«Контакт, еще контакт, или как я совершенствую свои коммуникативные навыки»

Ирина Набиева
«Контакт, еще контакт, или как я совершенствую свои коммуникативные навыки»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №35 «Соловушка»

Консультация для преподавателей с элементами тренинга

На тему:

«Контакт, еще контакт, или как я совершенствую свои коммуникативные навыки».

Подготовила: педагог- психолог

Набиева Ирина Олеговна

г. Набережные Челны

Контакт, еще контакт, или как я совершенствую свои коммуникативные навыки.

Давайте сегодняшнюю нашу встречу начнем с понятия коммуникация. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми определениями этого слова.

По словам Фролова И. Т. коммуникация происходит от латинского communico «делаю общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким к нему по значению является русское слово общение [4].

Кондратьев М. Ю. считает, что коммуникация [лат. communico — делать общим] — это смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект [1].

В толковом словаре Ожегова С. И. коммуникация- это сообщение, общение. Речь как средство коммуникации (печать, радио, кино, телевидение) [3].

Если же говорить о совершенствовании своих коммуникативных навыков, то можно сказать, что это многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности.

Мы сегодня с вами собрались не просто так, а с целью совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки в разных ситуациях общения.

План занятия:

1. Приветствие «Знакомство и представление».

2. Упражнения: «Общение без слов», «Испорченный телефон», «Потерявшийся».

3. Рефлексия занятия: «Самораскрытие».

4. Задание для самостоятельной работы: «Оценка своей манеры слушать».

Вступление: в процессе общения мы решаем разнообразные задачи. Иногда стараемся просто информировать человека, часто пытаемся склонить его на свою сторону, нередко отговорить от поступка, предупредить об опасности. Поэтому момент установления контакта и наша тактика коммуникативного поведения в каждый конкретный момент играют иногда первостепенную роль. Очень важным здесь становится - что и как сказать, чтобы тебя восприняли, поняли, приняли. Сегодняшнее занятие поможет нам сконструировать разнообразные модели поведения в разных ситуациях общения и с помощью разных средств.

Приветствие «Знакомство и представление»

Цель: развитие чувства поддержки, создание доверительной атмосферы для работы.

Задание: дать почувствовать партнеру по общению, что участники настроены позитивно и относятся к нему с доверием и симпатией.

Инструкция: Начнем наше занятие с приветствия и выскажем друг другу пожелания на день. Встаньте в круг и по часовой стрелке говорите свои пожелания своему соседу.

Анализ упражнения:

1. Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелания?

2. Какие состояния появлялись у вас, когда к вам обращались с пожеланиями на день?

3. Какие трудности возникли у вас во время выполнения задания?

Упражнение 1. «Общение без слов»

Цель: фиксация внимания на чувствах, возникающих в результате прикосновений, физического контакта с партнером.

Задание: с помощью невербальных средств выразить чувства по отношению к партнеру, дать возможность почувствовать больше доверия к людям, участвующим в тренинге.

Инструкция: упражнение выполняется молча. Необходимо встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаться по команде ведущего. Оказавшиеся друг напротив друга люди образуют пару.

Ведущий дает команды: закрыть глаза и поздороваться с помощью рук; открыть глаза и двигаться дальше; положить руки на плечи друг другу и посмотреть в течение минуты в глаза партнеру, улыбнуться, опустить руки и начинать двигаться дальше; выразить поддержку партнеру с помощью рук.

Анализ упражнения:

1. Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?

2. Во время общения вам хотелось сократить или, наоборот, продолжить контакт?

3. Испытывали ли вы во время контакта «флюидные излучения партнера»?

4. В чем они выражались?

Упражнение 2. «Испорченный телефон»

Цель: демонстрация участниками встречи приемов слушания.

Задание: передать услышанную информацию своему партнеру по общению.

Инструкция: давайте вспомним детскую игру «Испорченный телефон». Поиграем в нее. А теперь еще один вариант для взрослых: все участники группы

выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили письмо, содержание которого вы должны передать следующему участнику группы. Текст вам сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное — как можно точнее выразить содержание».

Затем ведущий зачитывает текст первому участнику группы, который должен передавать его следующему вошедшему, тот — следующему и т. д.

Письмо:

«Дорогой Джо! Мы живем здесь вот уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но здоровье моё пошаливает, и я с удовольствием вернусь в Лондон. О Джун ничего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у нее скверные, и я не знаю, чем все это закончится».

Примечание: если текст при передаче от одного участника к другому сократился до такой степени, что выполнение упражнения становится бессмысленным, так как передача его становится слишком легкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитывает весь текст заново.

Анализ упражнения:

1. Что показалось сложным в данном упражнении?

2. Что вам понравилось?

Упражнение 3. «Потерявшийся»

Цель: определение степени доверия к собеседнику в процессе общения.

Задание: осознать, насколько глубоко доверие каждого к членам группы и как оно влияет на процесс установления контактов.

Инструкция: доверительные отношения к партнеру являются важной составляющей позитивного общения. Доверие бывает отчасти рационально объяснено конкретным опытом человека, отчасти может быть иррационально, потому что невозможно объяснить, почему доверяешь человеку. Предлагаемое упражнение даст возможность осознать степень доверия между участниками и показать влияние этого доверия на процесс общения. Всем предлагается сесть поудобнее, глубоко вздохнуть, закрыть глаза и представить. Вы путешествуете вместе с товарищами по обширному дремучему лесу. Идете и наслаждаетесь природой, но в какой-то миг теряете из виду людей. Вы понимаете, что нет смысла продвигаться дальше. Садитесь и начинаете ждать, может, вас найдет кто- либо из членов группы. (Ремарка для ведущего: на представление дается 1—2 мин.) Теперь задержите это событие в памяти и возвратитесь в реальность.

Анализ упражнения:

1. Кто именно искал вас в лесу?

2. Как отразилось в этом упражнении ваше доверие к конкретным участникам тренинга?

3. Что помогает или наоборот мешает развитию доверительных отношений в группе в процессе общения?

Рефлексия занятия. «Самораскрытие»

Цель: определение путем самоанализа настроя каждого участника на процесс учения.

Задание: ответить на поставленные вопросы. Найти способы корректировки деятельности.

Инструкция: следует закрыть глаза и слушать установки ведущего. Представьте себе шкалу от 1 до 10. «Единица» означает, что вы стесняетесь раскрываться, быть искренним и откровенным в процессе общения, а «десять» — что вы можете быть искренним и откровенным в своих высказываниях. Выберите оценку, которую поставите себе. Не открывая глаз, поднимите соответствующее количество пальцев. Держите их, пока не поступит команда открыть глаза.

Анализ упражнения:

1. Почему участник выставил себе такую оценку?

2. Что объединяет тех, кто поставил себе одинаковые оценки?

3. Чья оценка показалась неожиданной?

4. Что может изменить группа, сам участник, чтобы работать лучше?

Задание для самостоятельной работы

«Оценка своей манеры слушать».

Цель: развитие и корректировка умения слушать.

Задание: анализ ситуаций, в которых наиболее ярко проявлялись навыки активного слушателя.

Инструкция: чтобы лучше осознать свое умение слушать, навыки, привычки, рекомендуем каждую неделю проводить анализ ситуаций общения, отвечая на такие вопросы:

1. Какие техники слушания были мною использованы?

2. Я их применял осознанно или, скорее, интуитивно?

3. Пытаюсь ли я анализировать прошедшую ситуацию общения?

4. Если я слушал лучше, чем раньше, то в чем это выразилось?

5. Замечают ли мои коллеги перемены в моих привычках слушать? Как они на это реагируют?

Вот и подошла к концу наша встреча. Все молодцы, я надеюсь, что каждый для себя, исходя из сегодняшней встречи, возьмет все необходимое для развития коммуникативных навыков.

Комментарии к занятию

На данном занятии акцент нужно сделать на реализацию умений видеть, понимать собеседника, подстраиваться под него, налаживая позитивный контакт.

Использованная литература:

1. Кондратьев, М. Ю. Словарь по социальной психологии / М. Ю. Кондратьев. – М. : 2003. – 112 с.

2. Морева, Н. А. Тренинг педагогического общения: Учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. - М. : «Просвещение», 2003. - 304 с.

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : 2006. – 132 с.

4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М. : 2002. – 445 с.

5. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства для преподователей и студентов вузов и колледжей. Учебное пособие / С. Д. Якушева. - Оренбург: 2004. -230 с.

Публикации по теме:

Работа с родителями. Выставка «Зелёная красавица»Работа с родителями. Выставка «Зелёная красавица» Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,формиравание гармоничной личности-- необходимо развитие тесной связи взаимодействия.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Дикие животные
  • Осень
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Контакт, еще контакт, или как я совершенствую свои коммуникативные навыки»
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 12:35
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...