Образовательное событие — способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников

Татьяна Горячева
Образовательное событие — способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников

Уважаемые коллеги! Второй год я являюсь руководителем городского методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп. В связи с тем, что 2013 год приказом Президента РФ В. В. Путина объявлен годом охраны окружающей среды,в ноябре прошло заседание ГМО под названием «Образовательное событие экологической направленности как способ реализации комплексно – тематического планирования, позволяющий индивидуализировать образовательный процесс». Представляю вашему вниманию своё сообщение на данном методическом объединении и небольшой фотоотчет об итоговом мероприятии образовательного события в детском саду " День защиты диких животных". Надеюсь, мой материал пригодится, потому что в связи с введением ФГОС ДО детские сады будут работать по образовательным событиям, как и школы.

СООБЩЕНИЕ НА ГМО

Интегративным результатом реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей. Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система дошкольного образования, обозначены новые ориентиры, направленные на:

• содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;

• желание сделать жизнь детей более интересной;

• формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

• сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.

ФГТ предполагали необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы:

• яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;

• яркое событие в литературном художественном произведении;

• яркие события, специально смоделированные воспитателем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;

• объект субкультуры дошкольников (элемент ценностей внутри возрастной группы).

Примерные темы (Н. В. Федина)

• события, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (День России, День защитника Отечества);

• явления нравственной жизни (Дни «спасибо», доброты, друзей);

• явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);

• мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);

• традиционные праздничные события семьи, общества и государства (Новый год, Праздник весны и труда, День матери);

• наиболее важные профессии (Дни воспитателя, врача, почтальона, строителя).

В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.

В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»?

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».

Обоснование интегративных возможностей образовательных событий:

1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения.

2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.

3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.

4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.

5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности а ребенка к обучению.

6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.

7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.

Событийный подход рассматривается как педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности.

В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие. В литературе есть разные определения данного феномена. «Образовательное событие- специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знания» (Б. Д. Эльконин). Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события.

Необходимо отметить, что организация и реализация СОБЫТИЙ рассматривается как относительно самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов.

Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе проведения НОД, в процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм и т. д.

Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

Этапы организации образовательных событий в ДОУ:

1 этап

– определение тематики образовательных событий. Мероприятия фиксируются в комплексно- тематическом планировании, годовом плане работы учреждения, планах воспитательной работы,

2 этап

– определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.

Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагог определяет какие дополнительные ресурсы ему необходимы для проведение образовательного события (совместная деятельность с другими педагогами, родителями и др., также планируется их совместная деятельность, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.

3 этап

– подготовка к образовательному событию.

В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

4 этап

– проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.

Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогом.

Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события.

5 этап

– рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.

По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

"Образовательное событие "День защиты диких животных" в ДОУ"

Образовательное событие — способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников
Публикации по теме:

Экологическая работа в ДОУ в рамках «Года охраны окружающей среды». Выставка поделокЭкологическая работа в ДОУ в рамках «Года охраны окружающей среды». Выставка поделок В соответствие с Указом президента В. В. Путина за номером 1157, 2013 год, объявлен Годом охраны окружающей среды. Конечно такой год нужен.

Смотр «Огород на окне»Смотр «Огород на окне» 2013 год- год охраны окружающей среды. Каждый год в образовательной среде, как правило, посвящается определённой теме. Вот и для 2013.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Математика
Автор публикации:
Образовательное событие — способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 22:32
+94
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 154.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...