От гуления к говорению…

Марина Терновская
От гуления к говорению…

В семье родился желанный малыш. Теперь у заботливых родителей появились обязанности: накормить, переодеть, уложить спать, погулять. Но есть еще одна нема-ловажная обязанность – это общение, общение с ребенком с первых дней его жизни. Это важный период в жизни малыша для развития его речи.

Речь в своем развитии проходит определенные этапы. На каждом из этапов эле-менты речевой системы формируются в определенной закономерности. Я хочу остано-виться на доречевом этапе. Когда появляется первое слово? Обычно к концу первого года жизни. Но задолго до этого ребенок начинает общаться с миром. Уже к концу пер-вого месяца по характеру плача можно понять некоторые желания ребенка. С двух ме-сяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и взмахивать руками. В 3 -4 месяца начинает фор-мироваться избирательное внимание к речи окружающих. Ребенок начинает узнавать голос мамы, папы, близкого человека. Появляются первые активные попытки повто-рить за мамой и папой отдельные элементы речи, постепенно усложняются сами звуки – появляется гуление. Забавляясь звуками, малыш не только произносит различные гласные и согласные, но и начинает повторять слоги. В этот период развития возникает непосредственно-эмоциональная форма общения. Общаясь со взрослым, малыш знакомится с окружающим миром, познает свои возможности. В таком взаимодействии у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему.

Речь не развивается вне общения, особенно вне речевого общения. Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Ро-дители купают малыша, кормят, пеленают, гуляют и т. д., обязательно разгова-ривают с ним, улыбаются. В это время малыш внимательно следит, как двига-ются губы мамы и папы, пытается сам шевелить губками, подражать им, улы-баться. Это способствует его речевому развитию, воспитанию слухового воспри-ятия, становлению и развитию фонематического слуха (умение различать речевые звуки).

Также важно уделять большое внимание с первых дней жизни ребенка разви-тию его мелкой моторики рук, потому что центры, ответственные за движения руки, артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым как бы готовим почву для артикуляторных движений. Наши бабушки интуи-тивно чувствовали это и проводили с малышами всевозможные игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит», «Сорока, сорока» и другие.

Во второй половине младенчества начинается период активного интереса. Ребенок не только вступает в общение со взрослым, но и начинает исследовать различные предметы, включая собственные конечности. В лепете ребенка 6 -7 месяцев проявляются первые специфические интонационные черты окружающего языка. Появляются ритмичные повторения: эй–йа, ба–ба, дя-дя т. д. На 7-8 месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают. Развивается отраженный лепет – повторение за взрослым звукосочетаний и самолепет – собственная речевая активность. В 8-9 месяцев интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать со взрослыми, активно используя игрушки. В 10-12 месяцев ребенок начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами. Например: на, дай, там, мама, папа, биби и т. д.

Изоляция ребенка, дефицит общения и эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии речи, развитии и изменении личности. Все в ва-ших руках мамы и папы.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Тема: «Формирование основ правильных взаимоотношений с окружающими» Человек как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,.

Мир входящему Рождение ребенка - это величайшее счастье. Человек приходит в мир для того, чтобы быть счастливым и любимым. Если ребенок родился в дружной,.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Птицы
  • Потешки и стишки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
От гуления к говорению…
Опубликовано: 2 июля 2013 в 14:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Комплекс утренней гимнастики «На дачу к бабушке» для детей младшего возраста
Тема: « На дачу к бабушке» 1. Сегодня мы с вами пойдем на дачу к бабушке. ( Дети строятся парами, берутся за руки и идут за воспитателем. 20 – 30...
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в...
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Цель: Развитие образного мышления и...
Викторина по теме «Перелетные птицы»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию викторину по теме "Перелетные птицы", которую можно провести в старшей и...
Детский мастер-класс по аппликации «Открытка для мамы»
Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага двусторонняя, ножницы, простой карандаш, шаблон круглой формы, клеевой карандаш, готовая...
Фотоотчет по изготовлению открытки ко Дню матери «Мамочку поздравим!»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем скоро мы будем отмечать замечательный праздник-День Матери! Для каждого из нас мама-самый близкий и родной человек на...