МААМ-картинки

Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников (2 фото)

Елена Васильевна Лисовская
Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников

Доклад методического объединения «Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошколь

Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников
Фото №1 Доклад методического объединения Методы активации познавательной деятельности

иков в процессе детского экспериментирования»

Слайд №2.

Публикация «Методы активации познавательной деятельности, Развитие исследовательской активности дошкольников» размещена в разделах

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»

К. Е. Тимирязев

К. Е. Тимирязев

Слайд №2. Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н. Н. Поддьякова (1995 год, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

СЛАЙД №3

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд №4. В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов :

• вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.». В какую ситуацию попала галка);

• схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);

• вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;

метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;

метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

В деятельности наших педагогов традиционно присутствует деятельность по ознакомлению с окружающим.

• Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.).

• Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.

Важно выстроить взаимодействие с детьми так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их Она строится в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей. Дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Такое направление как метод проектов охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Слайд №5. Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе- в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.

Слайд №6. Важно, чтобы ребёнок всё увидел сам, сам потрогал и составил свои впечатления. Ребёнок познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая всё новые открытия.

Слайд №7. Для реализации всего объема работы была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах общими усилиями педагогов оборудована и постоянно оснащается детская лаборатория, где представлены различные материалы для исследования, так же на третьем этаже сада расположен Зимний сад:

o Слайд № 8.9.10.11.12. •

Весь материал мастерской вариативен, динамичен, открывает широкий простор для детского экспериментирования, что немаловажно в современных условиях сложного финансового положения дошкольных учреждений, предельно дёшев и доступен. При выборе «бросового» материала следует отдавать предпочтение материалам, употребляющемся для упаковки пищевых продуктов, как гарантирующих их безвредность для здоровья детей.

Слайд №13. С точки зрения педагогики, в первую очередь важен сам процесс эксперимента. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека

Слайд №14. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

Слайд №15 Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем - опыты.

Слайд №16.

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Слайд № 17.18.19.20. Продолжая знакомить детей с песком и глиной, их свойствами.

Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.

Слайд № 21.22. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

Слайд № 24. Так же проводятся опыты с магнитами

Исследовательская деятельность проходит через интеграцию с другими видами детской деятельности.

Слайд № 25. Педагог должен стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?

• Критика- враг творчества.

• Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка,

• Воспитывать веру ребенка в свои силы,

• Воспитывать настойчивость в выполнении задания

• Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

- Подводить итоги эксперимента.

- Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?»

Слайд № 26. На первом этапе педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно.

На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск).

Слайд № 27. 28. Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться.

Слайд № 29. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Слайд № 30.31.32. Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников:

• Одной из форм работы с родителями является анкетирование.

• Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

• Оформление наглядной информации в родительском уголке

– Консультация

– Памятка

– Рекомендации

• Родительское собрание

• Открытое занятие для родителей.

• Совместное детско-взрослое творчество.

• Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. Слайд № 33 .И другое…

Подводя итог хочется отметить: детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Слайд № 34. И хочется закончить своё выступление китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

Публикации по теме:

Игры для повышения познавательной активности детей с ЗПР «Игры на повышение познавательной активности детей с ЗПР» Подготовила: Учитель-логопед Суркова Мария Александровна Недостаточная.

Экспериментальный уголок «Архимеды»Экспериментальный уголок «Архимеды» К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы активации познавательной деятельности. Развитие исследовательской активности дошкольников
Опубликовано: 15 октября 2013 в 19:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД