«Осенины на Руси». Сценарий праздника для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Татьяна Зверева
«Осенины на Руси». Сценарий праздника для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

«ОСЕНИНЫ НА РУСИ»

Сценарий для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре. Знакомство с обычаями, традициями проведения календарных осенних праздников на Руси.

Действующие роли: Иван, Марья, Домовой Кузьма - взрослые.

Действующие лица сказки «Курочка Ряба – дети.

В зале устроен уголок русской избы: печь, стол с самоваром, лавка.

Праздник сопровождается презентацией «Осенины на Руси».

Звучит русский народный наигрыш в исполнении В. Дербенко. В зал входят Хозяюшка и дети в русских народных костюмах, встают свободно лицом к зрителям.

(На экране слайд – название праздника «Осенины на Руси»)

Хозяюшка: Какая красивая осень,

Какой золотистый ковер!

И в гости сегодня, ребята,

К нам праздник осенний пришел.

1 группа детей: Осень, осень, в гости просим!

2 группа детей: Осень, осень,

Погости-ка недель восемь!

1 группа: С толстыми снопами,

С обильными хлебами!

2 группа: С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем!

Дети исполняют «ОСЕНЬ – ЧАРОДЕЙКА». После исполнения уходят на места.

(Звучит рнм, в зал входят Иван и Марья)

Иван: Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы!

Марья: Здравствуйте, гости дорогие! Давайте знакомиться.

Меня зовут Марьюшка.

Иван: А меня Иванушка!

Хозяюшка: Добро пожаловать к нам!

Марья: В путешествие вас в старину приглашаем,

Об осенних народных праздниках много узнаем.

Иван: Так жили на Руси наши предки и нам завещали,

Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.

Ребята, какие народные осенние праздники вы знаете?

Дети: Осенины, Капустница, Кузьминки, Покров.

Марья: Правильно ребята, молодцы!

Сентябрь – первый осенний месяц.

(На экране слайд – «Осень золотая»)

В народе его называли «хмурень», «листопадень». В сентябре и лист на дереве не держится; холоден сентябрь, да сыт.

Иван: На Семенов день отмечали первые Осенины - встречу Осени. Прославляли богатый урожай, благодарили Осень за доброту и щедрость, за её дары, которые кормят людей всю зиму.

Хозяюшка: А самый главный подарок Осени – хлебушек. С давних времен дошел до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом-караваем, Вот и мы с вами испечем праздничный каравай.

(На экране слайд – «Жатва»)

(Проводится русская народная игровой хоровод «Кто с нами»: дети идут навстречу друг к другу шеренгами и поют: 1-я колонна спрашивает, 2-я – отвечает):

-Кто с нами, кто с нами жито молотити?

-Мы с вами, мы с вами жито молотити!

-Кто с нами, кто с нами муку просевати?

-Мы с вами, мы с вами муку просевати!

-Кто с нами, кто с нами тесто замесити?

-Мы с вами. Мы с вами тесто замесити!

-Кто с нами, кто с нами пирог выпекати?

-Мы с вами, мы с вами пирог выпекати!

(Образуют большой круг, берутся за руки и говорят):

Вот такой вышины! (поднимают сцепленные руки вверх)

Вот такой ширины! (отходят назад, расширяя круг)

Хозяюшка: А чтобы наш каравай был пышным да вкусным,поможет нам русская печка!

Дети: Ой, да печка-сударыня!

Помоги нам, Барыня!

Каравай нам испеки,

В дом богатство принеси! (уходят на места)

Марья: А пока каравай печется, разговор у нас ведется.

Какие пословицы вы знаете об этом празднике?

1 ребенок: Семен лето провожает, бабье лето начинает.

2 ребенок: В Семенов день до обеда паши,

А после пахаря с поля гони.

Иван: Будем с вами мы играть, урожай собирать!

Урожай в саду и урожай в огороде.

(На экране слайд – урожай овощей и фруктов)

Марья: Первая команда – «Садоводы» - будут собирать урожай, который растет в саду.

Иван: Вторая команда – «Огородники» - будут собирать урожай, который растет в огороде.

Марьи и Иван: Раз, два, три – урожай собери!

(Проводится эстафета «Собери урожай в саду и в огороде»)

Хозяюшка: Урожай хороший собрали, молодцы!

Марьюшка, Иванушка, а какой-же следующий праздник?

Марья: Кто загадку отгадает – праздник тот узнает.

«Красные гроздья на солнце горят,

Но это, конечно, не виноград.

Не смородина-малина, а полезная…»

(Дети отгадывают – рябина)

Молодцы, правильно отгадали! И праздник этот – Павел и Петр - Рябинники.

(На экране слайд – рябина)

В это время ягода-рябина становится более сладкой.

Иван: Ветка рябины отгоняет нечистую силу. Срывали рябинку и вешали веточки с ягодами на крышу, а часть рябинки оставляли на кусту – птичкам: дроздам, снегирям, синичкам.

Марья: А вы, ребята, что знаете о рябинушке?

(Выходят девочки, одна из них в рябиновом веночке)

1 девочка: Ты, рябинушка, раскудрявая!

Ты когда взошла, когда выросла?

2 девочка-рябинка: Я весной взошла, летом выросла!

По зорям цвела, под солнцем вызрела!

3 девочка: С вечера рябинку дождиком мочило,

А с полуночи рябинку ветром обдувало.

Вместе: Ветер дует, солнце греет,

Рябинушка алеет!

(Девочки с красными платочками в руках, исполняют хоровод «ВСЕ ОТ РУССКИХ РЯБИН», запись песни в исполнении Н. Кадышевой)

(На экране слайд – «Полет журавлей»)

Хозяюшка: Вот и журавли улетают… А это значит, что приближается большой народный праздник – «Воздвиженье» - осень зиме навстречу движется. С этого дня начинались вечеринки – «Капустницы»

Иван: На Воздвиженье первая барыня – капуста!

Марья: А у доброго молодца – капуста у крыльца.

(Выбегает девочка в шапочке Капусты и мальчик)

Мальчик: Капуста виласта, не будь голенаста.

Будь крепка и пузаста.

Капуста: Во саду ли, в огороде на грядке я стояла.

Белолица, круглолица весело плясала.

Марья: Капуста завивайся, солнцу улыбайся!

(На экране слайд – капуста)

(Девочка-Капуста заводит хоровод «ЗАВИВАЙСЯ, КАПУСТКА»):

Завивайся, капустка, Развивайся, капустка,

Завивайся, белая, Развивайся, белая.

Становись вот такая, Становись вот такая

Вот такая тугая! Вот такая большая!

Дети встают в круг, берутся за руки и под песню за ведущим (Капустой) начинают движение по кругу. Ведущий с каждым кругом все более сужает круг («завивает капусту»). Во втором куплете дети поворачиваются за последним в цепочке и идут обратно топающим шагом («развивает капусту»).

Капуста: Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи – меня в них ищи!

Хозяюшка: Вот капуста и поспела, принимаемся за дело:

Будем квасить и солить, чтоб зимой с припасом жить!

Иван: Капусту всей семьей рубили, солили. Зовите в хоровод своих родных: маму, папу, – будем капусту рубить!

(На экране слайд – «Рубка капусты»)

(Проводится игра с элементами массажа «МЫ КАПУСТУ РУБИМ»):

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Перетерли,

Посолили

И набили плотно в кадку.

Все теперь у нас в порядке.

Все стоят в кругу друг за другом. Ребром ладоней стучат по спине впереди стоящего – «рубят капусту». Кулачками трут спинку – «трут капусту». Стучат пальчиками по спине – «солят капусту». Хлопают ладонями по спине и встряхивают руками. Поворачиваются в другую сторону и игра повторяется.

(На экране слайд – «Ненастная осень»)

Марья: Второй месяц осени – октябрь. Его называют листопадником, грязником. В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.

Иван: 14 октября – Покров, первое зазимье.

До обеда осень, а после обеда – матушка зима.

Хозяюшка: С этого дня собиралась молодежь на посиделки. Девушки проводили время за любимым рукодельем. То песню запоют, плясать пойдут, а то играть начнут, шуткой перебросятся.

(выходят 2 девочки и 2 мальчика, читают потешки):

1 девочка: Ульяна, где была?

2 девочка: В новой деревне.

- Что там видела?

- Утку в юбке,

Курицу в сережках,

Свинью в рогоже,

Нет её дороже!

1 мальчик: Федул, что губы надул?

2 мальчик: Кафтан прожег.

- Починить можно?

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Остались ворот да рукава!

Все дети: Потеха – делу не помеха!

Марья: А еще на Покров ярмарки открывались!

(На экране слайд – «Покровская ярмарка»)

(Звучит рнм «Коробейники», выходят несколько детей с коробами, на которых лежат музыкальные инструменты)

1 коробейник: Пришла ярмарка с добром,

С пряниками, пирогами и орехами,

С песнями, плясками и потехами!

2 коробейник: Кто бараночки несет, кто поделки разные.

Проходи, честной народ!

Рады вам на празднике!

3 коробейник: Вот свистульки и трещотки,

Бубны, ложки и гармошки.

Инструменты покупайте,

Звонко, весело играйте!

(Дети подходят к «коробейникам», берут инструменты, играют в оркестре рнм «КАК ВСТАВАЛА Я РАНЕШЕНЬКО».

Хозяюшка: Погляди-ка, народ, Ваня с ярмарки идет.

Что купил, Иван, расскажи-ка нам!

(Дети окружают Ивана. Исполняют рнп «ГДЕ БЫЛ,ИВАНУШКА»)

Дети (дразнят Ивана): Ваня, Ваня-простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом-наперед

И поехал в огород!

(Дети разбегаются, Иван ловит детей, они убегают на места)

(На экране слайд – «Русская пляска»)

Марья: А еще октябрь – Свадебник! Покров – свадеб покровитель. Считалось, что если весело Покров проведешь – дружка милого найдешь. Молодежь в игры свадебные играла.

Сыграем в «Стульчики»?

(Проводится русская народная игра «Я СИЖУ НА СТУЛЬЧИКЕ»: играющие стоят в кругу. В середине ставятся два стульчика, спинками друг к другу. По считалке выбираются мальчик и девочка, они садятся на стульчики. Все ведут хоровод и поют):

Я сижу на стульчике,

Я сижу на крашеном.

Кто меня полюбит,

Тот и поцелует!

Раз, два, три! Смотри!

Сидящие на стульях должны повернуться и посмотреть друг на друга. Если они повернулись в одну сторону, то целуются, а если в разные стороны, то расходятся. Игра продолжается с новыми участниками.

Мальчики: Ой, девчата дорогие,

Разрешите вам сказать:

Мы имеем предложенье

Вместе с вами поплясать!

Девочки: Туфли новые у нас,

Крашеные пятки,

Как же с вами не сплясать,

Милые ребятки!

(Дети и взрослые, участвующие в празднике, танцуют «РУССКУЮ КАДРИЛЬ»)

(На экране слайд – «Кузьма и Демьян»)

Хозяюшка: Третий месяц осени – ноябрь-полузимник. В ноябре зима с осенью борется. Ноябрь - сентября внук, октября сын, зиме родной батюшка.

Иван: 14 ноября по народному календарю – день Кузьмы и Демьяна. Поэтому народ называл этот праздник Кузьминками. В народе Кузьма и Демьян считались покровителями ремесел: кузнечного искусства и женского рукоделия.

Марья: Денег за свою работу они не брали, отчего их звали бессеребрениками. Вместо денег они просили накормить их кашей.

Хозяюшка: А вы знаете, что означало слово «Каша»? (дети отвечают) «Пиршество». Нигде в мире не придумали столько разных каш, как на Руси.

Иван: Хозяину работа, а нам каши охота.

Марья: За крутой кашей и разговор краше.

(Из-за печки падает ложка)

Хозяюшка: Это кто там балуется? (Из-за печки снова падает ложка, слышится стук). Ой, ой, ой… Мы дедушку Домового, Кузьму Кузьмича, забыли в горницу пригласить! Давайте его позовем!

Дети: Уж ты, дед Домовой,

Мы хотим играть с тобой!

(Под звуки балалайки из-за печки выходит Домовой)

Хозяюшка: Здравствуй, дедушка Домовой, чего шалишь?

Домовой: Вам надобно было меня в дом позвать, каши подать –я бы и не шалил!

Хозяюшка: Ну, Кузьма Кузьмич, уважь, отведай кашки!

(Проводится игра «КАК У БАБУШКИ НАТАШИ»):

Дети: Как у бабушки Наташи (произносят шепеляво, по-старушечьи, держа кончики воображаемого платочка)

Ели пшенную мы кашу. (Соединяют ладони перед собой, делая «тарелку», показывая её в разные стороны)

Каша вкусная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелкой» - указательным пальцем правой руки рисуют в воздухе «дымок», поднимающийся вверх).

Каша вкусная, с парком (меняют руки)

С хлебом (выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутренней стороной ладони вниз – «ломоть хлеба»,

С маслом (левую руку кладут на правую сверху – «слой масла»,

С молоком! (соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы – «кружка»)

Взяли мы большую ложку (сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны – «две ложки»,

Съели кашу всю до крошки. (попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложку» ко рту)

Вот какая каша (снова делают «тарелку»)

У бабушки Наташи! (произносят по-старушечьи, держась за «кончики платочка»).

(Домовой «пробует кашу», причмокивает)

Хозяюшка: Ну как, Кузьма Кузьмич, хороша каша?

Домовой: Ай, хороша…Как куснешь, так и уснешь,

Как вскочишь – еще захочешь!

Иван: И то правда! Недаром русский народ сложил много пословиц о каше. Давайте-ка, ребята, вспомним их!

Дети: - Каша – матушка наша!

- Кашу маслом не испортишь!

- Что за обед, коли каши нет!

Домовой: Ишь, какие смышленые!

А я вот за печкой сижу – лапти вяжу.

Ложкой кашу доедаю,

А потом на ложечках играю.

А ну-ка, разбирайте быстро ложки,

Поиграем вместе мы немножко.

(Дети берут ложки, садятся в круг на пол, играют на них под звучание русской народной мелодии)

Домовой: Спасибо, потешили вы меня!

А ведь еще Кузьминки - куриные именины.

Марья: Правду говорит дедушка Домовой! Девушки пекли пирог – курник, а парни приносили в лукошках курочек.

Домовой: Хотите, я вам сказочку про это расскажу?

Ну тогда слушайте. Жил-был…

Дети: Козел!

Домовой: Да нет, не козел! Жил-был… (Осел)

Да нет, не осел! Жил-был… (Баран)

Да нет, не баран! Жил-был дед Степан!

(Под музыку выходит мальчик-дед Степан, садится на лавку)

Дети (поют на рнм «Ах вы, сени»):

Уж ты дедушка Степан,

Наизнанку твой кафтан,

Тебя деточки любили,

За тобой гурьбой ходили,

Твоя шапочка с пером,

Рукавички серебром.

Уж ты ходишь - семенишь,

Рукавичками звенишь.

Домовой: А жил дед Степан с бабкой Варварой.

(под музыку выходит девочка - бабка Варвара, садится рядом с дедом на лавку)

Дети (поют): Бабушка Варварушка,

Напеки оладушек!

Твои рученьки искусны

Напекут оладьи вкусны.

Домовой: И была у деда с бабой Курочка Ряба.

(под музыку выходит Курочка Ряба, садится между дедом и бабой)

Дед: Ой, Курочка, да ты Рябушечка!

Ты где была?

Курочка: По двору гуляла.

Баба: Что там делала?

Курочка: Яичко снесла!

Дед: А где же то яйцо?

Курочка: Укатилось за крыльцо.

Баба: А оно какое?

Курочка: Золотое!

Дед и Баба: Ой, Курочка, да ты Рябушечка!

Вот пшено, водичка – дай ты нам яичко!

(Курочка достает из корзиночки яичко, отдает деду)

Домовой: Дед бил, бил (Дед стучит ложкой по яйцу) не разбил.

Дед: Ох!

Домовой: Баба била, била (Баба стучит) не разбила.

Баба: О-хо-хо!

(Под музыку выбегает Мышка, задевает яичко, оно падает)

Мышка: Я Мышка-норушка, живу за горушкой.

В дом прибежала, хвостиком махала.

Яичко покатилось… Ах! Разбилось! (Мышка убегает)

Домовой: Дед плачет.

Дед (низким голосом): А-а-а-а…

Домовой: Баба плачет.

Баба (высоким голосом): А-а-а-а…

Домовой: А Курочка их утешает.

Курочка: Вы не плачьте, дед и баба,

Принесет вам Кура Ряба

Яйцо новое, простое

И совсем не золотое.

Дед и Баба: Ой, Курочка, да ты Рябушечка,

Вот пшено, водичка,

Дай ты нам яичко!

Домовой: И принесла Курочка да не одно яичко. А целую корзинку (вносит корзину с киндер-сюрпризами).

Иван: А и то правда, что на Кузьму и Демьяна – куриные именины!

Марья: и у нас есть курочка, и яиц целая корзина.

Домовой: Вот и сказочке конец, а кто слушал…

Дети: Молодец!

Хозяюшка: Спасибо тебе, Кузьма Кузьмич, за сказку –

Вот тебе баранок вязку!

Будешь за печкой лапти вязать

Да сушки-баранки сосать.

(Домовой прощается с детьми, уходит за печку)

Иван: А не поспел ли наш каравай?

(Хозяюшка достает из печки каравай, кладет его на блюдо с рушником. На экране слайд – «Каравай хлеба на столе»)

Хозяюшка: Праздник наш мы завершаем

Вкусным пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим!

(подносит каравай детям, гостям)

Кушайте, гости дорогие,

Поправляйтесь, здоровья набирайтесь!

(Дети отламывают от каравая кусочки, едят. Ведущий угощает хлебом гостей, родителей)

(На экране слайд «Разноцветная осень»)

Марья: Все же Осень – удивительное время года:

То перелетная пора, то непогода.

Иван: Но как ты, осень, хороша!

Поет и светится душа!

(Под русскую народную мелодию все выходят из зала)

Публикации по теме:

«Нам посчастливилось родиться на Руси» часть 2 сценарий «Нам посчастливилось родиться на Руси» «С чего начинается Родина» (Донской фольклор) Старше – подготовительная группа МБДОУ «Аленка».

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с ЗПР «Народные праздники на Руси. Коляда» Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с ЗПР «Народные праздники на Руси. Коляда» Коррекционно-образовательные.

Конспект НОД в подготовительной группе о традициях и обычаях на Руси с Рождества до Крещения Святки на Руси. Конспект НОД в подготовительной группе. Автор: Агапова Т. А., воспитатель МКДОУ БГО ЦРР д/с № 19 г. Борисоглебска. Программное.

Сценарий мероприятия в рамках проекта «Крещение Руси» Проект «Крещение Руси» Цель проекта : Развивать интерес к тому, откуда берёт начало Крещение на Руси. Подвести к пониманию чем отличается.

Сценарий праздника «Осенины у трех поросят» (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) (под музыку «нам не страшен…» вбегают три поросенка) Наф-наф Привет друзьям! Привет друзьям! Вы нас узнали?.

Осенины в подготовительной к школе группеОсенины в подготовительной к школе группе ОСЕНЬ – время сбора урожая, подготовки птиц и зверей к зиме, а для дошколят это время новых открытий и приключений. В МКДОУ детский сад.

Сценарий осеннего утренника для детей старшего дошкольного возраста «Дождинкины осенины» Действующие лица: Ведущий, Дождинка, Слякоть, Холодрыга В зале сидит грустная Дождинка. Звучит лирическая музыка, входят дети. Вед (тихим.

Сценарий праздника «Осенины» для детей-логопатов подготовительной к школе группы Сценарий праздника «Осенины» по датам народного календаря для детей-логопатов подготовительной к школе группы Составили: музыкальный руководитель.

Сценарий праздника «Славные богатыри на Руси» Сценарий праздника «Славные, богатыри на Руси». Цель: развивать у дошкольников патриотические чувства посредством духовно- нравственного.

Занятие в подготовительной группе «Как жили люди на Руси» Карта ОД «Как жили люди на Руси». Задачи: - Расширение представления детей о том, как жили люди на Руси, чем питались, на чем готовили еду,.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
«Осенины на Руси». Сценарий праздника для детей подготовительной группы компенсирующей направленности
Опубликовано: 16 мая 2016 в 13:06
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Оформление окна и подоконника с приходом весны»
Фото отчёт « Оформление окна и подоконника с приходом весны». "Весна – пора возрождения, время перемен, пора расцвета. Не долго думая, после зимнего...
Работа кружка «Чудесный мир аппликаций» (средняя группа). Часть 1
Цель кружка «Чудесный мир аппликаций»: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 4-5 лет через аппликацию. Задачи: -Учить основным приёмам в...
Фотоотчет «Письма любые: простые и заказные, всем доставляет в любую точку страны —...
Письмо само Никуда не пойдёт, Но в ящик его опусти - Оно пробежит, Пролетит, Проплывёт Тысячи вёрст пути. Почта - это мостик в нашей огромной дружбе и...
Фотоотчет «Ожог. Правила поведения. Первая помощь»
Фотоотчет «Ожог. Правила поведения. Первая помощь». В рамках месячника «Безопасности детей» в МКДОУ Б. Арбайском детском саду прошло занятие по...
Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы...
Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение» Тема: «...