Музыкальная предметно-развивающая среда в логопедической группе

Лариса Шекера
Музыкальная предметно-развивающая среда в логопедической группе

Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно.

Развивающая среда каждой возрастной группы должна носить специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трём основным блокам:

Восприятие музыки

Воспроизведение музыки

Музыкально-творческая деятельность

Оформляя музыкальные мини-центры в группах (музыкальные уголки, зоны) нужно учитывать, что в группах младшего дошкольного возраста нужно опираться на сюжетную основу, в старших и подготовительных – на дидактическую.

У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важных коррекционных задач. И поэтому в каждой речевой группе должен быть магнитофон с набором дисков народной, классической, программной музыки, детских песен и сказок. Работая над развитием музыкального восприятия, желательно использовать музыку с другими видами искусства: поэзией, живописью, а так же в различных режимных моментах.

Для воспроизведения музыки желательно иметь музыкальные инструменты и музыкальные игрушки. Так,например, развитию координации движений способствует игра на бубне, барабане, металлофоне, маракасе. Развитию мелкой моторики рук – дудочки, пианино озвученные, беззвучные, металлофон, колокольчик. Развитию дыхания – триолы, дудочки. В каждой речевой группе должны быть музыкально-дидактические игры, способствующие развитию фонетико-фонематического слуха. Так, на первом этапе работы, когда большое внимание уделяется развитию слухового внимания, слуховой памяти, деференциации речевых звуков полезно использовать следующие игры: «На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй как я», «Музыкальные молоточки»

На втором этапе работы по развитию фонетико-фонематического слуха, когда детей учат различать звукокомплексы (воспринимать не фонемы, а слово целиком) слова и фразы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» Арсеева, «Медведь» М. Красева, «В лесу» Е. Тиличеевой, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой.

Значение музыкально-дидактических игр в логопедических группах не ограничивается лишь помощью в развитии фонетико-фонематического слуха. Произносительная сторона речи обладает определённой окраской(«просодикой», как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности как темповые изменения, характерный ритм, определённая звуковысотность, динамическая и тембровая окраска.

Поэтому музыкально-дидактические игры направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов,т. е оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями. Нельзя не сказать о положительном воздействии на детей театральной деятельности, поэтому в каждой речевой группе обязательно должны присутствовать все виды театра, уголки ряжения, маски и разнообразные атрибуты.

Используемая литература: журналы "Музыкальный руководитель"

Публикации по теме:

Анкета для педагогов «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ» .

Предметно-развивающая среда в группе «Калинка»Предметно-развивающая среда в группе «Калинка» Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
  • Сюжетные картинки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Музыкальная предметно-развивающая среда в логопедической группе
Опубликовано: 15 июня 2012 в 12:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лепбук «Мир насекомых»
Экологическому воспитанию дошкольников в последнее время уделяется большое внимание. Экологическая культура дошкольников может быть сформирована, если она...
«Наша экологическая тропа» Фотоотчет
В нашем детском саду тоже появилась экологическая тропа , а чтобы нашим воспитанникам и их родителям было удобно на ней ориентироваться, мы сделали схему...
Дидактическое пособие «Раскрась и назови музыкальные инструменты»
Уважаемы педагоги! Хочу поделиться простым, но в тоже время значимым пособием, которое называется: "Раскрась и назови музыкальные инструменты". Данное...
Мастер-класс. Обереговая кукла «Божье око». Для детей младшего школьного возраста.
Предназначен для детей младшего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей и творческих людей, интересующихся славянской...
Консультация для родителей. Примерные советы.
Сегодня хочу поделиться простыми советами для родителей в период адаптации в ДОУ. Адаптация в детском саду—как ее преодолеть? Что такое адаптация?...