МААМ-картинки

Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Татьяна Петровна Турилова
Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Хорошо и вовремя развитая речь очень важна в общем развитии ребенка. Дети с правильно развитой речью способны легко вступать в общение с окружающими его людьми, они могут, не затрудняясь, выражать свои желания и мысли, задавать вопросы на интересующие их темы, что способствует развитию психики и личности.

Важной частью овладения правильной и грамотной речью является усвоение слоговой структуры речи. Нарушения звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР (общее недоразвитие речи) проявляются весьма разнообразно, имеют стойкий характер, приводят к трудностям с овладением письмом в дальнейшем.

Публикация «Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Как показывает практика логопедической работы, коррекция слоговой структуры слова – самая важная, но в то же время самая трудная задача в работе с дошкольниками, у которых зафиксированы системные нарушения речи. С помощью множественных и разнообразных исследований в этой области установлены различные предпосылки усвоения слоговой структуры слова. Для овладения слоговой структурой слова важно состояние фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической наполненности словаря, мотивационной сферы ребенка. А также выяснено, что освоение детьми слоговой структуры слова зависит от многих особенностей развития неречевых процессов. Важны оптико-пространственная ориентация, ритмическая и динамическая организация движений, способность к серийно-последовательной обработке информации.

В научной логопедической сфере исследование слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи отражено во многих работах. Например, в своем методическом пособии «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» С. Е. Большакова говорит о разнообразных принципах формирования слоговой структуры слова, видах ошибок, методике работы. Акцент она поставила на развитии таких систем формирования слоговой структуры слова, как оптико- и сомато-пространственные представления, ориентация в двухмерном пространстве, динамическая и ритмическая организация движений. Она предлагает уникальный метод мануального подкрепления, который помогает быстрому артикуляционному переключению и предотвращает пропуски и замены слогов. Очень подробно в пособии описан порядок, по которому следует начинать освоение слов со стечением согласных. Игры на каждом этапе включают богатый речевой материал, подобранный в соответствии с программами логопедического обучения. Еще Большаковой предусмотрена последовательность отработки слов с разными типами слоговой структуры и работы, способствующей уточнению контура слова.

В соответствии с учебно-методическим пособием Н. В. Курдвановской и Л. С. Ванюковой, где раскрыты особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи, речевой материал должен располагаться так, чтобы при работе над одним звуком другие, более трудные для произношения звуки полностью исключаются. Демонстративно-дидактический материал служит для развития мелкой моторики (картинки нужно раскрасить или заштриховать, а порядок его расположения помогает тренировать слоговую структуру на этапе звукоподражания.

З. Е. Агранович в своем пособии «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» также помещает комплекс логопедических мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста нарушений слоговой структуры слов. Автор выстроил весь комплекс по коррекции из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков, выделив два основных этапа:

- подготовительный. Работа включает речевой и неречевой материал; цель этапа – подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

- коррекционный (работа состоит из вербального материала, распределенного по нескольким подэтапам (гласных звуков, слогов, слов). На каждом подэтапе автор отмечает важность «включения в работу» всех анализаторов. Цель - корректировка дефектов слоговой структуры слов у каждого ребенка.

Все авторы согласны с тем, что необходимо проводить специфическую целенаправленную логопедическую работу по исправлению и улучшению слоговой структуры слова, которая входит в общую коррекционную работу в преодолении речевых нарушений.

Применение специальных словесно-дидактических игр на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях способствует максимально благоприятной среде для формирования слоговой структуры слова. Основные принципы коррекции слоговой структуры слова у детей таковы :

1. для начала корректирующей работы нужен определенный уровень развития фонематического восприятия и произносительных навыков.

2. на первом этапе обучения ребенку даются упражнения со словами с правильно произносимыми звуками.

3. а далее идет усложнение речевого материала (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) звуковое разнообразие используемых слов расширяется. Сначала это звуки раннего речевого развития, затем свистящие, шипящие, звук «Р», и наконец, слова с различными их комбинациями.

4. на этапе формирования слоговой структуры ребенок сначала проговаривает весь речевой материал за педагогом, а затем закрепляет навыки путем воспроизведения заученных стихов, скороговорок, рассказов; на заключительном этапе все полученные навыки доводятся до автоматизма в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).

5. при формировании слоговой структуры слов используются вспомогательные средства: зрительные и жестовые символы звуков.

6. если ребенок затрудняется, то слоговой состав произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура.

7. значение слова необходимо уточнить до его проговаривания. При многократной отработке слогового состава слова закрепляется его значение. Поэтому с этим словом необходимо составлять разнообразные предложения для полного усвоения его семантики и слогового состава [21].

Эффективная коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи возможна при следующих психолого-педагогических условиях :

1. Постепенный переход от развития невербальных предпосылок формирования слоговой структуры слова к непосредственной отработке слоговой структуры в дидактических играх на речевом материале;

2. Целенаправленное и одновременное развитие речеслухового и речедвигательного навыков, представляющих собой психофизиологический базис слоговой структуры слова;

3. Учет индивидуальных особенностей детей при нарушении слоговой структуры слова;

4. Взаимосвязь логопеда с воспитателями и родителями в работе над слоговой структурой слова [14].

Дидактические игры в формировании слоговой структуры слова необходимы для повышения эффективности коррекционно–развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР, для обеспечения социальной успешности, в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в ФГОС. Практическая значимость таких игр заключается том, что этап дифференцированного коррекционного воздействия идет с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей детей с речевой патологией и интеграцией в образовательные области. Также есть возможность определения уровня речевого развития, слоговой структуры слова и составления индивидуального маршрута каждого ребенка.

Пропедевтику слоговой структуры слов в первом периоде обучения разумно начинать с формирования неречевых процессов на индивидуальных и фронтальных занятиях. Часть индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения с ребенком отдается проведению игр и игровых упражнений по формированию неречевых процессов, которые включены в индивидуальные планы. Игры и игровые упражнения, направленные на пропедевтику становления слоговой структуры слова, активно включаются во фронтальные занятия и используются как организационный момент, часть занятия, физминутка, либо пальчиковая гимнастика.

Коррекция слоговой структуры слова - важнейший аспект логопедической деятельности. При этом дидактическим играм уделяется достойное место как наиболее эффективному средству коррекции слоговой структуры у дошкольников.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Формирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопедаФормирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопеда Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекционной работе учителя-логопеда. Согласно классификации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 09:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД