сад.

Вот как, вот как выйди в сад,

Вот так, едак, выйти в сад.

(ходят хороводом).

Заинька, сорви цвет,

Серенький, сорви цвет.

Вот как, вот как сорви цвет,

Вот так, едак, сорви цвет.

(«рвут» рукой цветы).

Заинька, свей венок,

Серенький. Свей венок.

Вот как, вот как свей венок,

Вот так, едак, свей венок.

(«вьют» венок).

Заинька, на головку,

Серенький, на головку.

Вот как, вот как на головку,

Вот так, едак, на головку

(«надевают» венок на голову).

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой.

Вот как, вот как топни ножкой,

Вот так, едак, топни ножкой.

(топают ножкой).

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Вот как, вот как попляши,

Вот так, едак попляши.

(дети пляшут).

Заинька, выбирай,

Серенький, выбирай.

Вот как, вот как выбирай,

Вот так, едак выбирай.

Нотный материал см. приложение.

«Змейка»

Игру лучше всего проводить на улице. Дети берутся за руки, образуя длинную цепочку – змейку. Чем больше игроков, тем интереснее игра. Первый в цепочке – водящий (лучше воспитатель). Игра может проводиться как под музыку, так и без нее. Темп игры постепенно увеличивается (сначала просто идти, постепенно ускоряя шаг до медленного бега).

Водящий может водить змейку, обходя какие-нибудь препятствия (например: скамейку, дерево, ворота и т. д., проходить под руками игроков, закручивать и раскручивать змейку – одним словом, запутывать. Цель остальных игроков – пройти все препятствия не размыкая рук.

Эту игру можно проводить как с младшими группами, так и со старшими детьми.

Народное творчество направлено на всестороннее развитие детей дошкольного возраста, воспитывает чувство прекрасного, формирует эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, воспитывать любовь к Родине. Все это является основным и ведущим принципом в педагогике.

Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему миру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ветлужская сторона «Пыщуганье». Фольклорный сборник, вып. 5, Пыщуг, 2001 – 239 с.

2. Ветлужская сторона Историко-краеведческий сборник, Кострома: ОДНТ 1995 – 169 с.

3. Григорьев В. М. «Народные игры и традиции в России», М: 1994

4. Кирюшина Т. В. «Костромские песни и наигрыши» вып. 2, Кострома: ОДНТ 2001 – 177 с.

5. Кожемякина Н. М. «Березовая карусель» М: «Детская литература» 1980 – 63 с.

6. Науменко Г. Н. «Народное детское поэтическое творчество». Сборник фольклорных материалов, М: ЗАО «Центрполиграф» 2001 – 478 с.

7. Науменко Г. Н. «Солнышко-ведрышко» Арх: «Белая горница» 1994 – 142 с.

Публикации по теме:

Круглый стол «Круглый стол» нравственно - патриотическое воспитание дошкольников «Фольклор в работе с дошкольниками» Воспитатель Бочанская Наталья Васильевна.

Мастер-класс для дошколятМастер-класс для дошколят Мы еженедельно проводим работу с социумом, включая тесную связь со школой, районной библиотекой, районным краеведческим музеем, с клубом.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Искусство
  • Учимся считать
Автор публикации:
«Использование фольклора Костромской области в работе воспитателя детского сада». Методическое пособие
Опубликовано: 25 марта 2013 в 22:56
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...