Комплексная система работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Ирина Салахетдинова
Комплексная система работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Добрый день уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом своей работы.

3 слайд Вашему вниманию представляю тему моего выступления:

«Комплексная система работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».

4 слайд Актуальность выбранной темы объясняется тем, что дороги, транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают, и будут увеличиваться в дальнейшем. Нынешним детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности

автомобильного движения, а потому с каждым днём всё сложнее обеспечить их безопасность.

В последние годы стало очевидным, что безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных, ситуациях на улицах города.

У дошкольников еще отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку. Оказавшись на улице, ребенок попадает в зону опасности, поэтому следует учить его находить быстрое решение, выхода из сложной ситуации.

В детском саду, начиная с дошкольного возраста, мы начинаем обучать детей правилам дорожного движения. Прививать им навыки безопасного поведения в дорожной ситуации и положительное отношение к решению данной задачи.

Самый лучший пример для ребенка – это мы взрослые. Если мамы и папы будут нарушать правила дорожного движения, то и дети тоже будут их нарушать. Взрослые должны быть примером для своих детей. Главной задачей родителей и педагогов, является – доступно разъяснить правила, а при выборе форм обучения донести до детей смысл – опасность несоблюдения правил.

5 слайд. Теоретическое обоснование данной темы – это разработанная концепция федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".

В концепции определены направления работы, в том числе:

• «продолжение организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в детских дошкольных учреждениях и школах (создание уголков и кабинетов безопасности дорожного движения, подготовка учебных программ и методических материалов для проведения занятий с детьми по безопасному участию в дорожном движении)».

Задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста реализуются с помощью методических пособий. Которые тоже представлены на этом слайде. Таких как:

• Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Фетодова; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2006.

• Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. / О. Ю. Старцева– М. : ТЦ Сфера, 2008.

• Шорыгина Т. А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т. А. Шорыгина– М. : ТЦ Сфера, 2009.

• Программа «Основы безопасности» Авторы: кандидаты психологических наук Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.

6 слайд Изучив теоретическое обоснование по данному вопросу была поставлена цель: «Формирование у детей модели безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте, позволяющая действовать адекватно в конкретной реальной дорожной ситуации».

Задачи, которые помогут реализовать эту цель:

• создание условий по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дороге;

• воспитание у детей осознанного отношения к правилам и нормам поведения в различных ситуациях на дороге;

• развитие у детей самостоятельности и ответственности;

• формирование представлений о безопасности поведения в различных дорожных ситуациях;

• учить детей регулировать свои поведенческие реакции;

• учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций на дороге;

• обогащение словарного запаса детей и развитие связной речи.

Слайд 7 Для успешного решения этих задач в работе с детьми я придерживалась следующих принципов организации образовательного процесса:

• Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

• Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

• Принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе;

• Принцип психологической комфортности – Заключается в снятии по возможности стрессовых факторов

• Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;

• Принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;

• Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Слайд 8 Для воплощения данной идеи была выстроена система работы, представленная на данном слайде. Остановлюсь на каждом компоненте поподробнее.

Слайд 9,10,11 Особое внимание я уделяю построению развивающей предметно -пространственной среде в группе.

Большое внимание уделяю подборке необходимого развивающего материала в соответствии с темой работы по дорожной безопасности и отражению изучаемой темы во всех центрах развития детей.

Важно отметить, что мои воспитанники принимают активное участие в создании развивающей предметно- пространственной среды групп (совместно со мной и родителями занимаются изготовлением макетов, иллюстрированных альбомов, буклетов, безопасных маршрутов из дома в детский сад, самостоятельно выполняют художественно-творческие работы, посвященные тематике безопасного дорожного движения).

Слайд 12 В процессе деятельности был разработан перспективный план работы. Были определены разнообразные формы работы обучения детей правилам поведения на улице, такие как:

• тематические занятия

• беседы

• чтение художественной литературы

• рассматривание картин, плакатов

• дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры

• целевые прогулки

• экскурсии

• развлечения

• конкурсы рисунков

• изготовление атрибутов для игр

• проблемные ситуации

• проектная деятельность

Слайд 13 Был выстроен алгоритм работы с детьми:

• Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация)

• Самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач)

• Практическая отработка умений и навыков (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации)

Слайд 14 Результаты детской деятельности представлены на данном слайде.

Слайд 15 Так же была выстроена система работы с родителями детей группы.

Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице. В этих целях широко используются:

- информация на стендах, в папках-передвижках

- семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений,

- деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми.

Интересны и такие формы работы:

- «открытые дни» с просмотром совместной деятельности,

- совместные праздники и развлечения («Дорожная азбука»,

- семейные проекты «Грамотный пешеход».

Слайд 17 Не маловажным условием для планирования работы с детьми является анализ знаний детей. На первоначальном этапе была проведена диагностика с целью

- выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы;

- определение уровня сформированности учебных навыков;

- определение уровня развития познавательной деятельности у детей.

Для сбора необходимой информации о детях использовались следующие материалы по ПДД:

1. Предметные картинки, макет "Улица", строительный материал, сюжетные картинки, дорожные знаки, схемы дорожных "ловушек".

2. Тест для оценки зрительного восприятия, внимания «Найди и назови»

3. Тест на определение оценки объема кратковременной зрительной памяти «Запомни и найди рисунок».

После проведения диагностики были получены следующие результаты:

У 21% детей навыки по ПДД – не сформированы (низкий уровень)

У 54 % детей проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.

И у 25 % детей – высокий уровень.

Слайд 18 Проведенный Мониторинг результатов освоения детьми Образовательной программы ДОУ образовательной области «Безопасность» свидетельствует, что в результате целенаправленной работы по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения отмечается положительная динамика.

Об этом говорят следующие результаты:

У 29 % детей - проявляется интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимают активное участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, но путаются в понятиях. (средний уровень)

У 71 % детей прочные знания об окружающем мире. Используют полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы. (высокий уровень)

Дети с низким уровнем отсутствуют.

Следует отметить, что данные результаты позволяют сделать вывод о формировании у детей таких интегративных качеств как «Любознательный, активный», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».

Слайд 19 С учетом анализа данного опыта можно сделать вывод, что система проведенной работы оказалась эффективной. Об этом свидетельствуют результаты работы:

• Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе;

• Значительно повышен уровень компетентности и заинтересованности родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей;

• Обеспечена преемственность в работе по обучению детей ПДД с семьями;

• Разработаны сценарии для проведения занятий, развлечений, праздников, досугов, памяток по ПДД;

• Разработаны картотеки различных видов деятельности детей по обучению правилам дорожного движения;

• У воспитанников подготовительной группы сформированы практические умения ориентирования в дорожно-транспортных ситуациях, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, развиты устойчивые навыки безопасного поведения в сложных дорожных ситуациях;

Слайд 20. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

prezentacija-sia_jec66.pptx | 10618,86 Кб | Скачан: 3
 
Публикации по теме:

«Знакомство детей дошкольного возраста с правилам дорожного движения» (фотоотчет)«Знакомство детей дошкольного возраста с правилам дорожного движения» (фотоотчет) С каждым годом растёт и хорошеет наш город. Много в нём широких, красивых улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на проспектах.

Конспект теоретического занятия по обучению правилам дорожного движения «Азбука дорожного движения» Категория: 6-7 лет Задачи: Образовательные: • Познакомить детей: - с понятием «транспортное средство»; - с особенностями светофора для.

Методическая разработка по обучению детей старшего возраста правилам дорожного движения «Дорожные приключения Иванушки» Введение В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной.

Методика обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Комплексная система работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 20:02
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Памятная дата сказки «Аленький цветочек»
Сколько лет любимой сказке? 2018 год знаменателен тем, что любимейшей сказке многих взрослых и детей «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова исполняется...
Фотоотчет «Спортивный праздник «Зимние забавы» для детей старшего дошкольного возраста»
В рамках Всероссийской акции "Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам" в нашем дошкольном образовательном учреждении был проведен зимний...
Фотоотчет о выставке совместного творчества родителей и детей «Осенние фантазии»
Фотоотчёт выставки совместного творчества родителей и детей "Осенние фантазии" Любовь Майорова" В нашей группе осенью прошла выставка совместного творчества...
Конспект занятия с применением игрового комплекса по развитию мелкой моторики рук...
Игровой комплекс «Зимние забавы» предназначен для развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: 1. Закрепить представления...
Дидактическая игра на закрепление знаний видов бумаги «Посмотри, потрогай, назови»
Чтобы расширить представления детей о видах бумаги я собрала коллекцию образцов видов бумаги, которую можно использовать не только в целях ознакомления с...