Лучший педагог года

Методическая разработка по обучению детей старшего возраста правилам дорожного движения «Дорожные приключения Иванушки»

Волхонская Оксана
Методическая разработка по обучению детей старшего возраста правилам дорожного движения «Дорожные приключения Иванушки»

Введение

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Публикация «Методическая разработка по обучению детей старшего возраста правилам дорожного движения „Дорожные приключения Иванушки“» размещена в разделах

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

В целом по стране, а также в нашем ГБДОУ, накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоционально- волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.

Итак, ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной.

Несмотря на принимаемые меры по снижению количества дорожно - транспортных происшествий с участием детей и подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться недопустимо высоким.

Количество ДТП по вине самих детей увеличивается.

Чаще всего участниками дорожно – транспортных происшествий становятся дети – пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. В каждой третьей аварии пострадавшими являются дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.

Исходя из выше сказанного с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и Правилам дорожного движения, выбирая наиболее подходящие для того или иного возраста формы и методы обучения.

Основная часть

Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять знания о правилах дорожного движения;

-Формировать умение применять знания, полученные ранее в практической деятельности;

-Активизировать речь детей, через развитие умения организовывать свои действия и действия других.

Развивающие:

- Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками;

-Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД.

Воспитательная:

-Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

-Продолжать воспитывать у детей привычку использовать в повседневной речи вежливые слова;

-Воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая.

Адресат: дети старшего дошкольного возраста

Форма проведения: игра- путешествие

Реализуемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Материалы и оборудование:

- музыка и аудио-магнитофон

- костюмы для героев

Современные образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие,

личностно-ориентированные

Предварительная работа:

в детском саду с воспитателями - наблюдение за стоящими автомобилями и движением транспорта во время прогулки; рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, разных видов транспорта; работа с дидактическим материалом «Дорожная безопасность»; чтение стихов на тему «Правила дорожного движения»; составление и разгадывание загадок по темам: «Транспорт», «Дорожные знаки»; изготовление: светофоров (высотой 10см, моделей зданий (дома, магазины и др.); коллективная работа - составление альбома «Дорожная азбука»;

с родителями – наблюдение за дорожным движением на улице; обсуждение различных ситуаций (наблюдение за тем как пассажиры выходят и заходят в автобус, где пешеходы переходят дорогу и т. д.); рассматривание и зарисовка дорожных знаков; изготовление дорожных знаков маленького размера (высота 10см); подбор материала и иллюстраций для оформления своей странички в альбоме «Дорожная безопасность», изготовление безопасного маршрута «Дом - детский сад»

Структурное описание

Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве, жил – не тужил Иванушка, гулял себе, песни распевал

(Иванушка вальяжно ходит песню напевает).

Вдруг откуда ни возьмись, Баба Яга налетела, закружила и чудес наворотила.

Баба Яга: - Я не страшная старушка,

Нарекли меня Ягой,

Говорят, что я плохая,

С костяною, что ногой.

Мной пугают всех детишек,

Что, летая на метле,

Я пытаюсь их поймать

И потом заколдовать.

(Баба Яга поет частушку и пританцовывает, начинает принюхиваться)

Баба Яга: - Русским духом пахнет

(замечает Иванушку)

Баба Яга: - Ты кто такой?

Иванушка : - Иванушка

Баба Яга: - Куда путь держишь Иванушка?

Иванушка : - По свету гуляю, хочу на людей посмотреть, да себя показать и новому научиться.

Баба Яга: - Ага, хочешь людей посмотреть, да новому научиться?

Раз, два, три, Иванушка в современный город попади…

Ведущий: Смотрит Иванушка по сторонам да диву дается

(Иванушка смотрит вокруг себя и удивляется)

Иванушка : - Дома стоят высоченные, кони мчат, только железные! Что же делать? Как мне быть (Хватается за голову)

Проходит мимо мальчик, обращает внимание на Иванушку

Мальчик Рома:

Что такое? Что случилось? Что стряслось?

Иванушка : - Попав в большой и шумный город,

Я растерялся, я пропал

Не знаю правил я особых,

Чуть под машину не попал

Мальчик Рома: - Так ты не знаешь правил дорожного движения?

Иванушка : - Нет а что это такое?

Мальчик Рома: - Я тебе помогу, в детский садик отведу, воспитатель все покажет и про правила расскажет

Ведущий: И только они собрались идти через дорогу, как загорелся красный свет у светофора, а Иванушка так и хотел идти дальше, его чуть не сбила машина. Тут раздался свисток инспектора дорожного движения

Инспектор: - Здравствуйте ребята, а разве вы не знаете, что на красный сигнал светофора идти нельзя?

Мальчик Рома: - Знаем, знаем, в садике и школе про это рассказывали

Инспектор: - А почему же вы не соблюдаете правила дорожного движения?

Рома: - Да я то знаю, а вот Иванушке надо рассказать про правила дорожного движения, ведь он не знает, как нужно через дорогу переходить.

Инспектор: - Ну что ж, я Вас тогда отведу в Детский сад, где вас обязательно научат правилам дорожного движения

Ведущий: Пришли Рома и Иванушка в детский сад.

Воспитательница читает ребятам книжку о правилах дорожного движения

Воспитательница: - Ребята отгадайте загадку:

В два ряда дома стоят, десять, двадцать, сто подряд

Квадратными глазами друг на друга глядят.

Все вместе: Улица

Воспитательница: Правильно, улица. Она такая большая, а мы с Вами такие маленькие, по дорогам ездят машины, и чтоб с нами не случилась беда надо обязательно знать правила дорожного движения, они нам всегда помогут!

Подходят Иванушка и мальчик Рома

Иванушка : - ой, а пока мы Ромой шли я тоже сочинил стишок!

Ну а я шагаю прямо

Где машины в ряд спешат,

И на знаки не смотрю я,

Пусть водители глядят!

Воспитательница: Иванушка, ты что, знаки ведь существуют не только для водителей! Но и для пешеходов! Вот дети у нас тоже знают частушки, но только правильные! Дети, давайте споём Иванушке!

Дети поют частушки:

1-й ребенок

Чтобы путь стал безопасным

И учеба не напрасной,

Знать нам надо, без сомненья,

Просто правила движенья!

2-й ребенок

Перед строгим светофором

Обещаю, что всегда

Идти буду на зеленый,

А на красный никогда!

3-й ребенок

Обещаю я, что в мячик

Буду во дворе играть,

А не на проезжей части,

Чтоб под транспорт не попасть!

Воспитательница:

Нарушителям закона

Приказание, друзья:

Выучить беспрекословно

ПДД от «а» до «я»!

Иванушка : - Я понял! Ведь моя безопасность на дороге зависит и от меня самого! Спасибо, ребята!

Воспитательница: Вот видишь, Иванушка, как полезно узнавать что-то новое! Теперь ты будешь ходить в детский сад и учить вместе с ребятами правила дорожного движения, а они тебе в этом всегда помогут! Да, ребята?

Все вместе: - Даааа!

Иванушка : - Вот спасибо Вам друзья,

Жить без правил нам нельзя

Должны знать все без исключения

Правила Дорожного Движения!

(Воспитательница с ребятами поет песню)

Песня «Правила дорожного движения» на музыку из мультфильма «Маша и медведь»

1. Много правил есть на свете

Их, конечно, нужно знать!

Но, важнее всех, поверьте,

ПДД всем соблюдать!

Мчат машины по проезжей.

Нам нельзя перебегать!

Должен ты остановиться

И зелёный подождать!

Припев:- 2 раза

Если правила движенья соблюдаются

Никакой беды с тобой не приключается!

2. Человечек нарисован,

По полосочкам идет.

Знают взрослые и дети –

Пешеходный переход!

Так же надо знать, конечно,

Что страдают часто те, Кто не слушается взрослых,

Кто забыл о ПДД

Припев:- 2 раза

Если правила движенья соблюдаются

Никакой беды с тобой не приключается!

Ведущий: - Соблюдайте их, друзья, нам без них никак нельзя,

Правила Дорожного движенья!

Ведущий: - Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Список использованных источников

1. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.

2. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М. : Центр педагогического образования, 2007.

3. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

4. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2008.

5. https://www.numama.ru Интернет- сайт «Ну, мама»

6. https://doshkolnik.ru Всероссийское сетевое издание «Дошкольник»

7. https://www.maam.ru Международный образовательный портал «МААМ. РУ»

Заключение

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. Известно, что многие родители слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей правилам дорожного движения.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Публикации по теме:

Конспект теоретического занятия по обучению правилам дорожного движения «Азбука дорожного движения» Категория: 6-7 лет Задачи: Образовательные: • Познакомить детей: - с понятием «транспортное средство»; - с особенностями светофора для.

Лэпбук «Детям знать положено!» по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Детям знать положено!» по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Цель - закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Я представляю Вам этот лэпбук, Он для детей замечательный друг. Будьте.

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста синквейну Наверное каждый педагог сегодня ищет и выбирает новые, интересные методики и ставит перед собой цели и задачи, решая которые, в первую.

Методическая разработка по правилам дорожного движения «Как дорожные знаки подружились с музыкальными» Автор музыкальный руководитель МБДОУ ОВ д/с№6 ст. Кущевской Наталия Викторовна Довгань Однажды Скрипичный ключ со своими подружками- нотками.

НОД по правилам дорожного движения в старшей группе «Дорожные знаки» НОД по ПДД в старшей группе. Цель: Продолжать формировать представлений о дорожных знаках. Задачи: 1. Расширять и закреплять знания детей.

Памятка педагогам по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения Тема: «Светофор»Рассматриваем: • 2 вида светофора: транспортный и пешеходный. В любой деятельность всегда упоминаются оба светофора (рисование,.

Развлечение «Как дети научили Кикимору правилам дорожного движения!» (для детей старшего возраста)Развлечение «Как дети научили Кикимору правилам дорожного движения!» (для детей старшего возраста) Развлечение «Как дети научили Кикимору правилам дорожного движения!» (для детей старшего возраста) Цель. Закреплять знания детей о правилах.

Сценарий развлечения по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Перекрёсток» Сценарий развлечения по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Перекрёсток» Воспитателя МБДОУ ЦРР детского.

Советы воспитателям по обучению детей правилам дорожного движения Советы воспитателям по обучению детей правилам дорожного движения «Программа воспитания в детском саду» предусматривает обучение детей дошкольного.

Викторина по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей. 2. Уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по обучению детей старшего возраста правилам дорожного движения «Дорожные приключения Иванушки»
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 13:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД