Кристина Ларионенко
Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения
Проблемы в практике музыкального воспитания
Появление этих документов совпало с усилением негативных тенденций в педагогической практике и необходимостью их преодоления. Конечно, общая и профессиональная культура многих педагогов-музыкантов высока (любовь к музыке, желание поделиться с детьми своими впечатлениями, увлечь их общением с прекрасным). Они показывают удивительные результаты работы с детьми. Но содержанием музыкального воспитания дошкольников нередко становится развлекательная музыка, что, к большому сожалению, часто радует и руководителей детских садов, и родителей. Многим заведующим нравится проведение разнообразных шоу на материале дешевой поп-музыки, веселящей взрослых и оглупляющей детей.
Публикация «Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения» размещена в разделах
Слушая музыкальные произведения низкого художественного уровня и видя положительное отношение к ним взрослого (при недостаточно развитой музыкальной и общей культуре педагогов, ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки, о ценностных эталонах музыкального искусства.
Несмотря на обилие правильных слов, которые мы находим в большинстве программ, о необходимости развития у детей любви к музыке, творческого начала, способностей, в практике превалирует научение навыкам и умениям в разных видах деятельности (которые и диагностируются в каждой возрастной группе). При таком подходе нашим детям может быть обеспечен успех только на дискотеках. Задачи же развития интегративных качеств личности детей (прежде всего формирование основ музыкальной и общей культуры) лишь де-кларируются или не ставятся вообще.
Специалисты знают, какими большими возможностями для развития ребенка обладают сюжетно-ролевые, театрализованные игры, сочетающие разные виды художественной деятельности, разные виды искусства: литературные произведения, изобразительное искусство, театр.
В дошкольных учреждениях часто проводятся театральные конкурсы, в которых интеграция видов художественной деятельности прослеживается слабо, поскольку отсутствует важнейший для формирования художественной культуры эмоциональный стержень, обеспечиваемый музыкой. Такие спектакли часто ставятся не для детей (с целью их эстетического и общего развития, а «на показ». Музыкальное же оформление (при его наличии, как правило, не несет в себе никакого ценностного содержания. Кроме того, одни и те же дети исполняют главные роли, другие выступают лишь в качестве фона, что не может не сказаться на личностном развитии и тех, и других.
А между тем музыкально-театрализованные игры служат другим целям. Игра является одним из методов воспитания и обучения, одной из форм организации деятельности детей, рассматривается как ведущая деятельность, "внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития".
В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность имеет специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей содер-жания музыкального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей, а также при условии применения высокохудожественного репертуара - развития эстетических эмоций, основ художественного вкуса, представлений о красоте в искусстве и жизни.
Музыкальные руководители и старшие воспитатели знают, что праздничные даты могут отмечаться по-разному, не только в виде утренников, но и в виде развлечений, тематических или комплексных занятий. Традиционно в детском саду проводятся следующие праздники: осенний праздник, Новый год, 8 Марта, "Выпуск в школу".
Если в программе заявлен календарный принцип проведения праздничных мероприятий, то дополнительные (к названным) праздники должны проводиться не силами детей, а в свободных формах - «для детей», всем коллективом дошкольного учреждения совместно с родителями.
Доказано, что избыток праздников мешает планомерному музыкальному развитию детей, вносит в работу элементы показухи, нервозность в общение педагога с детьми. Возникают ситуации "гонки, натаскивания, муштры".
Решение проблем
Современные цели и задачи дошкольного воспитания обозначены в ФГОС: цель - это формирование общей культуры детей, а задачи образовательной области "Музыка" включают "развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству".
В свете поставленных перед дошкольными учреждениями задач приобщения детей к культуре и искусству необходим приоритет культурных ценностей в содержании образования дошкольников.
Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является и новое требование, обозначенное в ФГОС: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.
Интегративные личностные качества ребенка:
• "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками";
• "любознательный, активный";
• "эмоционально отзывчивый";
• "овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными средствами общения)";
• "способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений";
• "способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту";
• "имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе";
• "овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности";
• "овладевший необходимыми умениями, навыками" (для осуществления музыкальной деятельности).
Как мы видим, знания, умения и навыки обозначены в последней графе интегративных личностных качеств, что уже сейчас положительно сказывается на диагностике, отраженной в переработанных в соответствии с требованиями ФГОС и вышедших в свет программах (количество формируемых умений и навыков в них заметно уменьшилось).
Конечно, проведение новой диагностики потребует от ученых и педагогов-практиков разработки тех показателей, которые свидетельствуют о вкладе разных образовательных областей в развитие каждого интегративного личностного качества детей.
Если говорить об образовательной области "Музыка", то она (при условии применения ценностного содержания музыкального образования в соответствии с целью формирования общей культуры детей, несомненно, внесет свой весомый вклад в формирование всех перечисленных выше интегративных качеств детей.
Попробуем обосновать это утверждение:
• двигательная активность детей под музыку, окрашивающую движения ребенка эмоциями, способствует физическому развитию, увлеченности этой деятельностью (диагностируется увлеченность детей движениями под музыку, качество их согласованности с музыкой, что помогает формированию интегративного качества "Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками";
• привлекательная музыкальная деятельность вызывает активность детей, которая проявляется в их вопросах, ответах на вопросы, желании действовать (интегративное качество "Любознательный, активный");
• эстетические чувства при восприятии музыки закрепляются в виде личностных нравственно-эстетических проявлений (в процессе наблюдений диагностируется поведение во время слушания, степень эмоциональной от-зывчивости) - внимания, внешних эмоциональных проявлений (интегративное качество "Эмоционально отзывчивый");
• совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых. В процессе наблюдений диагностируются личностные проявления детей - желание помочь другому ребенку, желание действовать сообща (интегративное качество "Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками");
• интегративное качество "Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений" диагностируется в процессе наблюдений за поведением детей (помощь другим детям, доброжелательность);
• интегративное качество "Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту" проявляется в экспериментировании: в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, высказываниях о музыке;
• в процессе музыкальной, художественной деятельности наиболее успешно формируются представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, мире и природе в силу эмоциональной окрашенности художественных образов. При изучении произведений о семье, родной стране, природе диагностируются проявления эмоциональной отзывчивости, понимание детьми того, что люди берегут, дорожат этими произведениями, потому что они обладают красотой, как и сам мир, который в них изображен;
• развитие музыкального восприятия - процесс обучения детей умению слушать и слышать, выполнять задания взрослого, что способствует подготовке детей к школе. В процессе наблюдений диагностируются умения сосредоточиться и точно выполнить задание педагога (остановиться с окончанием звучания марша, петь выразительно, рит-мично встряхивать погремушку, звенеть в колокольчик и др.);
• интегративное качество "Овладевший необходимыми умениями, навыками" (для осуществления музыкальной деятельности) диа-гностируется по предпочтениям детей, желанию слушать художественно полноценную музыку, называнию любимых произведений, композиторов, высказываниям о музыке (восприятие, исполнительским и творческим умениям.
Интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования названных личностных качеств детей - еще одно новое требование, обозначенное в ФГОСах.
Вместе с тем некоторые положения, обоснованные вызывают многочисленные споры педагогов, ученых и практиков, т. к. не согласуются с привычными стереотипами в работе. Наибольшее сопротивление вызывает требование отказа от занятий (для детей в возрасте до пяти лет) и замена их совместной деятельностью взрослого и детей, осуществляемой в игре, с целью сделать воспитательно-образовательный процесс более гибким и менее ориентированным на приоритет выработки умений и навыков.
Думается, что сами занятия, осуществляемые в разных формах:
• типовые (включающие все виды музыкальной деятельности, доминантные (с учетом индивидуальных особенностей детей);
• тематические (сюжетно-тематические и музыкально-тематические, на определенный сюжет, со сказочными образами);
• комплексные (с объединением разных видов искусств);
• интегрированные ( объединяющие и другие области воспитания детей: экологию, физическую культуру,
не являются самым большим злом, при отмене которого в детском саду что-то изменится к лучшему. Эти разновидности занятий были разработаны под руководством ведущего российского ученого -Н. А. Ветлугиной, доказана эффективность их вариативного применения.
Главный вопрос в другом: что сегодня диагностируется у детей в итоге проведения музыкальных занятий? Как согласуется диагностика с целями и задачами, декларируемыми программой? На каком содержании (репертуаре) и какими методами они проводятся?
Музыкальная культура дошкольника
Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.
Ядром понятия "музыкальная культура дошкольника" является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке)ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.
Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности, с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.
Музыкальные шедевры формируют у ребенка представления о красоте, эталоны красоты, основы эстетического вкуса.
В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллек-туальному и эмоциональному развитию.
Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка - важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.
При этом весьма существенно, что ценностные ориентации личности можно воспитать только на восприятии истинных ценностей и постоянных их оценках ребенком.
Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.