Получи документы

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Наталья Денисова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд обязательных требований к образованию детей дошкольного возраста и обеспечению равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

Основная цель дошкольного образования – дать всем детям, в том числе и детям с ОВЗ, равные стартовые возможности и обеспечить им безболезненный переход их к обучению в школе.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Федеральным государственным образовательным стандартом определены основные направления работы. Одним из этих направлений является сохранение и укрепление здоровья детей.

ФГОС ДО ставит перед дошкольным образованием ряд задач.

На первом месте стоит задача - Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе и их эмоционального благополучия).

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние десять лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

В этой связи весьма актуальным стал вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е. обеспечение такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, и способствует его укреплению.

Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Особое внимание следует уделить этой проблеме потому, что у детей с нарушениями речи имеются своеобразные особенности их физического и психического развития.

Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе - это оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и укрепления здоровья детей, в ходе которого необходимо:

• Создать условий, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка;

• Повысить адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

В основе использования здоровьесберегающих технологий лежит целый ряд принципов:

• принцип «Не навреди!»;

• принцип сознательности и активности;

• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип доступности и индивидуальности;

• принцип всестороннего и гармоничного развития личности;

• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

• принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;

• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Проектная деятельность по использованию этих технологий предполагает участие всех субъектов образовательного процесса - не только педагогов ДОУ (воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию учителя-дефектолога и учителя-логопеда, но и родителей.

Можно выделить 3 основных вида здоровьесберегающих технологий:

• Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

• Технологии обучения здоровому образу жизни;

• Коррекционные технологии.

В коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья можно использовать самые разнообразные технологии как традиционные, так и нетрадиционные.

К традиционным технологиям относятся:

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, штриховка, которые благотворно влияют не только на развитие речи, но и на развитие интеллекта детей. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. Помимо развития тонкой моторики пальцев рук эти игры оказывают благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей.

Упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики, необходимые для исправления неправильного звукопроизношения. Развитие речевого дыхания и артикуляционной моторики играют большую роль в формировании правильной речи.

Физминутки, направленные на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

К нетрадиционным относятся:

• пескотерапия (игры с сухим и мокрым песком «Найди игрушку», «Изобрази предмет» и т. д., рисование на песке,

• Прищепочный массаж (игры с прищепками);

• Ниткография;

• Использование иппликатора Кузнецова;

• Су-Джок терапия;

• Самомассаж;

• Зрительная гимнастика;

• Кинезиологические упражнения;

• Биоэнергопластика;

• Аурикулотерапия;

• Психогимнастика;

• Релаксация;

• Логоритмика.

В последнее время значительно возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам, методам и средствам работы с детьми.

Одним из них является метод использования Су-Джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-Джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, является достаточно хорошей системой самооздоровления.

Использование Су-Джок массажеров в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения, развитию словарного запаса и грамматического строя речи способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и дает возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.

Так же для нормализация мышечного тонуса можно применять элементы самомассажа лица и пальцев рук.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции недостатков речи, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий и оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Для развития концентрации внимания, обеспечения межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умения управлять движениями и контролировать свое поведение можно использовать зрительную гимнастику.

Кинезиологические упражнения, направленны на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

Следующим нетрадиционным видом здоровьесберегающих технологий является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это совместные движения органов речевого аппарата и кистей рук, которые активизируют интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. Биоэнергетические упражнения улучшают не только речь ребенка, но также его память и внимание.

Аурикулотерапия – это система лечебного воздействия на точки ушной раковины путём массажа (надавливания, растирания) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла, в сопровождении стихов

Эффективно использовать психогимнастику: упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации, снятие эмоционального напряжения.

Следующий вид здоровьесберегающих технологий – это релаксация.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.

На логоритмических занятиях проводится упражнения логоритмики, направленные на развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Можно применять в работе с детьми также:

• Арттерапию;

• Сказкотерапию;

• Музыкотерапию;

• Аромотерапию под контролем врача-педиатра.

Комплексное использование в коррекционно-развивающей работе традиционных и нетрадиционных здоровьесберегающих технологий способствует:

• повышению уровня речевого развития и творческих способностей детей.

• улучшению эмоционального благополучия каждого ребёнка.

• стабильности физической и умственной работоспособности во всех сезонах года.

Это позволяет:

• снизить утомляемость,

• улучшить эмоциональный настрой,

• повысить работоспособность детей дошкольного возраста,

• сохранить и укрепить их здоровье.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда -1- Что бы мы ни говорили, как бы ни сопротивлялись прогрессу, факт остается фактом: компьютер настойчиво входит в нашу повседневную жизнь,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению.

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста»Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста» Здоровье сберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Использование в работе учителя-логопеда игровых компьютерных технологийИспользование в работе учителя-логопеда игровых компьютерных технологий В своей работе испробовала и внедряю компьютерные технологии - обучающие игры «Мерсибо». Информация на экране компьютера в игровой форме.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в ДОУ. Н. А. Шибарова., воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №10, г. Мценск.

Мастер-класс «Использование интерактивной среды в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» Дошкольное детство проходит быстро и педагогам вместе с родителями надо постараться сделать это время счастливым и ярким для наших детей.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда» .

Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурной оздоровительной работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в физкультурной оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий (игровой стретчинг, фитбол) в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. С внедрением ФГОС.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста,.

Презентация к мастер-классу «Использование интерактивной среды в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» Мы живем в веке новых технологий, стремительного развития информационного общества, когда компьютерные средства прочно вошли в нашу жизнь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 17 июля 2018 в 12:59
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД