Получи документы

Конспект занятия «Как жили люди на Руси» (6 фото)

Марина Ровина
Конспект занятия «Как жили люди на Руси»

Виды деятельности:

— познавательно-исследовательская;

— коммуникативная;

— двигательная;

Вид ОД: знакомство с окружающим миром.

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

• Познакомить детей с избой – жилище крестьянской семьи, с предметами русского быта.

• Систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской).

Публикация «Конспект занятия „Как жили люди на Руси“» размещена в разделах

• Формировать интерес к произведениям устного народного творчества– русским народным сказкам; закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям. Познакомить с докучными сказками.

• Познакомить с куклами-самоделками, способствовать умению мастерить куклу из ложки и платка.

Развивать: коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок, мелкую моторику пальцев рук; обогащать словарный запас.

Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору.

Словарная работа: изба, горница, ухват, самовар, чугунок, коромысло, лапти, колыбель, косоворотка, порты, кокошник, картуз.

Структура ОД:

1. Вводная часть

2. Основная часть

а) русский национальный костюм (ИКТ).

б) русский быт (практическая деятельность).

в) русские народные сказки (практическая деятельность).

3. Заключительная часть (подведение итогов – 3минуты).

Предварительная работа: проведение ОД «Русские народные игры», чтение и рассказывание русских народных сказок, создание альбома «Русские красавицы», игра «Кукла — наряжайка «Аленушка».

Оборудование к ОД: ноутбук, телевизор, макет мини избы, мини предметы русского быта, сундучок, Русская народная игра «Змея», пальчиковая игра «У оленя дом большой», считалочка «Дудочка».

Русские народные сказки», самодельные куклы, деревянные ложки, платочки, русский женский костюм.

Ход ОД

Воспитатель встречает детей в русском народном костюме, обращает внимание детей на костюм.

— Я сегодня одета необычно. Что за костюм надет на мне? (Русский народный). Как называется платье без рукавов? (Сарафан). Блузка? (Рубаха). Как называется головной убор? (Кокошник). Кокошник от слова «кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Кокошник носили женщины по праздникам.

— А сейчас мы посмотрим, как одевались мужчины и дети на Руси.

(Показ слайдов)

Мужская рубашка называлась косоворотка. Почему она так называлась? Косоворотка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Разрез сбоку на косоворотке, создавался специально для того, чтобы нательный крестик не выпадал во время работы.

У русской традиционной косоворотки разрез с застёжкой был, как правило, смещён влево, реже вправо. Первые изображения рубахи с такой застёжкой относят к XV в.

Полотняные косоворотки традиционно широко использовались в России в гражданском обиходе, являясь синонимом русской мужской рубахи, а также в качестве нижнего солдатского белья.

Косоворотка в конце XIX века у русских была основой любого костюма. Встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки.

Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.

Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке, дома и т. д.) косоворотки носили с жилетом.

Штаны – порты, на голове – картуз, на ногах – лапти.

Мы с вами узнали, как одевались люди на Руси.

2. А сейчас мы узнаем, как люди жили? Как выглядели их дома? Раньше Русь называли деревянная, как вы думаете почему?

-А почему Русь называли «деревянной»?

(Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен, называли их избами.) .

Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувства родства с окружающим миром. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня». Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они тёмно-коричневые, а на солнце – как тёплый светящийся мёд. Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.

Давайте вспомним пословицы об избе, которые сложил русский народ.

• Избу ставят, Бога славят.

• Своя избушка - свой простор.

• Изба детьми весела.

• Изба красна углами, а обед пирогами.

• Изба крепка запором, а двор - забором.

• Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.

• Красна изба углами, а человек добрыми делами.

• Всего дороже честь сытая и изба крытая.

Давайте вспомним сказки, где встречаются деревянные строения (избы, терема, хоромы, палаты)

(«Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок», «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)

Давайте выстроим получившуюся цепочку:

Землянка, изба, терем, палаты.

Что общего у этих строений? (Они сделаны их брёвен)

- Какие же породы деревьев использовали славяне для строительства всех этих сооружений? (На сруб – хвойные породы деревьев: ель, сосна, лиственница). - Почему? (Хвойные деревья обеспечивали проветривание дома, это дерево «дышит», оно смолистое и менее подвержено гниению)

(На крышу – осину).

1. Как раньше назывались дома? (избами) Правильно, раньше дома строили из дерева и называли их избами. Еще избы называли срубами, потому что их

рубили топором.

(Показ слайдов с изображением различных русских изб)

2. В избе была одна комната – горница.

Сейчас я хочу пригласить вас в миниатюрную горницу.

(Из-за занавески горницы появляется домовенок Кузя)

— Кто это? (Домовенок Кузя). А кто такой домовой? (Ответы детей). В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Его в народе еще зовут «дедушкой», «хозяином». Сегодня в народе празднуется Ефремов день, Кудесы – «именины» домового.

1. А что вы знаете о домовом?

Давайте составим его словесный портрет.

2. Кто такой домовой?

3. Во что он одет?

4. Какого роста?

Дети: Домовой – хозяин избы. Он одет в обычный крестьянский костюм (штаны и рубаха, отличается от людей только маленьким ростом, да большой бородой (у домовых постарше). Считается, что домовой – маленький весёлый старичок. Живет в избе за печкой, он очень не любит непорядка в семье и ссор, драчливых, ленивых и злых хозяев.

Зато у людей хороших и трудолюбивых домовой изо всех сил создаёт уют и тепло. Считалось, что домовой сохраняет дом от пожара, потопа и различных пропаж, помогает найти потерянные вещи, а также выпроводить незваных гостей. Кроме того, дух дома являлся отличным нянькой для самых маленьких жильцов: он оберегал малышей от травм и ушибов, помогал убаюкать непосед вечером. А еще домовой очень любит пошалить.

5. Как вы думаете как?

Дети: Спрятать что-нибудь.

Верно. И тогда мы говорим поговорку.

Есть поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его. Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, как вы думаете почему? Чтобы не попадаться им на глаза и не испугать. Домовой любит жить за печкой.

Домовенок говорит детям, что очень ждал их, хочет с ними поиграть.

Физкультминутка. Русская народная игра «Змея»

«Змея» ходит перед игроками со словами:

Я змея, змея, змея,

я ползу, ползу, ползу.

Подходит к одному из игроков:

– Хочешь быть моим хвостом?

– Хочу!

– становись за мной!

Идут вдвоё м:

Я змея, змея, змея,

я ползу, ползу, ползу.

Подходят к другому игроку:

– Хочешь быть моим хвостом?

– Хочу!

–Ползи!

Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих. После этого «Голова змеи» ловит «хвост», образуя хоровод.

Воспитатель: Какой у вас получился весёлый дружный хоровод!

Домовой приглашает детей в горницу, обращает внимание, что здесь много старинных предметов (домашней утвари). Русские люди придумали про них загадки.

Домовой:

— Эй, ребята, не зевайте, и загадки отгадайте!

Воспитатель:

— Нужно отгадать загадку и показать предмет.

1. Наша толстая Федора

Наедается не скоро,

Но зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

Воспитатель:

— Печь была в каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

— В каких русских народных сказках упоминалась печь? (ответы детей)

Лиса, заяц и петух

Снегурушка и лиса

Мужик, медведь и лиса

Кот, петух и лиса

Колобок

Курочка Ряба

Волк и коза

Зимовье зверей

Медведь и петух

Морозко

Старуха — говоруха

Крошечка — Хаврошечка

Баба-Яга

Василиса Прекрасная

Гуси-лебеди

Сивка-бурка

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Каша из топора

По щучьему веленью

Мальчик с пальчик

Царевна-лягушка

Волшебное кольцо

2. Три братца

Пошли купаться.

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли. (Ведра, коромысло)

— В какой сказке говорится о ведрах и коромысле? (Лиса и волк, По щучьему велению, Морозко.

3. У печи стоит предмет,

Он тяжелый, спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен.

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)

4. Рогат, а не бодает,

Не ест еду, а хватает.

Схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт. (Ухват)

5. У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит.

Шипит, кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

6. Пароход стоит на нем,

Пароход с горячим дном.

По рубашкам и по брюкам

Пароход тот поведем. (Утюг)

7. Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)

Какие сказки про лапти, вы, знаете? («Пузырь соломинка и лапать», «Лиса лапотница»).

8. Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут (сундук).

(Рассматривают сундучок)

Воспитатель:

— У меня тоже есть сундук и в нем прячутся сказки.

А теперь, дорогие, посидите, да умом пошевелите.

Начинаются сказки, катятся с гор салазки.

А это было, голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну.

Тогда сказки по воздуху летали.

Друг друга за крылышки хватали.

Я за ними на золотом коне скакала,

Да в сундук эти сказки собирала,

А вот какие сказки, вы узнаете, когда мои загадки отгадаете.

— Садись, Кузенька, на печку, слушай, как дети будут отвечать.

1. Вымолвил словечко, покатилась печка. Прямо из деревни, к царю да царевне. И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению).

2. Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок).

3. Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).

4. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,

Очень вкусная вода, в ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

5. Мышка дом себе нашла, мышка добрая была. В доме том, в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок).

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель:

— В моем сундучке есть еще сказки, сейчас одну из них я вам расскажу.

Встал медведь на колоду –

Бултых в воду!

Уж он в воде мок, мок,

Уж он в воде кис, кис,

Вымок, выкис,

Вылез, высох.

Встал медведь на колоду…

Как называется такая сказка? (Докучная)

Почему она так называется? (Ответы детей). Что такое «докучная сказка»? Рассказ детям (с примером).

Давайте для начала разберёмся со словом «докучать». Докучать — это надоедать, допекать, цепляться. Докучный – приставучий, докучающий просьбами, наводящими тоску.

Докучные сказки сочинялись, в том числе и для того, чтобы сказитель мог отбиться от надоедливых слушателей, которые требовали поведать ещё и ещё одну сказку. Но невозможно было бесконечно повествовать. Чтобы сдержать пыл, рассказчик затягивал докучную сказку. От неё все уставали – таким образом, посиделки заканчивались.

(Ответы детей). Что такое «докучная сказка»? Рассказ детям (с примером).

Докучная сказка – это ещё одна жемчужина, придумка русского народа.

Докучная сказка относится к такому типу сказок, в которых несколько раз повторяется один и тот же отрывок текста. В сказке такого рода развития сюжета не происходит.

Произведение похоже на цепочку с одинаковыми звеньями. Звенья скрепляются между собой характерными вопросами, выражениями типа «не начать ли сказочку сначала»? И далее следует повторение отрывка.

Какие характерные особенности докучной сказки?

Цикличность, повторы, движение сюжета по кругу. Персонажи совершают одни и те же действия, бесконечно повторяющиеся.

Что высмеивают докучные сказки?

Различные недостатки человека, они проверяют человека на смекалку, приучают быть внимательным.

Пример докучной сказки

— Сочинить для тебя докучную сказку?

— Сочинить.

— Ты говоришь «сочинить», я говорю «сочинить». Сочинить тебе докучную сказку?

— Попробуй.

— Ты говоришь «попробуй», я говорю «попробуй». Сочинить тебе докучную сказку?

— А зачем?

— Ты говоришь «зачем», я говорю «зачем».

Загадка: Без рук, без ног во все стороны клонится. (Колыбелька).

Мать качает дитя в колыбельке и поет ему песенку. Как называется такая песенка? (Колыбельная). Кто-нибудь знает колыбельную песенку? (Ответы детей)

Воспитатель заглядывает в сундучок – и видит конверт с последним заданием (там лежат ложки и лоскутки). Смастерим куклу «Аленку» из ложек.

-Раньше не было игрушек, люди мастерили их сами. Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку на скорую руку из ложки и платочка.

Воспитатель показывает, как сделать такую куклу и предлагает детям сделать куклу самостоятельно. (Работа в парах)

Рефлексия

-Дети, что мы нового сегодня узнали?

Что вам было особенно интересно?

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа с народными праздниками.

Воспитатель хвалит детей.

Конспект занятия «Как жили люди на Руси»
Фото «Как жили люди на Руси»
Конспект занятия - фото
Фото №1 Виды деятельности познавательно исследовательская коммуникативная двигательная Вид ОД знакомство с окружающим миром Фото №2 Цель познакомить детей с жизнью бытом и творчеством русского народа приобщать к народным традициям и обычаям Фото №3 Задачи Познакомить детей с избой жилище крестьянской семьи с предметами русского быта
Публикации по теме:

«Как жили люди на Руси». Мини-музей предметов русского быта. Конспект НОД в ИРС для детей 6–7 лет«Как жили люди на Руси». Мини-музей предметов русского быта. Конспект НОД в ИРС для детей 6–7 лет Цели: продолжить знакомство детей с жизнью наших предков, с русскими традициями. Воспитывать интерес к национально – культурной жизни русского.

Конспект занятия «Князь Владимир — креститель Руси» (подготовительная группа) Цель: Рассказать детям, как христианство пришло на Русь. Познакомить детей с князем Владимиром - крестителем Руси объяснить смысл крещения.

Фотоотчет об интерактивном занятии «Как жили в старину»Фотоотчет об интерактивном занятии «Как жили в старину» В сотрудничестве с работниками Веневского музея в старшей группе было проведено интерактивное занятие «Как жили в старину». Программное.

Конспект интегрированного занятия «Семейные обычаи на Руси». Подготовительная к школе группа Программные задачи. Воспитательные задачи: создать условия для воспитания уважения, интереса к обычаям старины, к русскому фольклору; воспитание.

Конспект открытого занятия в средней группе «Женская одежда на Руси» Конспект открытого занятия в средней группе на тему: «Женская одежда на Руси» Цель: Познакомить с русским народным женским костюмом. Задачи:.

Конспект занятия по познавательной деятельности во второй младшей группе «Деревья как люди» Конспект занятия по познавательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «Деревья как люди». Пр. сод. Формировать представления о.

Конспект занятия «Вода и люди»Конспект занятия «Вода и люди» Вода и люди. Цель: уточнить и расширить знания детей о значении воды. Задачи: 1) уточнить знания детей о различных состояниях воды, 2).

Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа) Цель занятия: Формировать представление о жизни древних славян. Воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к предмету.

Конспект занятия «Театр кукол на Руси» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей возникновения театра на Руси, с традициями и обычаями русского народа. Познакомить детей с Петрушкой,.

Юлия Дронь Конспект занятия по ОО «Познавательное развитие» ФЭМП «Как люди измеряют время» (старший возраст) Конспект занятия по ОО «Познавательное развитие» ФЭМП «Как люди измеряют время» (Старший возраст) Юлия Дронь Конспект занятия по ОО «Познавательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Как жили люди на Руси»
Опубликовано: 10 мая 2017 в 15:25
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД