От гуления к говорению…

Марина Терновская
От гуления к говорению…

В семье родился желанный малыш. Теперь у заботливых родителей появились обязанности: накормить, переодеть, уложить спать, погулять. Но есть еще одна нема-ловажная обязанность – это общение, общение с ребенком с первых дней его жизни. Это важный период в жизни малыша для развития его речи.

Речь в своем развитии проходит определенные этапы. На каждом из этапов эле-менты речевой системы формируются в определенной закономерности. Я хочу остано-виться на доречевом этапе. Когда появляется первое слово? Обычно к концу первого года жизни. Но задолго до этого ребенок начинает общаться с миром. Уже к концу пер-вого месяца по характеру плача можно понять некоторые желания ребенка. С двух ме-сяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и взмахивать руками. В 3 -4 месяца начинает фор-мироваться избирательное внимание к речи окружающих. Ребенок начинает узнавать голос мамы, папы, близкого человека. Появляются первые активные попытки повто-рить за мамой и папой отдельные элементы речи, постепенно усложняются сами звуки – появляется гуление. Забавляясь звуками, малыш не только произносит различные гласные и согласные, но и начинает повторять слоги. В этот период развития возникает непосредственно-эмоциональная форма общения. Общаясь со взрослым, малыш знакомится с окружающим миром, познает свои возможности. В таком взаимодействии у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему.

Речь не развивается вне общения, особенно вне речевого общения. Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Ро-дители купают малыша, кормят, пеленают, гуляют и т. д., обязательно разгова-ривают с ним, улыбаются. В это время малыш внимательно следит, как двига-ются губы мамы и папы, пытается сам шевелить губками, подражать им, улы-баться. Это способствует его речевому развитию, воспитанию слухового воспри-ятия, становлению и развитию фонематического слуха (умение различать речевые звуки).

Также важно уделять большое внимание с первых дней жизни ребенка разви-тию его мелкой моторики рук, потому что центры, ответственные за движения руки, артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым как бы готовим почву для артикуляторных движений. Наши бабушки интуи-тивно чувствовали это и проводили с малышами всевозможные игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит», «Сорока, сорока» и другие.

Во второй половине младенчества начинается период активного интереса. Ребенок не только вступает в общение со взрослым, но и начинает исследовать различные предметы, включая собственные конечности. В лепете ребенка 6 -7 месяцев проявляются первые специфические интонационные черты окружающего языка. Появляются ритмичные повторения: эй–йа, ба–ба, дя-дя т. д. На 7-8 месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают. Развивается отраженный лепет – повторение за взрослым звукосочетаний и самолепет – собственная речевая активность. В 8-9 месяцев интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать со взрослыми, активно используя игрушки. В 10-12 месяцев ребенок начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами. Например: на, дай, там, мама, папа, биби и т. д.

Изоляция ребенка, дефицит общения и эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии речи, развитии и изменении личности. Все в ва-ших руках мамы и папы.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Тема: «Формирование основ правильных взаимоотношений с окружающими» Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,.

Мир входящему Рождение ребенка - это величайшее счастье. Человек приходит в мир для того, чтобы быть счастливым и любимым. Если ребенок родился в дружной,.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Птицы
  • Потешки и стишки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
От гуления к говорению…
Опубликовано: 2 июля 2013 в 14:03
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
Тематический досуг для детей второй младшей группы «Путешествие по творчеству Агнии...
Цель: знакомство детей младшего дошкольного возраста с детской писательницей А. Л. Барто и её творчеством; помочь детям на основе творческой деятельности...