Лучший педагог года

Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников (1 фото)

наталья цыбуляк
Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников

Актуальность программы определяется тем,что в последнии годы детей с нарушением речи поступает все больше. Только совместные усилия воспитателей, специалистов и родителей могут оказать благотворное влияние на процесс коррекции речи. Логоритмика -это связанные в единое целое слово, движение и музыку, включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки : темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей; отрабатывать грамматические темы; упражняться в автоматизации звуков; развивать фонематическое восприятие. Главный принцип работ на логоритмикеактивизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи.

Публикация «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах

Логоритмика – это система занятий и упражнений, направленная на преодоление нарушений речи и сопутствующих им неречевых проявлений у детей с речевой патологией путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Объектом логоритмики является структура речевого дефекта, неречевые функции и речевые нарушения у детей с общим недоразвитием речи. Предметом – разнообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкальным сопровождением и речевым материалом. Цель – преодоление нарушений речи путем развития и коррекции речевых и неречевых психических функций и, как следствие, адаптация ребёнка с ОВЗ к условиям окружающей его среды.

Основной принцип построения всех перечисленных видов логоритмической работы – тесная связь движения с музыкой, с последующим обязательным включением речевого материала.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные познавательные, воспитательные и коррекционные.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста, которую мы разработали и используем на практике в нашей дошкольной образовательной организации, можно выделить два направления:

1) Развитие, воспитание, предупреждение и коррекция неречевых процессов : слухового внимания и слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, общее оздоровление и укрепление организма, зрительной ориентировки, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности.

2) Развитие речи и коррекция речевых нарушений : воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т. п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.

Логоритмические занятия в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности проводятся совместно с музыкальным руководителем, воспитателем под контролем учителя-логопеда в профилактических и коррекционно-развивающих целях. Учитель- логопед является ведущим и полностью руководит ходом занятия. Музыкальный руководитель подбирает и реализует музыкальное сопровождение. Воспитатель проводит индивидуальную работу следуя рекомендациям учителя-логопеда.

Развитие ритмических чувств, координации, речи, равновесия, а также стабилизация эмоционального фона, появление чувства радости и удовольствия вот что дает уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии. Это способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, памяти, выразительности движений, формирует музыкально-ритмическое чувство.

Свою работу мы делим на три этапа. Продолжительность этапа зависит от сформированности у детей двигательных и речеслуховых умений и навыков, отрабатываемых на данных занятиях.

Этап формирования семантических структур слов и их фонем. Этот этап является подготовительным. Задачи первого этапа:

- Создание условий для установления контакта с детьми, проявление ими интереса, активности, повторение движений, попытки воспроизвести песню, танец. Это может быть достигнуто только в игре при игровом сюжете занятия.

- Развитие общей и тонкой моторики, мимики; дыхания, координации движений, пространственной организации движения, речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.

- Развитие слухового восприятия, умения вслушиваться в обращенную речь и давать соответствующие двигательные или звуковые реакции.

- Развитие подражательности.

- Развитие сенсорных, интеллектуальных, ориентировочных действий, основных сторон внимания.

- Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха, певческого диапазона голоса, чувства ритма, театрально-игровой деятельности.

На занятиях подготовительного этапа с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по ФК формируем и корректируем неречевые процессы. Особое внимание мы уделяем основным движениям, общеразвивающим и двигательным комплексам в подвижных играх с построением и перестроением, театрально-игровой деятельности. Приоритет отдается развитию сенсорных функций, слухового восприятия, формированию артикуляционный базы звуков, просодической стороне речи у детей, восприятию разнообразных движений (простых и сложных, поз, умения их различать.

Рекомендации, разработанные в ходе совместной работы, учитываются при планировании образовательной деятельности музыкальным руководителем, инструктором по ФК и воспитателями.

Одним из направлений нашей работы является формирование у детей понятийных значений слов-действий, обеспечение достаточного глагольного словарного запаса. Закрепить точное значение слов – действий и запомнить их помогают различные имитационные, образные движения, к которым дети всегда проявляют большой интерес.

Дети с удовольствием по представлениям без наглядной опоры или с ней (картинки, символы, с помощью имитационных, образных, пантомимических действий отражают трудовые процессы, движения живых объектов, их состояние, природные явления. Дети овладевают различными способами словообразования и словоизменения.

Практика показывает, что регулярное включение элементов логоритмики и ритмопластики в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

В результате этого у детей:

• нормализуются психические процессы и свойства;

• быстрее формируются двигательные навыки;

• чище и грамотнее станет речь;

• эффективнее будут развиваться музыкальные и творческие способности.

Сравнивая результаты диагностики детей за последние несколько лет, можно сделать вывод, что уровень произносительной стороны речи у детей падает с каждым годом. Поэтому введение логоритмических занятий в систему профилактических мер по преодолению нарушений речи следует начинать как можно раньше.

Таким образом, эффективность логоритмического воздействия на развитие детей дошкольного возраста настолько велика, что необходимо вводить ее в практику всех детских садов не только как средство коррекции, но, прежде всего, как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников.

Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников
Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников
Опубликовано: 8 ноября 2020 в 20:59
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД