Папки-передвижки

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Надежда Лапшина
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Конспект урока литературного чтения в 3-м классе по теме "Кто родителей почитает, тот вовек не погибает"

Лапшина Надежда Михайловна, учитель начальных классов

___

Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». В. Осеева «Печенье», «Лекарство», Емельянов «Мамины руки».

Публикация «Конспект урока литературного чтения в 3 классе „Кто родителей почитает, тот вовек не погибает“» размещена в разделах

Цель: приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость); совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения; развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.

Задачи:

Образовательная: Совершенствовать навыки сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения.

Развивающая: Развивать творческие способности, ассоциативное мышление.

Воспитательная: Воспитывать приобщение к общечеловеческим ценностям

Ход УРОКА

1. Организация внимания учащихся

2. Минутка чистой правильной речи

– Прочитайте глазами, а затем вслух, правильно поставив ударение в словах. Своё несогласие или недоумение выразите поднятием руки.

Каталог, кремы, звонит, ремень, мельком, закупорить, столяр, досуг, ворота, жалюзи, банты, торты, шарфы, хвоя, заржаветь.

– Что вас смутило? А так ли важно произносить правильно слова? Это может в дальнейшей жизни каким-либо образом пригодиться?

– Тогда ещё одно слово я предлагаю вам. Облегчить.

– Для лучшего запоминания попробуем подобрать слова-рифмы.

Облегчить – заточить, намочить, полечить.

– Попытайтесь сейчас придумать двустишие.

Как же душу облегчить?

Добротою полечить.

или:

Я труд мамы облегчил:

Коврик грязный замочил.

– Возможно, к концу урока у вас появится ещё вариант.

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение произведения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

3. Работа над темой урока

На доске пословицы:

• Так как Бог не может поспеть повсюду, он создал мать.

• Тому, кто в юности своей

Не чтил отца и мать,

Почёта от своих детей

Не суждено узнать.

– Что значит почесть, чтить, почитать? (Относиться с любовью, уважением)

Чему в гнезде училась птица,

То ей в полёте пригодится.

– Прочитав все эти персидские пословицы, как вы считаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей)

– Что создают родители? (Семью)

4. Создание кластеров

– Что написано в центральном круге? Семья, что это в вашем понимании, какие ассоциации приходят на ум?

5. Физминутка

Раз, два, три, четыре

(хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире?

(повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять

(Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать;

(указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

(загибают поочередно пальцы на руке)

6. Создание синквейнов на тему «Семья»

Знакомство с биографей В. Осеевой

– В далёком 1902 году в г. Киеве, что в Украине, родилась Валентина Александровна Осеева, ставшая замечательной писательницей. Но прежде, чем писать о детях и для детей, она сначала поработала воспитательницей в детском саду. Она писала рассказы, сказки, стихи, повести. «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Динка» – одни из самых известных её произведений.

– Какие произведения Осеевой вам посчастливилось прочитать? (Ответы детей)

– Прочитайте название раздела. Как вы понимаете данное название?

(Чтение учителем рассказа «Печенье»)

-Почему они так поступили?

-Как на их месте поступили бы

вы?

-Что о ребятах говорят

другие персонажи: мама и

бабушка?

- Охарактеризуйте мальчиков.

-Хотели бы вы иметь таких друзей?

Почему?

– Представьте себя художниками, какие бы вы взяли краски, чтобы в цвете выразить своё душевное состояние, прослушав рассказ? Почему именно такие тона?

– Как вы считаете, что это: завтрак, обед, ужин?

– Как начинался ужин? Прочитайте.

– Почему молчали мама и бабушка?

– Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье?

– Какими растут мальчики?

– Кто такой эгоист? (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)

– Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными?

– Из чего это видно? (Многоточие в конце рассказа)

7. Чтение детьми по ролям.

Чтение рассказа Осеевой «Лекарство»

-Предположите по заголовку и иллюстрации, о чём рассказ Осеевой «Лекарство»?

(чтение рассказа детьми)

Какой изображена героиня в начале рассказа?

-Как вы должны читать ее реплики,

ведь недаром доктор подчеркивает

слово «командовать»?

- Прочитайте ещё раз рассказ, самостоятельно расставьте роли.

-Какой случай заставил девочку

поступать вопреки своей привычке?

- В каком предложении заключается главное?

-Почему Валентина Осеева так

назвала свой рассказ?

-Какой предстает перед нами героиня

в заключительной части рассказа?

-Подумайте, в шутку или серьезно

нужно воспринимать слова доктора?

-Какая главная мысль рассказа?

- Сегодня на уроке познакомимся с писателем Борисом Емельяновым и его произведением “Мамины руки”.

(О писателе рассказывает подготовленный ученик – Гульназ)

- Итак, давайте познакомимся с рассказом “Мамины руки”.

Можно ли по названию произведения сказать, о чём пойдёт речь? Объясните.

(Ответы детей)

3. Работа с текстом.

- Читаем текст отрывками (подготовленные ученики) до слов…Руки у неё были удивительные.

- Почему у мамы были удивительные руки?

(Ответы учеников)

- А теперь дочитаем и узнаем, какими были эти руки.

(Сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые)

Чтение 2-го отрывка до слов…Встала и ушла в ванную мыться.

- Как вы думаете, как сейчас будут развиваться события?

(Мама обиделась, Маша начнет переживать)

Чтение 3-го отрывка до слов… и сразу не разобралась, в чём дело?

- Как понимаете смысл слов

СНОРОВИСТА

НЕ БЕЛОРУЧКА

ЗА ЯЗЫКОМ ПОГЛЯДЫВАЙ

ВСЫПАТЬ ГОРЯЧИХ

(Из словаря С. И. Ожегова “сноровка” – ловкость, умение в каком-либо деле; “белоручка” – кто чуждается трудной, физической работы)

Чтение 4-го отрывка до слов…Я твои руки обидела.

- Как по-вашему закончится рассказ?

(Предположения детей)

- Читаю сама до конца.

- Понравился рассказ? Чем?

(Ответы детей)

5. Анализ произведения и составление системы образов.

- Сейчас попытаемся найти главную мысль рассказа. Читаем текст и работаем на листочках. Кружочком обозначим главных героев. Отношения героев обозначим стрелочками и словами.

Чтение рассказа (1 абзац) – герои Маша и бабушка. Cтрелками обозначаем, что Маша ОБИДЕЛАСЬ НА БАБУШКУ, ПОССОРИЛАСЬ С БАБУШКОЙ.

(Прикрепляю на доске имена героев, дети рисуют на листочках)

2–3 абзац – появляется мама. МАМА ЛЮБИТ МАШУ. НО ОНА ОБИДЕЛАСЬ НА МАШУ.

- Какие строчки это доказывают? (Встала и ушла)

Читаем дальше. МАШЕ СТАЛО ЖАЛКО – ПОЖАЛЕЛА. БАБУШКА ЗАЩИЩАЕТ МАМУ. ОНА ЕЁ ЛЮБИТ.

(По ходу работы составляется схема на доске)

- Какая Маша? Оцените её поступок.

(Поступила плохо, со всеми поссорилась, обидела мамины руки и маму)

- Какова же главная мысль рассказа?

(Выслушиваются ответы учеников)

- Но мы не поговорили о маминых руках. Сейчас поработаем группами – выпишите на листочки слова, описывающие мамины руки.

- Сравним, что получилась.

(Вывешиваю на доске слова)

РУКИ

• удивительные

• обыкновенные

• сухие

• чуть шершавенькие

• жёсткие

• рабочие

• ими сделано добра – на десятерых хватит

Вывод. В ваших мини-сочинениях вы тоже описываете руки ваших мам, что они “золотые, нежные, ласковые, всё умеют”.

- Скажите, кто же помог Маше понять свою ошибку? (Бабушка)

Расскажите об этом.

- Прочитайте последнюю строчку и скажите, почему мама и бабушка засмеялись?

- Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу (2–3 ученика).

- Хочу показать фотографию, которую можно было бы поместить в наш учебник. Какой эпизод она бы проиллюстрировала? (Конец рассказа)

- Закончите пословицы:

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, …ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ.

ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ….ПРИ МАТЕРИ – ДОБРО.

- Объясните смысл. Подходят ли они к нашему рассказу?

Рефлексия

Скажите, о чём мы рассуждали на

уроке?

Показ слайда. (Чтение пословицы на экране)Дерево смотри в плодах, а человека в делах.

-Объясните смысл, соотнесите с прочитанным.

-Какие произведения читали сегодня на уроке? Кто автор?

-Какие общие черты можно выделить в

этих рассказах В. Осеевой?

-Есть ли что-то общее между героями

этих рассказов?

Подумайте и скажите, что общего

между названием раздела учебника и содержанием этих рассказов?

-Чему хочет научить писательница

своих читателей?

Оцените свою работу на уроке с

помощью сигнальных карточек.

Домашнее задание

– Дома я предлагаю выполнить задание по выбору, кому какое по душе:

• 1-е задание – создать синквейн о бабушке;

• 2-е – придумать к рассказу окончание;

• 3-е – проинсценировать;

• 4-е – просто прочитать выразительно.

– Кто будет выполнять 1-е задание? 2-е? 3-е? 4-е?

– Предположите, о чём рассказ Осеевой «Лекарство»? (Ответы детей)

(Чтение рассказа детьми)

– В каком предложении заключается главная, на ваш взгляд, мысль?

– Почему так назван рассказ?

– Какою предстаёт перед нами героиня в заключительной части рассказа?

– Подумайте, в шутку или всерьёз нужно воспринимать слова доктора?

8. Итог урока

– Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?

Публикации по теме:

Конспект урока в первом классе по теме «Весна» Цель: повторение и закрепление весенних признаков и простейших природных закономерностей. Задачи: 1. Развивать произвольное, слуховое, зрительное.

Конспект индивидуального урока чтения для детей с ОВЗ «Потешки» Тема: «Потешки» Методы и формы обучения: индивидуальная; методы – словесный, наглядный, практический, проблемного обучения, обучения и.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе школы 8 вида «Незабудки» по И. Соколову-Микитову Конспект урока литературного чтения 3 класса. Тема: «Незабудки» по И. Соколову – Микитову (для школ 8 вида) Цели урока: 1. Коррекционно.

Конспект урока в третьем классе «Ночью. Осень» Тема: Ночью. Осень. Цель урока: Активизация в речи учащихся новых слов петух, курица, утка, гусь,дерево, листья, ветер,дождь. Прививать.

Конспект урока в первом классе. Тема урока «Труд летом» Предмет: Познание мира Четверть:3 Дата: 29.01.16 Класс 1 «В» Коянбаева Ж. С. Тема занятия Труд летом Оборудование Учебник, тетрадь, ТСО Общая.

Разработка открытого урока чтения во 2 в классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Разработка открытого урока чтения во 2В классе по теме: В. Голявкин «Как я под партой сидел» Цель : создать условия для формирования.

Технологическая карта урока чтения Технологическая карта урока чтения М. Горьковский филиал МБОУ Туголуковской СОШ Учитель Е. В. Сатина Тема урока Звук [ ш ].

Урок литературного чтения в 4 классе. Е. Чарушин «Кабан» Тема урока: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Предметные: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина. Уметь пересказывать текст от своего лица.

Урок литературного чтения на тему «В. В. Набоков «Первая любовь» Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Владимир Владимирович Набоков. «Первая любовь» Цели: Познакомить обучающихся с творчеством.

Урок литературного чтения во второй классе «В. Осеева «Сыновья» Урок литературного чтения во 2 классе по теме: В. Осеева «Сыновья» Цель урока: создание условий для знакомства с произведением «Сыновья».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
Опубликовано: 2 октября 2016 в 16:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД