Использование методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности

полина осипова
Использование методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности

Тема, над которой я работаю, носит название: ««Использование методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности»

С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. Одним из показателей развития познавательной сферы ребёнка является речь. В связи с этим, особый интерес для меня представляет экспериментирование.

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. В экспериментировании дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходиые для этого условия.

В своей группе я создаю условия для развития познавательной и речевой деятельности детей средствами экспериментальной деятельности, которые пополняются и обновляются в зависимости от темы и задач недели, сезона, изменения в природе. Вместе с детьми узнаем много нового и полезного: проделываем опыты с водой, снегом, песком, узнаём о мире вещей и предметов; отгадываем загадки и читаем рассказы о природных явлениях и фокусах.

Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей) – те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формируются от имени сказочных героев.

В уголке экспериментирования у нас живёт «гномик Антошка», который многое хочет узнать и всем интересуется, от его имени предлагаются задания записки.

В уголке экспериментирования дети учатся:

- узнавать времена года, давать им характеристики.

- знакомятся с пословицами и поговорками о природе, учат стихи.

В свободном досуге могут рассматривать различные иллюстрированные тематические подборки.

Имеется подборка дидактических игр: игры с прищепками, «выложи орнамент из крупы», «укрась платье», «зашнуруй животных».

Функционирует мини- библиотека, где дети обмениваются опытом, рассматривают «умные книжки», энциклопедии. Иллюстрации, что способствует развитию словаря.

В группе организован огород, в котором растут: лук, укроп, бархатцы.

Мы с детьми посадили лук и вели наблюдение за его ростом, а когда он вырос, мы срезали зелень и вместе с удовольствием съели. Вели наблюдение за ростом бархатцев, семена которого мы собрали осенью на клумбах и вот под Новый год они зацвели. Дети были в восторге, это было как чудо!

По ходу наблюдений составляли модель роста растений.

Так же с бархатцем и луком провели эксперимент: как ведёт себя растение без полива и без света.

На прогулке наблюдаем за живой и неживой природой, за сезонными изменениями. Сначала прошу рассказать о том, что видят, затем по наводящим вопросам «какой?», «какая?», «какое?», «что делает?» описываем объек или явление. В результате этого словарь ребёнка пополняются существительными, прилагательными, наречиями, глаголами. Обязательно включаю тактильное обследование (если это возможно) потрогать лёд, снег, траву, жука. В конце наблюдения обязательно делаем вывод.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендую родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. С этой целью для родителей провела консультацию, посвящённую детскому экспериментированию. Родители для экспериментирования подарили много интересных вещей: пуговицы, бусинки, камешки, пробки, различные мерные стаканчики, песочные часы.

Систематическая работа по формированию развития речи у детей с использованием экспериментальной деятельности даёт свои результаты:

1. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный.

2. Дети активнее стали работать на занятиях, у них развилось внимание, наблюдательность, повысилось творческое мышление, воображение.

3. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Составляют небольшие небылицы и творческие рассказы.

В дальнейшем я планирую продолжить развивать речь детей средствами экспериментальной деятельности. В настоящее время мною разрабатывается комплекс различных мероприятий: план работы по использованию экспериментирования для развития речи детей, включить экспериментирование во все виды деятельности,

организовать совместно с родителями «музей воздуха», проект «Неизведанное рядом», родительское собрание «Играя, познаём мир».

Публикации по теме:

Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.

Карта анализа индивидуального логопедического занятия Наличие коррекционно-развивающей программы Подготовка к занятию Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование методов, приёмов, средств, способствующих созданию интереса, мотивации к речевой деятельности
Опубликовано: 29 января 2014 в 16:59
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...