МААМ-картинки

Обогащение социального опыта детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания

Ольга Ожегина
Обогащение социального опыта детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания

Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориентировались взрослые и дети. Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие из Вас подумают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест. А что же такое экономика? Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста?

Публикация «Обогащение социального опыта детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания» размещена в разделах

Потому, что все дети – это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

На современном этапе развития страны, в условиях интенсивного преобразования общества все большую значимость и актуальность приобретает экономическое воспитание, позволяющее ребенку адаптироваться в социуме, самореализоваться, быть успешным в выбранной сфере деятельности. «Удовлетворение потребностей, повышение благосостояния, улучшение качества жизни – все это зависит от того, насколько развиты экономические механизмы в данном обществе», - отмечает А. И. Федоров.

Поэтому одна из актуальных проблем современности – экономическое воспитание разных возрастных категорий, то есть восполнение пробела в области экономической подготовки детей и родителей. В тесном взаимодействии происходит социализация личности ребенка, формирование целостной картины мира, предпосылок экономического мышления, развитие ценностного, а значит, гуманного отношения к окружающему миру.

Многие авторы (И. О. Меньшикова, Т. Л. Попова, И. В. Липсиц и др.) полагают, что необходимо учить детей мыслить экономически, рынок требует от населения новых уровней экономических знаний и надежды надо связывать с теми, кто посещает детский сад. Кроме того, они считают дошкольный возраст самым благоприятным для воспитания экономического мышления.

Следовательно, формирование и развитие экономических представлений у детей дошкольного возраста – одна из центральных проблем сегодняшнего дня. Ее разработке посвящен ряд педагогических исследований (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Ю. К. Васильев и др.).

Важность и необходимость работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста подтверждает доктор философии Б. Н. Фельдман, отмечающий, «что ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу». То есть, уже в дошкольном детстве из привычного роли беззаботного потребителя ребенок становится сознательным потребителем, а позднее созидателем предметов потребления. В этом залог нового мышления, нового отношения к жизни.

ФГОС ДО направлен на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей, формирование общей культуры личности ребенка, в том числе развитие социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, повышение компетентности родителей».

Поэтому реализовывать тему по экономическому воспитанию необходимо по трем направлениям:

- обучение теоретическим основам;

- обучение детей профессиям, связанных с экономикой (кассир, бухгалтер и др.);

- формирование экономического мышления через деятельность, игры, использование ИКТ.

Наиболее важным и первичным является третье направление, потому что оно может реализоваться уже с дошкольного возраста. Данная форма наиболее благоприятна, так как наилучшим образом соответствует возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников и по своей природе близки к детской игре, а игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности.

Сущность подхода к экономическому воспитанию дошкольников не в организации специального обучения, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Поэтому в основу опыта легла идея А. В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского опыта различными впечатлениями. Насыщение жизни дошкольника элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает процесс осознанным и динамичным. Процесс познания социальной действительности будет полным только в том случае, когда ребенок имеет возможность реализовывать свои знания в разнообразной деятельности (познавательной, трудовой, экспериментальной и др.).

Новизна опыты заключается в том, что деятельность детей наполнена новым содержанием – экономическим, является относительно новой и активно внедряется в практику дошкольных организаций, так как имеют большое познавательное и воспитательное значение.

Работая по данной теме, выделила принципы организации экономического воспитания в соответствии с ФГОС ДО:

- принцип личностно-ориентированного подхода;

- принцип деятельностного подхода;

- принцип педагогического сотрудничества (воспитатель – дети – родители);

- принцип комплексности (все задачи по развитию интеллекта, нравственных основ, трудолюбия решала во взаимосвязи и не отделяла одну задачу от другой);

- принцип системности и последовательности, т. е. «соответствия».

Наблюдая за детьми в процессе игровой деятельности, сделала вывод, что они, живя в реальной экономической среде, «меняют», «покупают», но не могут развивать сюжет игры, не всегда понимают некоторые экономические термины и понятия.

Поэтому с детьми была проведена беседа «Дети в мире экономики» (диагностика) с целью выяснения представлений дошкольников об основных экономических понятиях, о профессиях родителей, о некоторых экономических качествах (трудолюбие, бережливость, разработанная студентами и кандидатом педагогических наук ВГГУ Л. Н. Вахрушевой. По результатам беседы выявила, что с высоким уровнем экономических представлений один ребенок (6%); со средним уровнем – 6 (35%); на низком уровне – 10 (59%). Для выявления экономических знаний провела сюжетно-ролевую игру «Магазин» и сделала вывод, что вопросы, касающиеся экономических проблем, интересны дошкольнику, потому что дети живут в реальном мире и способом познания действительности является отношение с окружающим, прежде всего с семьей.

Для подтверждения предположения провела анкетирование родителей. Вопросы были составлены на основе беседы с детьми. Сделала вывод, что большинство родителей не обращают внимание на те или иные экономические проблемы, не знакомят детей с экономическими понятиями. Причина – экономическая неграмотность родителей. Они не всегда правильно и доступно могут ответить на детские вопросы. Данные мониторинга показали, что у детей экономические представления примерно в два раза выше (59%, чем реальные знания детей (35%). Причина этого может быть в том, что родители не имеют четкого представления о том, чем владеет их ребенок, чтобы точно ответить на поставленные вопросы. Поэтому необходима целенаправленная работа по экономическому воспитанию детей.

Поставила цель: развитие экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста через деятельность.

Задачи:

1. Активизировать и обогатить речь детей экономическими понятиями.

2. Способствовать расширению базисных качеств экономической деятельности : бережливость, самостоятельность, трудолюбие, экономность.

3. Дать детям знания о новых профессиях (банкир, менеджер, бизнесмен).

4. Повышать компетентность родителей в вопросах экономического воспитания.

Работу начала с создания развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО, так как среда стимулирует развитие ребенка, позволяет ему проявлять самостоятельность, утвердить себя как активного созидателя. Среда включила в себя уголок экономики (математические игры, дидактические материалы); игротеку (карты-схемы, маршруты, реклама, театр). Среду меняла в зависимости от интересов и потребностей детей.

Всю работу разделила на 3 блока:

- «Мир денег» (деньги, цена, товар);

- «Моя семья» (семейная экономика, профессии);

- «Мир товаров» (понятия, основы маркетинга).

Продолжила работу по блокам через чтение сказок. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Это «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Дюймовочка» Г-Х Андерсена, «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Лиса, Заяц и Петух», «Хаврошечка», «Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом» Л. В. Кнышевой. Чтение художественной литературы способствовало выделению мотивации и поступков героев, формированию словаря детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям. Дети были не просто слушателями, а участниками процесса овладения экономических понятий (товар, цена, деньги и др.). Все задания по сказкам выполняли совместно с детьми. Сложные задания ребенку предлагалось выполнить дома с родителями.

Сделать экономику понятной помогли сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигли смысл труда, воспроизводили трудовые процессы взрослых и одновременно «обучались» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделировались реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» и др. создавались наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, в естественной, приближенной к реальности обстановке, устанавливалась психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, выполнение задания по рисунку оживляли путь познания сложных экономических явлений. Они сочетали в себе элементы проблемности и занимательности, вызывали напряжение ума и доставляли радость, развивали фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повысило интерес ребенка к экономическим знаниям, научило видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

В НОД расширялся экономический кругозор, уточнялись имеющиеся представления, дети знакомились с новыми престижными профессиями, позволяющие понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы. Дошкольники научились разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Дома дети совместно с родителями составляли ребусы по теме «Деньги», «Ресурсы».

Математическое развитие, прежде всего, было направлено на освоение предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания. Во время проведения разнообразной деятельности дети сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу. Во время экскурсии в магазин «Ландыш» получился настоящий праздник первой покупки. Родители дали каждому ребенку до 50 рублей. Как оказалось, никто из детей раньше не делал самостоятельно покупки, не имел возможности распоряжаться деньгами. Рациональные покупки сделали 11 детей из 17. Проявились и нравственные мотивы покупок: кто-то купил пластилин для младшей сестренки, кто-то мелки для рисования младшему брату. Никто не обратил внимание на мягкие игрушки, т. к. дети понимали, что цена их высока. В детском саду было проведено обобщающее развлечение совместно с родителями «Праздник первой покупки».

Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы, являлся метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, данный метод помог развитию познавательного интереса к различным областям знаний, сформировал навыки сотрудничества. В группе был организован «День игрушек». Каждый ребенок рассказал о своей любимой игрушке. Была организована выставка и открыта «Библиотека игрушек». В течение всего дня каждый ребенок мог взять любую понравившуюся игрушку, чтобы поиграть с ней. В конце дня дети делились впечатлениями: давай еще принесем, как было здорово, давайте ходить друг к другу в гости. Предложила дом, совместно с родителями нарисовать рекламу игрушки и составить проект. Дети с заданиями справились и с интересом рассматривали рекламы игрушек. Был проведен совместный праздник «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требовалась поддержка ребенка дома, в семье. Семья - это реальная экономика, это та среда, в которой правила хозяйствования имеют реальные, лично значимые очертания. Это — благосостояние семьи или его отсутствие (нужда, бедность, нехватка денег и других жизненных благ, свидетелем которых является ребенок с самого детства.

Поэтому определила направления совместной деятельности с родителями:

- информирование родителей о содержании экономического воспитания в детском саду (папки, консультации, сайт);

- организация совместной деятельности в домашней обстановке (отгадывание кроссвордов, ребусов) и в детском саду (праздники, развлечения, беседы).

Наблюдая за дошкольниками в деятельности, заметила, что они стали чаще употреблять экономические термины : товар, реклама, карточка, цена; беседуют о профессиях своих родителей, обращают внимание на нравственные категории (это тяжелый труд, он нужен); обсуждают рекламу. Многие дети стали делиться своими успехами в выполнении домашних дел.

С целью дальнейшей проверки эффективности проведенной работы, закрепления элементарных экономических представлений повторно провела беседу «Дети в мире экономики». Дети приняли активное участие в беседе, на многие вопросы отвечали вместе, дополняли друг друга. Анализируя высказывания дошкольников, отметила, что ответы, а, следовательно, их экономические представления стали более последовательными, полными. С высоким уровнем развития 56% детей, со средним – 33% и с низким – 11%.

Проведенная работа позволила сделать выводы:

1. Важными условиями успешного овладения детьми экономическими представлениями являются:

- поощрение всех усилий ребенка, стремление узнать новое;

- творчество и изобретательность воспитателя, родителей;

- привлечение детей к совместному изготовлению пособий, игр.

2. Формирование представлений о понятиях из области экономических категорий происходит ненавязчиво. Занимательные задания активизируют фантазию, смекалку, самостоятельность, творчество.

3. Игровые ситуации помощи, взаимовыручки заложили в детях основы нравственного поведения, уважения к другим.

4. Дети приобрели навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств, бережного и уважительного отношения к окружающим людям и труду людей.

5. Увеличена заинтересованность родителей в данной теме, особенно по теме семейный бюджет и рациональное его использование. Дети с пониманием стали реагировать на отказы родителей в покупке не совсем нужных вещей.

6. Создана развивающая среда в группе.

7. Изготовлены разнообразные атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Супермаркет», «Сберкасса» и т. д.

8. Подобрана художественная литература для детей экономического содержания.

Перспектива: организовать центр экономики в группе, который будет включать в себя: макет банка, биржи, рекламного агентства. Собрать коллекцию денежных знаков различных стран.

Список литературы:

1. Васильев Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся. – Москва, Педагогика. – 1983 г. – 95 с.

2. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры. – М., 1999 г. – 75 с.

3. Краева С. Ю. Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. – Киров, ВГПУ. 1997 г. – 57 с.

4. Кнышева Т. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом – М. Педагогика. – Пресс. 1996 г. – 128 с.

5. Экономическое воспитание дошкольников : Примерная программа/ под ред. Е. А. Курака. – М. ТЦ Сфера, 2002 г. – 80 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в бассейне посредством аква-аэробики (из опыта работы) Одно из важнейших направлений социальной политики нашего государства – политика в области обеспечения здоровья нации. Несомненно, проблема.

Формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания и взаимодействия с семьей Тема моего опыта работы: «Формирование интегративных качеств детей дошкольного возраста через трудовое воспитание и взаимодействие с семьёй».

Из опыта работы «Обогащение социокультурного опыта детей с ОВЗ при организации работы в мини-музее» Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально.

Коммуникативная компетентность как основа социального успеха у детей старшего дошкольного возраста Захарова Олеся Ивановна, МАДОУ МО Детский сад №172 Условия возникновения опыта. В своей работе предполагаю, что развитие коммуникативной.

Обобщение опыта работы «Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» "Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры". Работая по данной проблеме, однозначно встаёт.

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами Отчего зависит успешность обучения в школе? Как показывает практика - от уровня развития словаря и речи у ребенка. Дошкольный возраст –.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста УДК ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Науменко Светлана Васильевна студентка 3 курса направления.

Формирование социального опыта ребёнка посредством реализации игровых проектов С самого рождения ребёнок-первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает. Поэтому неслучайно, что детей называют почемучками.

Создание условий для формирования познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством опыта Конспект опыта-эксперимента в средней группе группе Свойства магнита Программное содержание: 1. Знакомство с магнитом и его свойствами.

Задачи обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста Задачи воспитания и развития детей 6-7 лет 1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, 2. Развивать познавательную активность,углублять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение социального опыта детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания
Опубликовано: 14 января 2016 в 20:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД