Лучший педагог года

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи (2 фото)

Татьяна Богомолова
Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи

Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре общего недоразвития речи является ведущим дефектом. Для того чтобы его сформировать, нужно понять причины нарушения и выбрать технологии, необходимые для коррекции. В поисках новых форм и методов работы, я познакомилась с технологией наглядного моделирования, где речевой материал подается через наглядно-игровые модели, так у ребенка появляется мотив, желание говорить на определенную тему, а не просто учиться.

Публикация «Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи» размещена в разделах

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи

Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре общего недоразвития речи является ведущим дефектом. У детей данной категории бедный словарный запас, наблюдаются аграмматизмы, неправильное употребление в речи падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе. Для того чтобы сформировать лексико-грамматический строй речи у детей с ОНР, нужно понять причины нарушения и выбрать технологии, необходимые для коррекции.

В поисках новых форм и методов работы, я познакомились с технологией наглядного моделирования, в основе которой лежит принцип замещения: реальный предмет заменяется другим предметом, его изображением или каким-то условным знаком.

Для развития лексико-грамматической стороны речи детей, предлагаю речевой материал подавать с помощью наглядно-игровых моделей, так у ребенка появляется мотив, желание говорить на определенную тему, а не просто учиться.

Представляю свою картотеку, условно разделё нную на две части:

1. формирование лексики

2. и грамматики.

Наглядный материал является полифункциональным и открывает широкие возможности для творчества.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи

На расширение словаря (предметного, глагольного, словаря прилагательных) : •

«Что или кто?» – дифференциация грамматических значений одушевлённости и неодушевлённости («Кто это?» или «Что это?»)

«Что есть у…» — формирование структуры значения слова, умения соотносить предмет и его составляющие (чайник-носик, ручка, крышка, донышко, грузовик-кабина, кузов, руль, колеса)

«Я назову 5 слов» – классификация слов на основе различных семантических признаков («Я назову 5 фруктов, овощей, насекомых…»).

«Времена года» — закреплять знания и представления детей об особенностях каждого времени года (Дети выбирают и называют картинки, которые соответствуют выбранному времени года).

«Бежит-летит» – подбор необходимого глаголов движения, умения их различать (Ворона летит. Кит плывёт. Волк бежит.)

«Наоборот» – слова-антонимы ( глаголы: подниматься — спускаться, взять-положить; прилагательные: высокий – низкий, толстый-тонкий, пустой-полный).

«Девочка Женя-Мальчик Женя» — образование форм глаголов женского и мужского рода прошедшего времени (Женя мыла чашку. Женя мыл чашку.)

«Какой, какая, какое, какие» – уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, их согласование с опорой на окончание -ая, -ой, -ое, -ие (поздняя осень, мелкий дождь, пасмурное небо, желтые листья).

Фото №1 Наглядно игровые модели для коррекции лексико грамматического строя речи Аннотация Нарушение лексико грамматического строя речи в структуре общего недоразвития речи является ведущим дефектом

На практическое усвоение навыков словообразования и словоизменения:

«Один – много» – дифференциация существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах (брат-братья- много братьев)

«Весёлый счёт» – согласование числительных с существительными. (Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок).

«Ласковые слова» – образование уменьшительной формы от названий предметов (Кукла-куколка, мяч-мячик)

«У Великана» – образование увеличительной формы от названий предметов (нос-носище, рука-ручища, нога-ножища).

«Жадина» – определение рода существительного, согласование с притяжательными местоимениями (мой стол, моя кровать, мои стулья)

«Мама, я тут!» – словообразование слов, обозначающих название детёнышей (мама овца, детеныш ягненок, детёныши ягнята).

«По домам» — употребление предложного падежа имён существительных, образование притяжательных имен прилагательных, согласование их с именами существительными (лиса живет в норе (где живет лиса, нора лисы (чья нора) — лисья нора).

«Профессии мужские и женские» – словообразование слов, обозначающих женский вариант профессии (летчик-лётчица, художник-художница, продавец -продавщица).

• «Потерянный хвост (уши, голова)»- закрепления умения образовывать притяжательные прилагательные, употребления в речи падежных окончаний (заячья голова, заячий хвост, львиная голова, львиный хвост).

«Кукольная школа», «Лицо мальчика»образование формы родительного падежа имени существительных: Что спрятала кукла, чего нет? (локтя, ноги, ладони, ключицы)

«Огород» — образование формы винительного падежа существительного, употребление приставочных глаголов (Я сажаю чеснок. Я посажу баклажан. Свеклу выдёргивают. Картошку выкапывают,

«Бабушкины запасы» — образование относительных прилагательных (варенье клубничное, яблочное, сливовое)

«Рабочий инструмент» — учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д., употребление дательного падежа имён существительных (расчёска нужна парикмахеру, глобус нужен учителю).

«Дикарь и фермер» — закрепление формы винительного падежа, расширение лексического словаря по теме «Дикие и домашние животные» (Фермер пасет корову, лошадь, свинью… Дикарь охотится на зайца, на лису, на белку … на медведя … на кабана)

«Супермаркет» — расширение активного словаря по теме «Продукты питания», закрепление формы винительного падежа (Я куплю колбасу, сыр, бублик, картошку)

«Чудо-ёлка»- учить подбирать существительные к прилагательному, согласовывать существительные с числительными (Красное яблоко, зелёная стрелка, синий самолет. Одна капля, две капли, три, четыре, пять капель)

«Пташки-милашки» — формирование навыка использования пространственных предлогов при построении предложения с использованием схем предлогов. (Синица сидит на пеньке. Воробей отдыхает под ёлкой).

«На поляне» — формирование навыка использования пространственных предлогов, употребление приставочных глаголов движения. (Гусеница подползла к грибу. Бабочка улетела с цветка).

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи
Опубликовано: 27 января 2021 в 15:17
+247Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД