МААМ-картинки

Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Марина Парунина
Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Я работаю с самыми маленькими детьми, которые ещё только приходят в детский сад. Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребёнка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребёнка.

Чем и как помочь маленькому человечку в стрессовой ситуации?

В своей работе, наряду с другими методами, мы долгое время использовали элементы «песочной терапии». Почему именно – песок?

Публикация «Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ещё Константин Дмитриевич Ушинский писал о песке. Им забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объёмнее, чем песочная игра. Принцип действия «терапии песком» (метод сэнд плэй - дословно – песочная игра) был описан Карлом Густавом Юнгом, основоположником аналитической терапии, ещё в начале 20 века. Им было подмечено, что при контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость.

К изучению песочной игротерапии в последнее десятилетие стали обращаться многие педагоги, психологи и сказкотерапевты. Выпущены интересные книги-практикумы по работе с песком. В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы.

Новые стандарты дошкольного образования побуждают педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ.

Т. к. целенаправленная и систематическая работа по развитию детей посредством песочных игр способствует не только стабилизации эмоционального состояния детей в период адаптации, но и может быть использована для поддержания психического здоровья, развития познавательных интересов, связной, образной речи, мы решили, что занятия с песком должны продолжаться круглый год: летом – в песочнице, осенью, зимой и весной – в группе в специально организованных уголках и при использовании «бассейнов» для песка.

Целью деятельности является развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков ребёнка, его эмоционально-волевой сферы и сенсорики.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

• Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта ребенка.

• Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).

• Развивать мелкую моторику рук, а также и речь; обогащать и активизировать словарь детей.

• Привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнеров.

• предлагать детям и родителям развивающие игры и занятия, соответствующие возрасту детей.

Свою работу мы спланировали в три этапа:

Теоретический этап (2012-2013 учебный год)

Практический этап (2013-2014 учебный год)

Презентация результатов (2014-2015 учебный год)

Нами был разработан перспективный план игр с песком, которые включаются в совместную деятельность взрослого и ребёнка – два занятия в месяц. Они вызывают интерес у детей, удивление, создают творческую атмосферу.

Игры с песком способствуют формированию большинства социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка, отнесённых к целевым ориентирам, которые определены Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.

1) Во время игры с песком мы используем различные игрушки и бытовые предметы, вызываем у детей заинтересованность во время игры.

2) На занятиях с использованием песка дети получают возможность самостоятельно создавать свои миры, где являются полноправными хозяевами, усваивают первичные нравственные нормы.

3) Кроме того ребенок уже может комментировать сюжет, тем самым обогащая свое речевое мастерство, его речь становится более сложной и развернутой.

4 и 5) В этом возрасте навык совместной игры пока не сформирован, поэтому на групповых занятиях дети получают возможность развития коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами, в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга.

6) Игре с песком очень часто сопутствует использование произведений художественной литературы и музыкальных произведений.

В работе с использованием игр с песком мы применяем различные методы и приёмы.

• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;

• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);

• Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);

• Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование)

Во время проведения песочных игр используем следующие формы работы с детьми

1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием различного игрового материала (палочки, камушки, мелкие игрушки, дощечки, платочки и т. д.).

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Рисунок на песке», «Повтори рисунок», «Продолжи узор». Рисуют дети как пальчиком, так и деревянной палочкой.

4. Рассказывание сказок, потешек, стихов – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

6. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

7. Конструирование – построим бусы из крупной мозаики, домик из песка и камней, поезд из кубиков.

Следует понимать, что в песке принесенным с улицы находятся вредоносные микробы и бактерии и поэтому с целью избегания их контакта с ребенком материал следует подготовить для занятий.

• Промыть в проточной воде

• Просушить на открытом поддоне

• Прокалить в духовом шкафу на протяжении 30 минут при температуре не ниже 200С

После проведения описанных действий, занятия с песком будут приносить исключительно пользу, и повышать настроение, как взрослым, так и детям.

Для проведения песочных игр мы собрали коллекцию игрушек. Однако, чтобы ребёнок не растерялся, не нужно сразу предлагать ему большое количество фигурок для работы с песком. Возможность осуществления выбора научит ребенка принимать решения самостоятельно.

безопасность,

доступность к пониманию,

универсальность использования, т. е. многофункциональность

В коллекции фигурок, используемых в песочных играх, обязательно должны быть:

1. Животные, обитающие в наших лесах. Это могут быть любые млекопитающие, земноводные, грызуны и обязательно звери из мультфильмов.

2. Птицы дикие и домашние.

3. Насекомые – бабочки, жуки, пауки, мухи и кузнечики.

4. Обитатели морей и океанов - киты, дельфины и всевозможные рыбы.

5. Фигурки, изображающие людей разного пола и возраста. К этой группе также относятся фигурки персонажей любимых детских сказок.

6. Дома. К этой группе относятся всевозможные предметы мебели для кухни, гостиной, спальни и ванной комнаты.

7. Муляжи продуктов питания и посуда – сковородки, тарелки, чашки, ложки и т. д.

8. Фигурки, изображающие всевозможный транспорт – наземный, воздушный и водный.

9. Деревья и растения (можно использовать настоящие растения).

10. .Натуральные материалы — каштаны, желуди, перья, камни, кора деревьев, семена растений и т. д.

11. Аксессуары - пуговицы, монетки, зеркала, и другие.

Песочные игры – это вид деятельности, который можно использовать и дома. Поэтому мы привлекали к ней родителей.

• Подготовка консультаций и папки передвижки для родителей

• Привлечение родителей к пополнению коллекции игрушек для работы с песком;

• Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”);

• Просветительскую работу в форме семинара-практикума;

• Мастер-класс “Игры с песком» (педагоги, родители);

• Индивидуальная консультативная работа.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

По нашему мнению игры с песком в большей степени способствуют развитию интегративного качества «Любознательный, активный».

На диаграмме видно, что на начало уч. года в группе не было ни одного ребёнка с высоким уровнем развития, а 28% имели низкий уровень. Итоговая диагностика показала положительную динамику в развитии детей группы. У 36 % детей уровень достиг высокого результата, а так же снизилось количество детей с низким уровнем развития. Данные диагностики показывают эффективность применения песочных игр в работе с детьми.

Получив положительный результат своей работы, мы готовы поделиться опытом.

Литература:

1. Бережная, Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста /Н. Ф. Бережная//Дошкольная педагогика. -2006.- №4.-С. 56-59.

2. Бондарцева,С. Н. «Домик развития можно строить на песке» /С. Н. Бондарцева / / Педагогический вестник. -2006.-N3.-С. 5.

3. Грабенко Т. М. Чудеса на песке : практикум по песочной терапии /Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкович-Евстигнеева. – СПб. :Детство-Пресс,2007.

4. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 80 с.

5. Жителева,С. С. «Песочная терапия» /С. С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду. -2006.-N4.-С. 65-68

6. Некрасова,Е. Играем с песком, водой и глиной /Е. Некрасова //Дошкольноевоспитание. -2006.- №6.-С. 41 — 43.

7. Федосеева М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоциональной и познавательной сфер средствами песочной терапии/ авт. -сост. М. А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 122 с.

Игры на песке – это просто, привычно, естественно и приятно!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Консультация для родителей. «Организация жизни детей в адаптационный период». Организация жизни детей в адаптационный период. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение-процесс сложный и для самого малыша и для родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 декабря 2014 в 19:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД