Получи документы

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями по методике А. М. Быховской

Нина Агуреева
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями по методике А. М. Быховской

Методика обследования А. М. Быховской представляет собой мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития.

Методика мониторинга позволит учителю-логопеду выявить индивидуально для каждого ребёнка стороны речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия.

В качестве наглядно-дидактического обеспечения используются:

1. Методический комплект Н. В. Нищевой:

- речевая карта ребёнка с ОНР от 4-х до 7-ми лет,

- картинный материал к речевой карте ребёнка 4 – 7 лет:

Публикация «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями по методике А, М, Быховской» размещена в разделах

2. Дидактический материал по обследованию речи детей О. Е. Грибовой,

Т. П. Бессоновой.

Краткое описание методики обследования развития детей 4 – 6 лет

Мониторинг состоит из 4-х блоков:

• «Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера»,

• «Неречевые психические функции»,

• «Моторная сфера»,

• «Произносительная сторона речи и речевые психические функции»

Методика мониторинга представляет:

- цели,

- методы,

- процедуру исследования,

- критерии оценки развития ребёнка

с тяжёлым нарушением речи,

- количественный анализ оцениваемых

показателей развития.

Учитель-логопед, используя данную методику, имеет возможность сравнивать количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребёнка и группы в целом.

Результаты мониторинга можно использовать при:

- планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой, индивидуальной);

- отборе методов, приёмов и технологий;

- комплектовании подгрупп для организованной деятельности.

1 БЛОК

Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера

1.

Раннее психомоторное и речевое развитие (исследование анамнеза и динамики раннего психомоторного и речевого развития)

Цели:

• Выявить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия,

• Характер грудного вскармливания (как удерживал сосок, засыпания во время кормления, частые срыгивания и др. ,

• Особенности сна и бодрствования (чрезмерное двигательное возбуждение, сильный приступообразный крик,

• Особенности раннего развития ребёнка (когда стал удерживать голову, сидеть, стоять, ползать, ходить, первые зубы и др. ,

• Сделать заключение о соматическом состоянии ребёнка

(по мед. карте выяснить, у каких специалистов стоит на учёте,

• Характер раннего речевого развития (появление гуления, лепета,

первых слов, фраз, прерывалось ли реч. развитие и др.)

2.

Личные особенности и психическая сфера

(исследование личностных и психологических

особенностей ребёнка)

Цели:

• Исследование личностных, поведенческих и коммуникативных особенностей ребёнка,

• Выявление игровых и межличностных предпочтений,

• Подбор оптимальных и индивидуально-ориентированных форм взаимодействия с ребёнком.

2 БЛОК

Неречевые психические функции

1. Исследование слухового внимания.

Цели:

• Определить, дифференцирует ли ребёнок звучание детских музыкальных инструментов или звучащих игрушек.

• Выявить, определяет ли ребёнок направление звука.

• Выявить, воспринимает и воспроизводит ли ребёнок

различные ритмы.

2.

Исследование зрительного восприятия.

Цели:

• Выявить, соотносит ли ребёнок и узнаёт цвета

в соответствии с возрастными нормами.

• Выявить, знает ли ребёнок плоские и объёмные

геометрические формы.

3.

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

Цели:

• Выявить уровень развития оптико-пространственного гнозиса (умение ориентироваться в окружающем пространстве и в схеме собственного тела).

• Выявить уровень развития оптико-пространственного праксиса (складывает ли картинки из частей и составляет ли фигурки из палочек по образцу и по памяти).

3 БЛОК

Моторная сфера

1.

Исследование состояния общей моторики.

Цели: Выявить объём, переключаемость, темп, активность, координацию движений.

2.

Исследование состояния ручной моторики.

Цели: Выявить объём выполнения движений, переключаемость, темп, активность, координацию движений, наличие леворукости, навыки работы с карандашом, способность к манипуляции с предметами.

3.

Исследование состояния мимической мускулатуры.

Цели: Выявить наличие или отсутствие мимической мускулатуры, объём выполняемых движений, точность выполнения, темп, наличие синкинезий, мышечный тонус, наличие сглаженности носогубных складок.

4.

Исследование состояния артикуляционной моторики.

Цели: Выявить наличие движений нижней челюстью, губами, языком, мягким нёбом; объём выполняемых движений, точность, темп, мышечный тонус, наличие тремора, гиперкинезов, синкинезий, слюнотечения; способность к переключению с одного упражнения на другое.

4 БЛОК

Произносительная сторона речи и речевые психические функции

Произносительные компоненты речи:

1. Исследование анатомического строения артикуляционного аппарата.

Цели: Выявить наличие или отсутствие аномалий в строении губ, зубов, прикуса, твёрдого и мягкого нёба, языка, подъязычной связки; наличие послеоперационных щелей, носовых полипов, аденоидов и др.

2. Исследование состояния звукопроизношения.

Цели:

• Выявить нарушение звукопроизношения всех групп звуков: гласные, глухие и звонкие парные согласные в твёрдом и мягком звучании, свистящие, шипящие, сонорные.

• Позицию нарушения звука: изолированного, в словах, в предложениях.

• Характер нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смешения, пропуски звуков).

3. Исследование состояния дыхательной и голосовой функций.

Цели: Выявить тип физиологического дыхания, объём дыхания,

продолжительность речевого выдоха, силу голоса, модуляцию

голоса.

4. Исследование состояния просодических компонентов речи.

Цели: Выявить характер темпа, ритм, паузацию речи; способность

употреблять основные виды речевой и эмоциональной интонации.

Речевые психические функции

Фонематические процессы:

1. Исследование состояния фонематического восприятия.

Цели:

• Выявить, дифференцирует ли ребёнок оппозиционные звуки;

• оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;

• звуки, смешиваемые в произношении.

2. Исследование состояния фонематического анализа и синтеза.

Цели:

• Выявить, выделяет ли ребёнок заданный звук из слова (4 года, начальный ударный гласный (5 лет,

• Выявить способность ребёнка выделить конечный и

начальный согласный в слове (6 лет, определить

последовательность и количество звуков в слове.

3. Исследование звукослоговой

структуры слов.

Цели: Исследовать, нарушает ли ребёнок звукослоговую

структуру отдельных слов и слов в предложении.

Импрессивная сторона речи:

1. Исследование пассивного словаря.

Цели:

• Определить объём словаря и соответствие его

возрастной норме.

• Проверить понимание имён существительных.

• Проверить способность ребёнка к обобщению.

• Исследовать понимание ребёнком глаголов и

прилагательных.

• Проверить понимание ребёнком отдельных

предложений и содержания знакомой сказки.

2. Исследование понимания различных форм словоизменения.

Цели: Исследовать понимание ребёнком различных грамматических категорий (форм словоизменения, предложно-падежных конструкций, уменьшительных суффиксов, глаголов ед. и множ. числа)

3. Исследование понимания отдельных предложений и связной речи.

Цели:

• Исследовать понимание ребёнком отдельных предложений;

• Содержание знакомой сказки.

Экспрессивная сторона речи:

1. Исследование общей характеристики экспрессивной речи.

Цели:

• Выявить характер экспрессивной речи (понятная или нет, чёткая или смазанная, однословная, фразовая или связная, стойкие или нестойкие аграмматизмы, интонированная или монотонная).

• Соответствует ли последовательность слов в предложении грамматической норме.

2. Исследование состояния активного словаря.

Цели:

• Выявить объём номинативного словаря

(существительных по различным

лексическим темам; обобщающих слов;

слов, обозначающих названия частей тела

и частей предметов; наличие в активном

словаре антонимов);

• Выявить объём предикативного словаря

(глаголов);

• Выявить объём атрибутивного словаря

(названия цвета и формы).

3. Исследование состояния грамматического строя речи.

Цели:

а) Выявить состояние словоизменения:

• Употребление имён существительных в им. пад. ед. и мн. числа, в косвенных падежах;

• Образование существительных мн. числа в род. пад. ;

• Согласование прилагательных с существительными ед. числа;

• Употребление предложно-падежных конструкций;

• Употребление числительных «два» и «пять» с существительными.

б) Выявить состояние словообразования:

• Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

• Образование названий детёнышей животных; образование относительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, глаголов совершенного вида.

4. Исследование состояния связной речи.

Цели: Выявить уровень сформированности развёрнутого монологического высказывания:

• Сохранность внутреннего программирования;

• Связность и логическую последовательность

изложения;

• Непрерывный или фрагментарный характер

высказывания;

• Наличие или отсутствие смысловых пропусков;

• Качество использования всех языковых

компонентов.

В данной методике обследования детей 4 – 6 лет с ОНР

на каждый вид исследования сформулированы:

• Цели,

• Процедура исследования с заданиями для детей разного возраста (4 года, 5 лет, 6 лет,

• Критерии оценивания с количеством баллов.

Учитель-логопед заполняет диагностические карты, в которые заносит баллы по всем оцениваемым показателям развития. Определяется уровень общего и речевого развития ребёнка по формуле.

Процентное соотношение для определения уровня общего и речевого развития ребёнка:

• Высокий уровень – 80 – 100 %

• Пограничный (средний – высокий) уровень – 71 – 79 %

• Средний уровень – 50 – 70 %

• Низкий уровень – 49 % и ниже.

Прикреплённые файлы:

byhovskaja_0akct.pptx | 1537,45 Кб
 
Публикации по теме:

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Обследование звуковой стороны речиОбследование звуковой стороны речи Обследование звуковой стороны речи детей (3-6л.)в нашем детском саду проводится сначала учебного года - в сентябре. Предлагаю ребёнку.

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Конспект НОД по обучению чтению по методике Н. А. Зайцева «Читалочка» для детей 5 летКонспект НОД по обучению чтению по методике Н. А. Зайцева «Читалочка» для детей 5 лет Цель: Развивать интерес у детей к чтению по кубикам Н. А. Зайцева. Задачи: 1. Учить детей работать по таблице, кубикам и складовым картинкам.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна»Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна» Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много дружба одна» Возраст детей - 6-7 лет Цель: Познакомить.

Конструирование симметричных узоров из кубиков для детей 4–5 лет по методике Фридриха ФребеляКонструирование симметричных узоров из кубиков для детей 4–5 лет по методике Фридриха Фребеля Не смотря на то, что дары Фребеля были созданы еще в прошлом веке, они до сих пор являются актуальными и значимыми. Их можем использовать.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Обследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возрастаОбследование фонематических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ в логопедии рассматривают, как - фонематическое восприятие, - фонематический анализ и синтез, - фонематическое представление.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями по методике А. М. Быховской
Опубликовано: 6 июня 2023 в 22:52
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД