Лучший педагог года

«Особенности организации подвижных игр и утренней гимнастики с детьми раннего возраста»

НУРСЛУ Сатанова
«Особенности организации подвижных игр и утренней гимнастики с детьми раннего возраста»

«Особенности организации подвижных игр и утренней гимнастики с детьми раннего возраста»

Подготовили:

Сатанова Нурслу Абдыкалыковна, инструктор по физической культуре,

Пикалова Надежда Викторовна, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной и методической работе

Публикация «„Особенности организации подвижных игр и утренней гимнастики с детьми раннего возраста“» размещена в разделах

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – это важнейший стартовый период жизни человека, период наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка.

Одним из основных условий, обеспечивающих оптимизацию физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста, является организация оптимальной модели двигательного режима в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

Важную роль в этом играет утренняя гимнастика, как один из важнейших компонентов двигательного режима детей раннего дошкольного возраста.

Утренняя гимнастика – это самый простой и доступный способ поддержать и сохранить свое здоровье.

Утренняя гимнастика – это система физических упражнений для развития организма и укрепления здоровья, выполняемая с утра.

Главная задача утренней гимнастики - «разбудить» организм ребенка : движения, которые даются в утренней гимнастике, усиливают все физиологические процессы: дыхание, кровообращение, обмен веществ, помогают развитию правильной осанки.

В детском саду утренняя гимнастика впервые вводится в режим дня в первой младшей группе.

Её проводят:

- с начала года,

- ежедневно,

- со всеми воспитанниками группы одновременно.

При этом следует учитывать возрастные особенности детей, в частности, мягкость и податливость скелета, недостаточное развитие мускулатуры и связочного аппарата, быструю утомляемость.

Нужно иметь в виду, что некоторые движения просто вредны детям: нельзя разрешать им прыгать с высоты, требовать правильного исполнения тех или иных упражнений путем длительного повторения.

Продолжительность утренней гимнастики – 4-5 мин.

Содержание гимнастики составляют : 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег.

Начинается она с кратковременной ходьбы, чередующаяся с медленным бегом, и построением.

Ходьбу следует проводить в спокойном, неторопливом темпе.

Бег должен быть спокойным, легким, достаточно продолжительным ( рекомендовано: 20-30 с в первую половину года и 40 с - во вторую).

Затем, выполняется перестроение - в начале учебного года дети встают врассыпную, в конце года овладевают построением в круг.

Общеразвивающие упражнения повторяют комплекс упражнений с занятий по физическому развитию (так же один комплекс на две недели) – во время зарядки не обучают новым видам движений, новым играм - дети выполняют знакомые движения. Упражнения носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз.

Целесообразно комплекс упражнений повторять через 2-3 месяца.

Для детей раннего возраста рекомендовано использовать положения на стульях, скамье, полу, лежа на спине и на животе.

Исходные положения «лежа», «сидя» выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличить напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя.

Упражнения с предметами (погремушки, флажки, кубики и т. д.) вводятся со второй половины года.

После общеразвивающих упражнений проводится бег (можно прыжки) или подвижная игра.

Заканчивается зарядка спокойной ходьбой.

Использование музыкального сопровождения на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

Подвижная игра является важным средством физического воспитания.

Подвижная игра – это :

- игровая деятельность, построенная на движениях.

- сознательная активная деятельность ребенка, которая характеризуется точным и своевременным выполнением задания и связана с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры проводятся во всех возрастных группах детского сада.

Подвижные игры включаются :

- в физкультурные занятия детей,

- в утреннюю гимнастику,

- в структуру прогулки,

- в часы самостоятельной деятельности детей.

При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнять задание, смелость, ловкость, развивается координация.

Особенности :

1. Прежде чем организовывать подвижные игры с детьми раннего возраста, необходимо, чтобы дети некоторое время упражнялись в освоении основных движений. Для этого используются игровые упражнения, где перед ребенком ставятся простые двигательные задачи:

- принести флажок,

- добежать до кубика,

- догнать мяч,

- доползти до погремушки,

- позвонить в колокольчик и др.

2. Для малышей подбираются игры с простыми правилами:

- дети должны действовать по сигналу (хлопку, удару в бубен,

- передвигаться стайкой или друг за другом,

- возвращаться по сигналу на места.

3. Кругозор детей раннего возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны ребенку из повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц).

4. Сначала роль водящего выполняет педагог, а все дети выполняют однородные роли или двигательные задания (все дели – «птицы», воспитатель – «птица-мама»).

Только после того, как дети хорошо освоят игру, они постепенно переходят к выполнению индивидуальных ролей (все дети – «птицы», один или два ребенка – «автомобили»). Количество ролей в играх незначительно (1-2).

5. Объяснения, показ движений делаются педагогом в ходе самой игры - не объясняются заранее. Объяснение должно быть выразительным, эмоциональным; интонациями голоса взрослый старается охарактеризовать персонаж.

Педагог обязательно показывает, как выполняются движения - для игр детей раннего возраста характерны имитационные движения: «прыгаем, как зайчики», «летаем как птички» и т. д.

6. Подвижные игры часто сопровождаются словами: стихами/речитативом, которые подсказывают, какое движение и как надо выполнять; служат сигналом для начала и окончания игры, задают общий темп игре.

7. С детьми до 1,5 лет игры проводятся индивидуально или небольшими группами по 3-4 ребенка; педагог следит, чтобы каждый ребенок в течение дня принял участие в игре.

Детей старше 1,5 лет можно объединять в игре по 8-10 человек, а также проводить со всей группой; педагог регулирует число повторений и подбирает разные по трудности игры, обеспечивая определенную физическую нагрузку.

8. Итог игры должен быть оптимистичным, конкретным, коротким; малышей обязательно надо похвалить (например, «Молодцы, убежали от собачки!»)

9. Допускается повторение одной и той же игры - 2-3 раза подряд, далее детям предлагается новая игра или из числа разученных ранее, а затем снова вернуться к первой игре. Это связано с тем, что маленькие дети довольно медленно усваивают все тонкости игры и овладевают необходимыми навыками.

Примеры комплексов утренней гимнастики

Занятия с детьми 2-3лет : первые шаги в математику, развития движения. Г. И. Винникова

Общеразвивающие упражнения раннего возраста № 1 (без предметов)

1. И, п. : стоя, повернуться к воспитателю. Поднять руки в стороны и опустить («птички машут крыльями») повторить 4-6 раз.

2. То же. Присесть, постучать несколько раз пальцами по коленкам («птички клюют зернышки», выпрямиться поднять руки вверх. Повторить 4-6 раз.

3. Бег («птички летают»).

4. Ходьба за воспитателем.

Общеразвивающие упражнения раннего возраста № 2 (с погремушками)

1. И, п. : сидя, ноги свободно на полу. Поднять погремушки вверх, отрясти и опустить. Повторить 2-3 раза каждой рукой.

2. И, п. : стоя. Присесть, положить погремушку на пол, выпрямиться, показать руки воспитателю; присесть, взять погремушку, выпрямиться и показать ее воспитателю. Повторить 4-6 раз.

3. И, п. : лежа на животе, руки с погремушкой у подбородка. Вытянуть руки вперед, показать погремушку и спрятать ее у груди. Повторить 4-6 раз.

4. Свободно поплясать с погремушкой.

5. Ходьба за воспитателем.

Общеразвивающие упражнения раннего возраста № 3 (без предметов, на стульчиках)

1. И, п. : сидя на стуле, руки на коленях. Поднять руки через стороны вверх, опустить на колени. Повторить 4-6 раз.

2. И, п. : сидя на стуле, руками держаться за сиденье с боку. Поднять одну ногу и опустить, поднять другую ногу, опустить. Повторить 3-4 раза.

3. И, п. : стоя за стульчиком, держаться за спинку. Присесть и выпрямиться («спрятались от воспитателя и показались»). Повторить 4-6 раз.

4. И, п. : стоя, руки свободно. Подскоки на месте (15-20секунд).

5. Спокойная ходьба между стульями за инструктором (воспитателем).

Комплекс утренней зарядки «Прятки»

1. Ходьба стайкой, непродолжительный бег, ходьба стайкой.

2. Общеразвивающие упражнения на стульях

«Покажите руки». И. п. : сидя на стульях, ноги слегка расставлены, руки на коленях. Вытянуть руки вперед, показать ладони, опустить. Повторить 4 раза.

«Спрячьте голову». И. п. : то же. Наклониться вперед, опустить голову, выпрямиться. Повторить 4 раза.

«Приседание». И. п. : ноги слегка расставлены, руки на спинке стула. Присесть, спрятаться за стул, встать. Повторить 4 раза.

3. Ходьба на носках. Ходьба стайкой.

Примеры подвижных игр

Людмила Николаевна Галигузова, Софья Юрьевна Мещерякова

Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста

«Ходим вереницей»

Дети встают в шеренгу и берут друг друга за плечи (или поясок). Педагог водит вереницу по группе в разных направлениях и приговаривает: «Вот какая у нас веревочка (змейка, ленточка)».

«Змейка» может огибать препятствия, встретившиеся на пути (стол, стульчики, модули и т. п.).

«Слоны и мышки»

Воспитатель предлагает малышам: «Давайте поиграем в мышек. Мышки маленькие, ножки у них тоже маленькие. Мышки бегают быстро, но тихо-тихо, их почти не слышно». Взрослый показывает, как маленькими быстрыми шажками бесшумно передвигается мышка и побуждает детей подражать ему.

Через некоторое время воспитатель останавливается и говорит детям: «Мышки, стойте! Слышите, кто-то громко топает? Это идет слон».

Воспитатель начинает топать, приговаривая низким голосом: «Топ-топ». Педагог объясняет детям: «Слоны большие, и ноги у них большие. Слоны ходят медленно, большими шагами, вот так. Давайте походим как слоны».

Взрослый вместе с детьми ходит по группе, произнося в ритм шагов: «Топ-топ».

В дальнейшем игру можно усложнить, предложив малышам по команде поменять темп движения («Сейчас вы мышки, а теперь вы слоны», или, разделив детей (по их желанию) на две группы (слоны и мышки, попросить по очереди изобразить мышек и слонов.

«По ровненькой дорожке»

Воспитатель чертит или выкладывает на полу три дорожки, в конце каждой из них он кладет обруч.

Педагог берет за руки двух малышей и проводит их по дорожкам (воспитатель идет по средней дорожке, читая стихотворение:

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Когда взрослый вместе с детьми доходят до конца дорожек, со словами «в ямку бух» они присаживаются в обручи.

Тимофеева Е. А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста».

«Пузырь»

Цель. Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» — воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь — отходят назад, образуя большой круг.

Указания к проведению. Сначала в игре принимает участие небольшое число детей (6-8). При повторении могут играть одновременно 12-15 человек. Произносить текст воспитатель должен медленно, четко, ясно, привлекая к этому играющих.

Перед проведением игры можно показать малышам настоящие мыльные пузыри.

«Мой веселый звонкий мяч»

Цель. Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Описание. Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

С. Маршак

Затем воспитатель вызывает 2-3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: «Сейчас догоню!» Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.

Указания к проведению. При повторении игры воспитатель вызывает других детей и в большем количестве. Последний раз можно предложить быть мячиками всем детям одновременно. Воспитатель должен производить движения и произносить текст в быстром темпе, соответствующем прыжкам детей, прыжки же довольно часты.

Если дети не могут воспроизвести движения мяча, им еще раз надо показать, как прыгает мяч.

Публикации по теме:

Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста Картотека пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста. ЛОШАДКА Я люблю свою лошадку, (Поглаживают кисти рук) Причешу ей шерстку.

Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.

Комплекс утренней гимнастики «На дачу к бабушке» для детей младшего дошкольного возраста Тема: «На дачу к бабушке» 1. Сегодня мы с вами пойдем на дачу к бабушке. (Дети строятся парами, берутся за руки и идут за воспитателем.

Комплекс утренней гимнастики «Поездка в лес» для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Поездка в лес» 1. Сегодня, дети, мы с вами поедем в лес. Но сначала пойдем на вокзал. (Дети встают и идут за воспитателем). 2..

Комплекс утренней гимнастики «Пугливый зайчик» для детей раннего возраста Тема: «Пугливый зайчик» 1. Вышел зайчик погулять (Дети ходят по комнате друг за другом). И с друзьями поиграть Скок – скок- скок… (Дети.

Комплекс утренней гимнастики «Самосвал» для детей младшего возраста Тема: «Самосвал» Дети заходят в зал. Берут на стойке обручи. Построение детей по кругу зала. 1. Жил на свете самосвал, Он на стройке побывал.

Комплекс утренней гимнастики «Ути-ути» для детей раннего возраста Тема: «Ути - ути» 1. Рано, рано утречком, Вышла мама уточка Плавать поучить утят (Дети спокойным шагом идут гуськом за воспитателем, затем.

Комплекс утренней гимнастики «Веселые погремушки» для детей раннего возраста Тема: «Веселые погремушки» 1. Тили – бом, тили - бом Загорелся кошкин дом! (Дети бегут, гремят погремушками, «бом-бом» 25 – 30 секунд).

Комплекс утренней гимнастики «Занятная веревочка» для детей младшего возраста Тема: «Занятная веревочка» 1. Ходьба и бег вокруг веревочки. (Дети ходят и бегают вокруг веревочки, которая лежит с внешней стороны. После.

Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Особенности организации подвижных игр и утренней гимнастики с детьми раннего возраста»
Опубликовано: 16 декабря 2019 в 07:40
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД