МААМ-картинки

Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции речи у детей

Елена Петровна Бойко
Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции речи у детей

В настоящее время в логопедической практике увеличивается количество детей с комплексными нарушениями в развитии, с проблемами в адаптации, с трудностями в обучении.

Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.

Публикация «Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции речи у детей» размещена в разделах

Одним из составляющих элементов такой работы является использование нейродинамической гимнастики или кинезиологическая коррекция. Нейрогимнастика для мозга в педагогике относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение, «логос» — знание) — это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Кинезиология помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Гимнастика для мозга для маленьких детей - это простые упражнения, которые направлены на повышение навыка целостного развития мозга. Комплекс упражнений эффективно оптимизирует интеллектуальный процесс, а также повышает умственную работоспособность малыша. Детская тренировка мозга способствует улучшению мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий, восстановлению речевых функций.

Нейродинамическая гимнастика – это универсальная система,

построенная на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр.

Авторы направления «Целебных прикосновений» : Гордон Стокс, Дениел Уайтсайд и Кендис Калэуей.

В 1972 году они разработали новый подход – концепцию «Три в одном»,

который включил в себя работу с телом и эмоциями, достижения нейробиологии и их собственные оригинальные находки.

В 1991 году Кэрол Энн Хонц привезла в Россию курсы «Единого мозга».

Данное направление основано на коррекции функций исходя из концепции, основателя нейропсихологии, А. Р. Лурии о трех блоках мозга.

Работы американских психологов Пол и Гейл Деннисон. Главной задачей является активизировать природные механизмы работы мозга.

На основе программы нейропсихоккоррекции, известного нейропсихолога, профессора МГПУ Анны Владимировны Семенович «Метод замещающего онтогенеза».

«Методы психофизической реабилитации при вегетативной дисфункции» (учебно – методическое пособие УралГУФК. Авторы - профессор Василенко Ф. И. и кандидат мед. наук доцент Сазонова Е. А, по системе восточной оздоровительной методики Цигун.

Сензитивный период для развития межполушарных связей приходится на дошкольный период (так утверждают ученые Н. А. Берштейн, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, Ф Бильгоу, П. Денисон). Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело нуждается в упражнениях, но и мозг. Комплексы нейрогимнастики помогут подготовить мозг ребенка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.

Как же работает наш мозг? Его можно условно разделить на 4 части: левая, правая, задняя и передняя. Левое полушарие отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие – левой, то есть когда мы действуем правой рукой – активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие, тоже самое касается и глаз и ног. (каждое полушарие «отвечает» за различного рода деятельность).

Левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое – за пространственно – образное. Когда ребенок считает, говорит, анализирует, то более активно работает левое полушарие, а когда рисует, фантазирует, танцует и молчит - активность проявляет правое полушарие. Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная эффективность работы мозга достигается в момент одновременной активности полушарий. Самая главная задача для настройки и подготовки мозга к работе будет восстановление связи и баланса между полушариями.

Цель нейродинамической гимнастики - совершенствование методов и приёмов работы по преодолению основного речевого нарушения, а также развитие основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы.

Задачи нейрогимнастики :

Развитие межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, комиссур (межполушарных связей).

Развитие речи, мышления, устранение дислексии и дисграфии.

Развитие мелкой моторики, способностей, памяти, внимания.

Нейродинамическая гимнастика для детей дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие.

Польза состоит в следующем:

• стимулирует память, мыслительную деятельность;

• помогает получить энергию, необходимую для обучения;

• снижает утомляемость;

• улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;

• благоприятно сказывается на процессе письма/чтения;

• повышает продуктивную работоспособность;

• формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно будет необходимо в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены;

повышает иммунитет.

В работе Т. П. Трясоруковой представлены комплексы нейродинамической гимнастики, состоящие из 2 блоков: мануальный и психомоторный.

Мануальный блок (ручной) – это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребенка к интегрированной работе. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие, т. к. с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении этих упражнений образуется большее количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.

Психомоторный блок направлен на укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи, имеющей сложную организацию, где участвуют системы: зрение, движения и лимбическая система (поведение, эмоциональный тонус). Упражнения данного блока позволяют улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивость, развивать зрительно-моторную координацию, а также расширить связи и баланс между полушариями.

В слайдах 9,10,11 представлены комплексы упражнений вышеназванных блоков (их можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков, профилактики дисграфии и дислексии).

Общие рекомендации по проведению нейродинамической гимнастики :

1. Гимнастику лучше проводить ежедневно по 10-20 минут в первой половине дня, возможно внесение изменений с учётом возраста, состояния здоровья и потребностей ребенка.

2. Не рекомендуется проводить работу с ребенком в период болезни и в течение 5-7 дней после, т. к. в этот период организм ребенка и его нервная система ослаблены.

3. Во время проведения гимнастики необходимо исключить все отвлекающие факторы: посторонние разговоры, работающий телевизор, игрушки и т. д.

4. Перед выполнением упражнений мануального блока взрослый должен показать ребенку как выполнять упражнение, а затем закрепить объяснение показом движения в медленном темпе.

5. При выполнении заданий психомоторного блока предложите ребенку

6. начинать выполнение задания с «удобной руки» - ведущей (правой или левой). При выполнении заданий «неудобной» рукой допустимы неровности и отклонения от линии.

7. И самое главное: совместная игра ребенка и взрослого.

Результаты использования

нейродинамической гимнастики у детей с речевыми нарушениями:

увеличивается интенсивность развития речи;

исключается перестановка звуков;

речь ребенка становится чище и понятнее для окружающих;

развиваются нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;

формируется умение слушать и слышать.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-2_v0pos.pptx | 977,86 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма.Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции речи у детей
Опубликовано: 12 сентября 2021 в 13:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД