Лучший педагог года

Консультация «Общение дошкольника со сверстниками»

Надежда Уфимцева
Консультация «Общение дошкольника со сверстниками»

«Общение дошкольника со сверстниками»

25 января 2022 г.

С того момента, как ваш ребенок вырос из пеленок, стал посещать детский сад, гулять во дворе, его круг общения значительно расширился. Если раньше единственными «собеседниками» малыша были мама, папа и другие близкие родственники, то сейчас это сверстники – такие же дети, как и он сам. Чем взрослее ребенок, тем больше и ощутимее общение со взрослыми уходит на второй план, отдавая приоритет контактам с друзьями.

Публикация «Консультация „Общение дошкольника со сверстниками“» размещена в разделах

Если со стороны понаблюдать за тем, что происходит в каждой группе детского сада, то можно заметить, что в каждой из них отношения между детьми буквально бурлят, кипят, то взрываясь, то успокаиваясь. В течение дня ребенок в детском саду может несколько раз поссориться, помириться, обидеться и натворить множество мелких пакостей. Взаимоотношения между детьми дошкольного возраста очень эмоциональны, потому что они действуют, говорят и делают то, что им хочется, что велят их чувства.

Дети переживают богатую гамму чувств, тогда как отношения между взрослыми строятся с учетом здравого смысла, рассудка, общепринятых норм и правил. Общение со сверстниками в дошкольном детстве – это богатый жизненный опыт для ребенка, который станет основой в его дальнейшем развитии как личности. От того, каким будет этот первый опыт общения, будет во многом зависеть и определять его отношение к окружающему миру и людям.

Но не всегда получается так, что этот опыт общения положительный. Иногда он может негативно отразиться на развитии личности, в последствие у ребенка, когда он повзрослеет, могут быть серьезные проблемы в общении с друзьями, членами семьи и другими людьми. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо очень внимательно следить, как складываются у ребенка отношения со сверстниками в детском саду, во дворе и других местах, где дети контактируют друг с другом. Если вы заметили, что у ребенка есть проблемы в общении, то очень важно понять их причину. Но при этом не стоит считать, что если ребенок поругался, обиделся, то это уже повод для беспокойства.

Следует насторожиться, если ваш малыш постоянно конфликтует со сверстниками, является изгоем в детском коллективе, если у него нет друзей. Чтобы понять, есть ли проблема в общении у вашего ребенка или нет, необходимо знать закономерности и особенности общения детей дошкольного возраста. При этом следует помнить, что общение ребенка со сверстниками и общение ребенка с взрослыми – это две разные вещи.

Чем отличается общение ребенка со сверстниками от общения ребенка с взрослыми?

Ребенок в кругу сверстников и ребенок в кругу взрослых – это как будто два разных человека. Очень часто воспитателям и педагогам приходится слышать от родителей, что их ребенок очень активный, много кричит, бегает, прыгает, но когда этот ребенок попадает в группу сверстников, то его поведение может быть совсем другим. Он может быть замкнутым, скромным, тихим малышом. Достаточно часто происходят и другие случаи, когда педагог или воспитатель жалуется родителям на плохое поведение ребенка, то они не могут в это поверить, ведь дома их малыша не видно и не слышно. Такие ситуации наглядно демонстрируют то, как ребенок может меняться в зависимости от того, в каком обществе он находится – в кругу семьи или в кругу сверстников.

Большинство дошкольников в общении со сверстниками очень эмоциональны, раскованны. Тогда как со взрослыми дети проявляют спокойствие, они не позволяют в общении со старшими резких криков, громкого смеха и других ярко выраженных эмоций.

Даже если понаблюдать за мимикой и жестами ребенка, то можно увидеть существенные различия. Общаясь со взрослыми, дети более скованы, а с одногодками они очень экспрессивны: могут ярко выражать нежность, а могут выразить свое недовольство, спровоцировав драку.

Начиная с четырех лет, малышам гораздо интереснее общаться с такими же детьми, как и он сам, а не с родителями. Поэтому экспрессивность чувств и эмоций из общения со взрослыми уходит и переходит на контакты со сверстниками. Дети дошкольного возраста, конечно, при их правильном воспитании, понимают, что в общении со старшими можно позволить себе далеко не все: нельзя кричать, драться, ругаться и т. п.

Тогда как в общении со сверстниками они это могут себе спокойно позволить. Они ведут себя крайне непринужденно, свободно и раскованно: дети дразнят друг друга, кривляются, дергают друг друга за косички – в общем, делают все, что мы взрослые называем детским безобразием, от которого мы быстро устаем. А дети так могут общаться друг с другом днями напролет без всякой усталости. Подобное «безобразие» не стоит запрещать, если оно не выходит за рамки приличия и нравственного поведения. Ведь в таком детском кривлянии проявляется оригинальность ребенка, его индивидуальность.

Неудивительно, что дети дошкольного возраста очень любят фантазировать, представлять себя различными героями. Такое творчество необходимо поощрять, например, превратив это не в простое кривляние, а в театрализацию. В общении и играх со взрослыми дети, как правило, ждут инициативы от взрослого, предпочитают отвечать на его действия и высказывания. Играя же со сверстниками, дошкольники склонны брать всю инициативу на себя, то есть каждый старается быть лидером в играх, быть ведущим.

Именно такая психологическая особенность общения детей-дошкольников часто приводит к конфликтам. Дети категоричны, не могут вести диалога, если ребенок решил, что он будет ведущим, значит так и должно быть, желание сверстников даже не рассматривается – отсюда ссоры, драки, обиды.

Дошкольное детство принято разделять на несколько периодов. Младший дошкольный возраст охватывает период от двух до четырех лет, средний дошкольный возраст – четыре-пять лет и старший дошкольный возраст – пять-шесть лет. Для каждого периода характерны свои особенности общения со сверстниками.

Особенности общения детей младшего дошкольного возраста :

В возрасте до четырех лет главное в общении – чтобы сверстники присоединялись к его играм, шалостям, чтобы разделяли его веселье. Дети могут просто бегать друг за другом, играть в прятки, громко кричать, визжать и ведут себя очень эмоционально. Тем самым, они своим поведением без всяких слов привлекают к себе внимание других детей. Дети до четырех лет полностью сконцентрированы на самих себе, для них есть только собственное «Я» и никого больше вокруг. Это особенно ярко проявляется в борьбе за игрушку. Один ребенок взял игрушку, другому тоже захотелось с ней поиграть, но, естественно, что он игрушку так просто не получит – в лучшем случае дети поссорятся, в худшем – подерутся.

Если взрослый начнет уговаривать и учить, что нужно играть вместе, то это будет просто бесполезно, потому что дети в возрасте до четырех лет заинтересованы только самими собой и своими желаниями, а не сверстниками. Конечно, пускать такое поведение на самотек нельзя, иначе эта возрастная психологическая особенность общения перерастет в манеру поведения ребенка. Если вы желаете, чтобы ваш малыш в таком возрасте меньше конфликтовал со сверстниками, то поощряйте игры, где не задействованы игрушки: догонялки, прятки, каравай, море волнуется раз и другие.

Чтобы малыш научился понимать и принимать желания сверстников, перестал концентрироваться только на своем собственном «Я», необходимо, чтобы ребенок почувствовал общность с другими детьми. Обратите внимание ребенка, что другие дети тоже могут делать то же самое, что и он: бегать, хлопать, прыгать, играть. Очень полезна игра, когда дети определяют схожие внешние черты: цвет глаз, волос, детали одежды и так далее.

Особенности общения детей среднего дошкольного возраста :

Если в младшем дошкольном возрасте ребенок мог спокойно играть один, то начиная с пяти лет, ребенок предпочитает играть со сверстниками. Теперь их игра не разделяет, а объединяет. Дети сознательно сближаются друг с другом, чтобы вместе поиграть в ту или иную игру. Детям среднего дошкольного возраста важно не только присутствие и внимание другого ребенка, а именно соучастие, сотрудничество. Их общение становится более деловым, они ищут способы и подбирают слова, чтобы договориться о правилах игры, уговорить принять те или иные условия игры и т. д. Родителям следует насторожиться, если ребенок пяти лет беспорядочно бегает, стараясь завладеть вниманием других детей – это свидетельствует об отставании в социальном развитии. Дети до четырех лет в силу своих психологических особенностей «не видят» сверстников.

Начиная с пяти лет, дети проявляют активный интерес, чем заняты окружающие их сверстники. В игре они так же могут обижаться и ссориться, но такие чувства возникают уже на абсолютно другой почве. Дети пяти лет начинают соперничать друг с другом.

Свидетельство такой конкуренции проявляется в оценке поведения и действий своих сверстников, иногда они интересуется у взрослых, правильно ли поступил тот или иной ребенок. Дети среднего дошкольного возраста любят напоказ выставлять свои преимущества и стараются тщательно скрыть свои неудачи. Очень часто дети в этом возрасте радуются проигрышу друга и огорчаются от его успеха. У детей появляются такие эмоции, как зависть и ревность, что становится причиной частых конфликтов.

Сейчас для ребенка важна не его общность со сверстниками, а противопоставление им, он сравнивает себя с другими, оценивает, делает выводы. Чтобы сгладить конфликты у детей в таком возрасте, необходимо включать их в сюжетно-ролевые игры. Дети могут сами придумать сюжет, распределить роли, желательно, чтобы все это происходило под незаметным контролем взрослого. Взрослый, если замечает, что назревает конфликт, может его сгладить.

Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста :

Детское общение включает в себя не только игры и какие-то действия по отношению к игрушкам, но и беседу. Если еще в среднем дошкольном возрасте дети не способны долго просто так разговаривать друг с другом, то начиная с шести лет, дети могут продолжительное время рассказывать друг другу, что они видели, слышали, смотрели и так далее.

На данном этапе дошкольного детства общение уже не связано с играми и игрушками, дети могут просто разговаривать друг с другом. В шестилетнем возрасте в детском коллективе значительно понижается конфликтность. Теперь они стараются со всеми дружить, у них проявляется сопереживание, они стремятся помочь друг другу. Так, например, во время какой-либо игры дети могут подсказывать друг другу ответы, хотя им это невыгодно. Но они этого не понимают, для них главное – помочь сверстнику. Но соревновательный дух в шесть лет у детей не исчезает, хотя теперь они видят не только успехи и неудачи товарища, но могут определить его настроение, понять желания.

В старшем дошкольном возрасте детям хочется не только рассказать что-то свое, но и послушать других детей. На данном этапе очень важен положительный пример родителей, потому что дети буквально отражают выражения, поведение своих мамы и папы. Дети могут негативно высказаться о ком-то так, как делают это его родители, или наоборот, проявлять сострадание, стремление помочь и другие положительные качества. В шесть лет, как правило, у каждого ребенка есть лучший друг и группа приятелей, которые ведут себя немного обособленно по отношению ко всем остальным. На почве этого может возникнуть ревность, когда ребенок переходит в другую группу общения.

Дети шести лет любят обсуждать, кто с кем дружит, а кто ругается. Если ребенок хочет с кем-то дружить и получает отказ, то сильно переживает. На данном этапе родителям очень важно добиться доверия ребенка, чтобы он делился своими впечатлениями и переживаниями, обидами и бедами. Для ребенка очень важна поддержка родителей в трудные моменты. Конечно, для нас, взрослых, ссора ребенка может показаться глупостью, а для ребенка это серьезное эмоциональное переживание. Очень важно его успокоить и помочь решить проблему, вы должны стать для ребенка авторитетным советчиком.

Что делать, если у ребенка нет друзей?

Если ребенок не рассказывает вам о своих сверстниках, если он не может ответить на вопрос, кто у него друзья, то это должно насторожить. Скорее всего, у вашего ребенка просто нет друзей в силу тех или иных причин. И в такой печальной ситуации ребенку обязательно нужна помощь взрослого. В большинстве случаев детей-друзей связывает детский сад или прогулки во дворе. Но далеко не каждый ребенок легко идет на контакт со сверстниками, некоторые из них замкнуты и практически не имеют друзей. Если вы заметили, что у вашего ребенка существует такая проблема, то не стоит на этом акцентировать внимание ребенка. Помочь ему нужно незаметно, чтобы малыш не понял, что он какой-то не такой, как другие дети. Спасти ситуацию помогут знакомые, в семье которых есть дети такого же возраста. Их можно чаще приглашать в гости или договориться выводить детей на прогулку в одно и то же время. Чтобы ребенок стал более раскрепощенным в общении, можно записать его в какую-нибудь секцию, творческое объединение. Таким образом, малыш будет заниматься любимым делом и при этом общаться с единомышленниками, ведь общее хобби объединяет не только взрослых, но и детей.

Обратите внимание, возможно, что в вашем ребенке нет таких качеств, вызывающих симпатию и уважение у окружающих, как способность идти на компромиссы, сопереживать, взаимоуважение и взаимопомощь. Ребенок, у которого присутствуют эти качества, всегда найдет себе друзей. Такие качества личности у детей необходимо развивать своим собственным примером. Безусловно, что за неделю и даже за месяц развить заботу и внимание к окружающим невозможно, но постепенно ребенок этому обязательно научится.

Отсутствие друзей-сверстников у ребенка может быть связано с тем, что он предпочитает общение с более младшими детьми или взрослыми. И это неплохо, но тем не менее, каждый дошкольник должен уметь находить контакт и со сверстниками, потому что когда он вырастет, ему придется иметь дело с людьми разных возрастов.

Заключение:

Общение со сверстниками – важнейшая составляющая жизни ребенка в дошкольном детстве. Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. И задача родителей – сделать его таковым, не забывая про свой собственный пример, который лучше всяких слов.

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Жесты и общение. Мимика и общение» Задачи: • развитие представлений детей о жестах и их роли в процессе общения; • развитие представлений детей о мимике и определение эмоций,.

Консультация для воспитателей «Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение» Говоря о диалогическом общении, диалоге, мы имеем в виду личностно значимое для детей речевое общение. Диалог понимается нами не только.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях детей со сверстниками» Развитие личности ребенка происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, дошкольных учреждений, средств массовой информации.

Консультация для родителей «Темперамент дошкольника»Консультация для родителей «Темперамент дошкольника» Все дети уникальны. Мы видим это с рождения. Кто-то любит быть в центре внимания, кто-то не может усидеть на месте, кто-то ревнует и обижается,.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация для воспитателей «Общение с родителями» Как подготовиться и провести родительское собрание - Составьте четкий план собрания и придерживайтесь его. - Продумайте содержание каждой.

Консультация «Математика в жизни дошкольника» развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Консультация «Общение детей друг с другом»Консультация «Общение детей друг с другом» "Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.

Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника»Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника» Роль сказки в жизни дошкольника «Сказка - складка, послушать сладко.» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Общение дошкольника со сверстниками»
Опубликовано: 25 января 2022 в 19:08
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД