«От колоска до булочки». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

Алевтина Александровна Мартынова
«От колоска до булочки». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

Образовательная деятельность: Познание.

Интеграция образовательных областей: Социализация, труд, чтение художественной литературы, коммуникация, художественное творчество.

Тип: Интегрированное.

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Формы непосредственной образовательной деятельности:

• Чтение художественной литературы: сказки «Колосок», «Лёгкий хлеб», «Колобок», «Петушок и жерновцы»; рассказы: К. Паустовский «Тёплый хлеб», «Дом зерна», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», А. Мусатов «Как хлеб на стол пришёл»; стихотворения: В. Данько «Откуда хлеб пришёл», В. Степанов «Полюшко-поле», Б. Руденко «Хлеб».

• Беседы: «История одного зёрнышка», «Руки человека», «Беседа о хлебе».

• Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение зёрен пшеницы, овса, ржи; проращивание зерна в разных условиях (чер-нозём, песок, опилки). Наблюдение, где быстрее прорастёт и будет лучше расти; превращение зерна в муку (камни, кофемолка ручная, электрическая); как муку превратить в хлеб.

• Продуктивная деятельность: оформление дидактической игры «От зерна к хлебу»; лепка из солёного теста атрибутов к игре «Магазин»; участие в конкурсе «Хлебная страна».

• Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Магазин»; дидактические игры «Разложи по порядку», «Чем пахнет магазин»; словесные игры «Вершки-корешки», «Узнай по описанию»; хороводные игры «Каравай», «Осень».

• Экскурсии: в хлебный магазин; на хлебный комбинат.

• Работа с родителями: помощь в создании банка пословиц и поговорок о хлебе и труде; изготовление атрибутов к играм; помощь в проведении экскурсий; составление словаря о хлебобулочных изделиях.

Задачи:

обучающие:

• уточнить представление детей о главных злаковых культурах (рожь и пшеница, из которых выпекают хлеб;

• сформировать представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;

• ознакомить с профессиями людей, которые помогают попасть хлебу на стол;

• ознакомить с процессом выпечки хлеба;

развивающие:

• развивать аналитическое мышление (поисковая деятельность в ходе решения проблемы): сравнение, анализ, умозаключение;

• учить работать с источниками информации;

воспитательные:

• воспитывать бережливое отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба;

• воспитывать желание принимать участие в коллективной деятельности.

Предварительная работа:

беседы с детьми, рассматривание картины И. И. Шишкина «Рожь», заучивание стихотворения В. Данько «Откуда хлеб пришёл», проращивание зёрен в разных условиях (чернозём, опилки, песок, разучивание потешек, поговорок, песен, пословиц о хлебе.

Материал:

колоски пшеницы, овса; зёрна пшеницы, овса, ржи; камни для перетирания зёрен; кофемолка ручная и кофемолка электрическая; соль, вода, мука; схемы.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель. Ребята, вчера перебирала свои детские книжки и нашла стихотворение, которое меня очень взволновало. Хотите узнать, о чём оно? Тогда слушайте.

Воспитатель читает стихотворение С. Михалкова «Булка».

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с неё сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

Вы кто такой? — спросили дети,

Забыв на время про футбол.

Я — пекарь! — человек ответил,

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему дядя так сделал?

- А что можно сказать о мальчиках и их поступке?

- Как вы считаете, длинен или короток путь хлеба к столу?

- Я предлагаю вам составить схему появления на нашем столе вкусной ароматной булочки от маленького зёрнышка. На столе лежат карточки, кото-рые подскажут вам этот путь.

Дети самостоятельно составляют логическую цепочку: зерно — посев — уборка урожая — элеватор — мельница — пекарня — магазин.

Воспитатель. Чтобы испечь хлеб нужна. (мука).

- А из чего её получают? (Из зёрен)

- Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат на подносах. Рассмотрите их внимательно, потрогайте.

На столе расположены подносы с зерном, лупы. Дети рассматривают зёрна через лупы.

Воспитатель. Все ли зёрна одинаковые? (На одном подносе зёрна круглые, на другом — длинные.)

- Вы правильно заметили, они разные. Круглые — это зерна пшеницы, длинные — ржи. Рожь и пшеница — хлебные растения.

- Что нужно, чтобы эти растения выросли? (Нужно зёрна посадить в землю.)

- А что необходимо для роста и развития растения? (Уход за растением, разрыхление земли, полив).

- Вот зёрна созрели и что с ними делают? (Убирают урожай комбайнами и везут на элеватор, на мельницу.)

- Чтобы получить из зерна муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Мы с вами уже были хлеборобами, когда высевали зёрна в чернозём, песок, опилки. А сейчас я хочу предложить вам стать мельниками. Посмотрите, у вас на столах есть камни, кофемолки.

- Как вы думаете, ребята, зачем камни на столах?

- Да, камни — это первая мельница, которую придумали наши предки. А какие ещё мельницы вы знаете? (Ветряная, водяная)

- Давайте сейчас попробуем зёрна превратить в муку.

Дети растирают зёрна камнями, перемалывают на ручных кофемолках. Вместе с воспитателем заправляют электрическую кофемолку и перемалывают зерно.

Воспитатель. Работа наша закончилась. Скажите, легко ли было молоть муку? (Ответы детей.)

- Сейчас муку делают на больших мельницах — мукомольных заводах при помощи электричества.

- Ну вот, ребята, мы получили с вами муку. Куда теперь её нужно доставить? (На пекарню.)

- А в пекарне из муки что делают? (Тесто.)

- Я приглашаю вас в нашу пекарню. Наденьте фартуки и давайте посмотрим, что здесь имеется. (Мука, вода, соль, мерные стаканы, миски.)

Воспитатель. Сейчас мы с вами сделаем тесто.

Дети под наблюдением воспитателя делают солёное тесто.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Весь ли путь прошло наше тесто? (Нет, ещё остался магазин.)

- Правильно. Мы сейчас из полученного теста приготовим хлебобулочные изделия и отправим их в наш игрушечный магазин.

Дети под руководством воспитателя делают из солёного теста различные изделия: булки, батоны, буханки, кексы.

- Славный товар мы изготовили для магазина. А сейчас давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе, которые вы знаете.

• Хлеб — всему голова.

• Без хлеба нет обеда.

• Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

• Хлеб – батюшка, земля – матушка.

Воспитатель. К хлебу надо относиться с уважением. Его нужно обязательно доедать. Старые люди говорят: «Оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье, силу».

- Хлеб нельзя бросать на пол, на землю. Раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

Ведь не зря говорят:

«Хлеб – всему голова!»

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в младшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
«От колоска до булочки». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 21:57
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток»
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
Фото отчёт о проведении праздничного концерта посвящённого Дню Матери в...
29 ноября вся страна отметила день самых милых, дорогих, красивых и любимых мам. Наша группа не стала исключением. Целый месяц мы готовили праздничный...