Музыкальная предметно-развивающая среда в логопедической группе

Лариса Шекера
Музыкальная предметно-развивающая среда в логопедической группе

Влияние предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно.

Развивающая среда каждой возрастной группы должна носить специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трём основным блокам:

Восприятие музыки

Воспроизведение музыки

Музыкально-творческая деятельность

Оформляя музыкальные мини-центры в группах (музыкальные уголки, зоны) нужно учитывать, что в группах младшего дошкольного возраста нужно опираться на сюжетную основу, в старших и подготовительных – на дидактическую.

У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важных коррекционных задач. И поэтому в каждой речевой группе должен быть магнитофон с набором дисков народной, классической, программной музыки, детских песен и сказок. Работая над развитием музыкального восприятия, желательно использовать музыку с другими видами искусства: поэзией, живописью, а так же в различных режимных моментах.

Для воспроизведения музыки желательно иметь музыкальные инструменты и музыкальные игрушки. Так,например, развитию координации движений способствует игра на бубне, барабане, металлофоне, маракасе. Развитию мелкой моторики рук – дудочки, пианино озвученные, беззвучные, металлофон, колокольчик. Развитию дыхания – триолы, дудочки. В каждой речевой группе должны быть музыкально-дидактические игры, способствующие развитию фонетико-фонематического слуха. Так, на первом этапе работы, когда большое внимание уделяется развитию слухового внимания, слуховой памяти, деференциации речевых звуков полезно использовать следующие игры: «На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй как я», «Музыкальные молоточки»

На втором этапе работы по развитию фонетико-фонематического слуха, когда детей учат различать звукокомплексы (воспринимать не фонемы, а слово целиком) слова и фразы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» Арсеева, «Медведь» М. Красева, «В лесу» Е. Тиличеевой, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой.

Значение музыкально-дидактических игр в логопедических группах не ограничивается лишь помощью в развитии фонетико-фонематического слуха. Произносительная сторона речи обладает определённой окраской(«просодикой», как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности как темповые изменения, характерный ритм, определённая звуковысотность, динамическая и тембровая окраска.

Поэтому музыкально-дидактические игры направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов,т. е оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями. Нельзя не сказать о положительном воздействии на детей театральной деятельности, поэтому в каждой речевой группе обязательно должны присутствовать все виды театра, уголки ряжения, маски и разнообразные атрибуты.

Используемая литература: журналы "Музыкальный руководитель"

Публикации по теме:

Анкета для педагогов «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ» .

Предметно-развивающая среда в группе «Калинка»Предметно-развивающая среда в группе «Калинка» Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Музыкальная предметно-развивающая среда в логопедической группе
Опубликовано: 15 июня 2012 в 12:18
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Создание макета «Живой уголок леса» для центра познания и экспериментирования группы....
Формирование экологической культуры у детей является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в ДОУ. Цель экологического образования ДО–...
Кружок по нетрадиционному художественному творчеству «Волшебные пальчики».
Изобразительное творчество имеет насыщенное количество материалов и техник. Часто детям не хватает обычных способов рисования, чтобы выплеснуть полет своих...
«Новогодние игрушки — своими руками» фотоотчёт
Прошли новогодние праздники. Но осталось хорошее впечатление о том, как готовились к Новогоднему празднику. В группе бала создана «Новогодняя...
Паспорт предметно — пространственной развивающей среды в подготовительной группе
Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека подвижных...
Фото отчёт конкурса совместных поделок родителей и детей «Ёлочка-красавица»
Вот и прошли новогодние праздники, многие приготовления и заботы позабылись и остались в прошлом году. Но одним из них я хочу с вами поделиться. В конце...