Папки-передвижки

Педагогический опыт работы «Оздоровительная гимнастика после дневного сна и ее эффективность»

Юлия Ведерникова
Педагогический опыт работы «Оздоровительная гимнастика после дневного сна и ее эффективность»

«Оздоровительная гимнастика после дневного сна, ее эффективность»

Актуальность, проблема массовой практики

Здоровье – главная ценность жизни, важная предпосылка к развитию силы воли, природных способностей. формированию характера. Без здоровья невозможно сделать жизнь человека полноценной. Растить и воспитывать здорового ребенка легче. У здоровых детей быстрее формируются необходимые навыки и умения. Он адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования, лучше адаптируется к смене условий.

Публикация «Педагогический опыт работы „Оздоровительная гимнастика после дневного сна и ее эффективность“» размещена в разделах

В последние десятилетия Оздоровительная работа с дошкольниками приобрела особую актуальность. На всей территории России замечена тенденция ухудшения здоровья взрослых и детей. В деятельности любого дошкольного учреждения наиболее актуальными становятся вопросы физкультурно-оздоровительной работы, целью которой являются совершенствование физического развития детей, укрепление их здоровья.

Дошкольный возраст является лучшим возрастом для становления физического здоровья. В этот период идет развитие функциональных систем организма, активное развитие органов. Очень важно у детей сформировать базу знаний и навыков здорового образа жизни, потребность в регулярных занятиях спортом и физической культурой.

Физкультурно-оздоровительная работа в условиях детского сада является эффективным средством снижения заболеваемости и укрепления здоровья детей. Физкультурно - оздоровительная работа в детском саду осуществляется в разных формах: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры, закаливание и т. д.

Основная идея опыта.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс оздоровительных мероприятий.

Гимнастика пробуждения необходима для обеспечения постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию, т. е. помогает организму проснуться, поднимает мышечный тонус, улучшает настроение. Подготавливает детей к активной деятельности.

Систематическое проведение утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна способствует становлению и укреплению физического здоровья детей.

Пробуждение детей после дневного сна происходит постепенно. Сразу после пробуждения у ребёнка снижена работоспособность, скорость реакций. Заторможенное состояние может сохраняться в течение продолжительного времени. Это зависит от индивидуальных особенностей организма.

В условиях детского сада длительный переход к состоянию бодрствования после дневного сна не только не удобен, но и вреден, так как на организм действуют разного вида нагрузки, а ребенок еще не готов воспринимать эти нагрузки. Поэтому здесь целесообразно проведение гимнастики, чтобы облегчить пробуждение организма.

В результате правильного выполнения упражнений комплекса гимнастики после сна исчезает чувство, вялости, сонливости, слабости, улучшается настроение ребёнка, повышается, работоспособность, физическая активность.

Так же в комплекс гимнастики после дневного сна целесообразно включать элементы закаливания, которые не имеют противопоказаний или ограничений. Их можно сочетать с такими оздоровительными процедурами как дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, самомассажа и т. д.

Теоретическая база.

Приступая к работе по теме, я изучила следующую литературу:

1. Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам». - М. : Владос, 1999.

2. Каштанова Г. Е. и др. «Лечебная физкультура и массаж». М. : «Аркти», 2006

3. Коновалова Н. Г., Бурчик Л. К. «Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. В сб. Физическое воспитание детей дошкольного возраста». - Новокузнецк, 1998.

4. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. «Школа здорового человека». ТЦ «Сфера», 2006

5. Лагутин А. «Учебное пособие по курсу: "Использование средств гимнастики в процессе физического воспитания дошкольников».

6. Латохина Л. И. «Хатха - йога для детей». - М. : «Просвещение», 1993

7. Маханева М. Д. «Воспитание здорового ребенка». - М., 2000.

8. Рунова М. «Сохранение и укрепление здоровья ребенка»// Ж. «Дошкольное воспитание». - 1999. - N 6.

9. Степаненкова Э. Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2006.

10. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников». – С-Пб. «Детство-пресс», 2012. – 94.

11. Шебенко В. И. // «Физическое воспитание дошкольника». М, 1998

12. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье. М». : ТЦ «Сфера»

13. Якименко В. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна // Журнал «Здоровье и физическая культура» № 2, 2007.

Технология опыта.

В представленном опыте представлены теоретические и практические материалы для повышения эффективности физкультурно - оздоровительной деятельности воспитанников путем организации оздоровительной гимнастики после сна, соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Дневной сон нужен ребенку для физического и интеллектуального развития. Для того чтобы ребенок проснулся в хорошем настроении т следующая половина дня прошла результативно необходима бодрящая гимнастика.

Основная цель гимнастики после дневного сна – сохранение и укрепление здоровья детей. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

устранить вялость, сонливость, заторможенность после дневного сна;

увеличить тонус нервной системы;

усилить работу основных систем организма;

профилактика нарушения осанки;

профилактика плоскостопия;

профилактика простудных заболеваний.

Решение этих задач позволяет повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

Изучая литературу по данной теме можно выделить следующие части гимнастики после дневного сна :

• упражнения в постели - разминка;

• выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика) или точечного массажа;

• выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика);

• ходьба по массажным коврикам;

• обтирание холодной водой или обливанием (рук или ног).

В своей работе, я использую следующую технологию:

I часть – гимнастика в кроватках – комплекс упражнений направлен на постепенное пробуждение детей. Упражнения проводятся под спокойную, мелодичную музыку с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног. Затем, сидя в кроватках, можно сделать самомассаж лица и рук, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Длительность гимнастики в постели — около 2-З минут.

II часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры. Эта часть гимнастики проводится в заранее проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков, дорожки здоровья. Корригирующие упражнения направлены на профилактику плоскостопия и сколиоза, упражнение детей в основных движениях.

III часть – заключительная – гимнастики игрового характера, с использованием 3-6 имитационных упражнений. Здесь используются знакомые детям персонажи, которые являются образцом для подражания движениям птиц, животных, растений и дети создают различные образы.

В заключении проводится дыхательная гимнастика.

Проведение гимнастики после дневного сна в игровой форме позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес к оздоровительным процедурам. Все упражнения проводятся без принуждения, в свободном темпе. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен.

Длительность гимнастики составляет 7-12 минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья.

В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.

Результативность опыта.

Результаты работы по теме убеждают в правильности и действенности, выбранных мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы.

Ежедневно выполняя комплекс гимнастики после дневного сна, наметился положительный результат в оздоровлении детей : появилось качество в технике выполнении упражнений, появился интерес к сохранению и укреплению своего здоровья. Снизился уровень заболеваемости. Увеличилось количество детей, имеющих представление о здоровом образе жизни, а так же детей с высоким уровнем физического развития.

С помощью изученного мною материала, я подобрала картотеку комплексов гимнастики после дневного сна, дыхательных упражнений.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

На практике, в работе возникают некоторые трудности. Группу ежедневно посещают 23-26 детей, поэтому невозможно охватить всех детей группы каждым видом здоровьесберегающих технологий, так как состояние здоровья некоторых детей требует только индивидуального подхода.

Так же, важной причиной является непонимание некоторых родителей необходимости применения данных технологий и закаливании организма. С данной категорией родителей ведется индивидуальная работа.

Список использованной литературы:

1. «Гимнастика и методика преподавания»/ Под ред. В. М. Смолевского. - М., 1987

2. Лагутин А. «Учебное пособие по курсу: «Использование средств гимнастики в процессе физического воспитания дошкольников».

3. Маханева М. Д. «Воспитание здорового ребенка». - М., 2000.

4. Пензулаева Л. И. «Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики»

5. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников». – С-Пб. «Детство-пресс», 2012. – 94.

6. Якименко В. «Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна» // Журнал «Здоровье и физическая культура» № 2, 2007.

Электронные ресурсы:

1. https://iknigi.net/avtor-lyudmila-penzulaeva/70733-ozdorovitelnaya-gimnastika-dlya-detey-3-7-let-kompleksy-ozdorovitelnoy-gimnastiki-lyudmila-penzulaeva/read/page-1.html

2. https://nashaucheba.ru/v58663/степаненкова_э. я. _теория_и_методика_физического_воспитания_и_развития_ребенка

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Гимнастика после дневного сна»Фотоотчёт «Гимнастика после дневного сна» Забота о здоровье - Это важнейший труд воспитателя. Сухомлинский Василий Александрович [/i] Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка.

Гимнастика после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста Многие дети очень крепко спят и разбудить надо так, чтобы после пробуждения они были в хорошем настроение. Поэтому очень полезна гимнастика.

Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 летГимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга для детей 4–5 лет Конспект открытого режимного момента " Гимнастика после дневного сна с использованием здоровьесберегающих технологий и игрового стретчинга.

Гимнастика после дневного сна в ДОУ Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как.

Гимнастика после дневного сна в старшей группе Задачи: Поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Продолжать учить детей приемам.

Гимнастика пробуждения после дневного сна в детском садуГимнастика пробуждения после дневного сна в детском саду Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие.

Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна.Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. Лечебная гимнастика способствует исправлению имеющихся нарушений опорно-двигательного.

Консультация для родителей и воспитателей «Для чего нужна гимнастика после дневного сна в детском саду?» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье - Это важнейший труд воспитателя. Сухомлинский Василий Александрович Формирование у детей.

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт работы «Оздоровительная гимнастика после дневного сна и ее эффективность»
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 16:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД