МААМ-картинки

«Первичная и вторичная профилактика асоциального поведения детей дошкольного возраста». В помощь педагогам-психологам

Вера Балашова
«Первичная и вторичная профилактика асоциального поведения детей дошкольного возраста». В помощь педагогам-психологам

«Первичная и вторичная профилактика асоциального поведения дошкольников» - В. В. Балашова, - педагог - психолог ДОУ ЦРР № 7.

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных действий.

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

Эти формы присущи для детей подросткового возраста.

Публикация «„Первичная и вторичная профилактика асоциального поведения детей дошкольного возраста“, В помощь педагогам-психологам» размещена в разделах

В дошкольном возрасте существует такое понятие как «Отклоняющееся поведение». Его характерные признаки:

Непослушание Шалость Озорство Проступок Негативизм Упрямство Капризы Своеволие Грубость Недисциплинированность Агрессия, правонарушения (воровство).

Иногда нам кажется – пошалил ребенок, совершил какой-то проступок, нагрубил и прочее. Значит ли это, что ребенок ведет себя асоциально?

В дошкольном возрасте (от 3 до 6-7 лет) ребенок очень активно усваивает социальные нормы. При этом он постоянно их нарушает из-за того, что просто не успел усвоить правила поведения в обществе. Но, если агрессивное поведение повторяется неоднократно и характеризуется реальной угрозой для ребенка или окружающих, если ребенок не способен адаптироваться к детскому коллективу, то можно сказать о его девиантном поведении. В большинстве случаев девиантное поведение в дошкольном возрасте не является абсолютным нарушением и легко корректируется родителями и педагогами. В некоторых случаях отклонения требуют консультации психолога. В дошкольном детстве закладываются предпосылки возможных поведенческих отклонений, и именно этот период является сензитивным к педагогическим воздействиям. Следовательно, в этот период жизни ребенка наиболее эффективны профилактические меры.

Поэтому, чтобы выявить детей «группы риска» и помочь им, в 2014-2015 уч. году. мы начали обследование детей старшего дошкольного возраста и их семей.

Мной, как педагогом-психологом, с согласия родителей (законных представителей, было проведено обследование детей, используя графическую методику «Кактус» и тест по «Методике диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки. воспитатели на группах провели наблюдения за детьми. Результаты моего тестирования и наблюдения воспитателей на группах позволили выявить агрессивных 13%, драчливых 11%, тревожных 6%, неконтактных детей 5%.

Всего 35% детей с отклоняющимся поведением, дети «группы риска»

После обследования детей мы провели анализ социальной характеристики семей воспитанников. Карты заполняют сами родители. В картах отображается состав семьи, образовательный уровень родителей, возраст, профессиональный статус. Такое обследование мы проводим ежегодно в начале учебного года.

Сравнительные результаты обследования семей за 2 года показывают тенденцию увеличения семей социального риска:

Это семьи:

-с низким материальным уровнем, нерегулярными доходами

-неполные семьи

-многодетные семьи

-семьи с родителями-опекунами –

-семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов

-семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители, семьи-переселенцы из Узбекистана, Туркмении и др. стран, где родители практически не владеют русским языком.

Результаты проведенного обследования показали, что существует проблема, которую необходимо решать. Педагогическим коллективом была разработана модель профилактической работы девиантного поведения дошкольников.

В работе по данному направлению мы руководствуемся нормативно-правовыми документами. В первую очередь это Устав нашего учреждения, так же:

- Положение о Совете учреждения;

-Положение об Общем собрании;

-Положение о Педагогическом совете; родители приглашаются на Педсовет, если тема касается воспитания детей

-Должностные обязанности работников;

- ООП нашего дошкольного учреждения;

- Программа развития

-Годовой план

В этих документах прослеживается задача ДОУ по взаимодействию педагогов и семей воспитанников, поддержка талантливых детей, сотрудничество родителей и учреждений микросоциума.

Свою работу мы проводим в двух направлениях:

первичная профилактика и вторичная профилактика.

Первичной профилактикой мы охватываем всех детей и их родительские семьи, но в первую очередь – здоровых, нормативно развивающихся, не имеющих выраженных факторов риска, вторничная профилактика охватывает детей и семьи группы риска.

В работе с детьми мы используем следующие методы и приемы:

1. Как педагог-психолог я использую методы проблемных ситуаций: строитель, одень куклу, мозаика и др. Таким методом я исследую уровень социализации ребенка. Ребенок ставится в проблемную ситуацию и предлагается право выбора.

-Так же я использую метод вербальных выборов (автор Коломинский). Этот метод помогает определить социометрический статус ребенка в группе, степень популярности («звезды» или «отвергнутые»).

-в качестве профилактических игр я использую игры на развитие межличностных отношений. Это игры на развитие коммуникативных умений детей и повышение их статуса в группе как: "Иностранец", "Через стекло", "Изобрази сказку", "Зеркало", "Страна X", "Разыгрывание ситуаций", "Имя", "Карикатура", "Взаимоотношения" и другие.

2. воспитатели в группах организуют выставки и фотовыставки по темам («Что такое хорошо и что такое плохо!», «Наши семейные, добрые дела»);

– проводят театрализованные представления для детей («Путешествие в страну вежливости», «Мир добрых дел», «Плохо или хорошо?» и др.);

–используем такой метод, как чтение худ. литературы нравственного характера: «Заяц – Хвастун», «Буратино», «Бедный брат и богатый брат», «Красная шапочка», «Краденым сыт не будешь», «Сказка про обманщицу лису Патрикеевну», «Мальчик-с пальчик», «Крошечка – хаврошечка».

-воспитатели проводят цикл занятий, направленных на формирование ЗОЖ, беседы на этические темы.

- воспитатели на группах активно используют здоровьесберегающие технологии: Лазарева «Здравствуй», элементы технологии Базарного, технология Брейн Джим.

- наш Центр с 2013г. является опорной площадкой НИРО по теме «Организация единого пространства развития ребенка в условиях взаимодействия с учреждениями микрорайона». Организовано социальное партнерство на основе договоров: с ЦВР «Алиса», СОК «Водник», детская библиотека, детская музыкальная школа, ДХШ, СОШ №6, Совет ветеранов войны и труда, пожарная часть, КЦ «Теплоход», ГИБДД.

-в Центре представлен широкий спектр дополнительных образовательных услуг, как бесплатных, так и на платной основе по всем пяти образовательным областям согласно ФГОС ДО.

-наши дети активно участвуют в городских, областных и Всероссийских конкурсах.

В физкультурно-оздоровительном направлении мы проводим:

- «День здоровья» (2 раза в год)

– участие в соревнованиях («Малышиада», «Детское многоборье», «Турнир по мини-футболу»)

– организация семейных эстафет («В здоровой семье –здоровый дух!», совместные спортивные праздники.

Работа с родителями в данном направлении заключается в просветительской деятельности. Мы используем традиционные формы:

- консультации «о защите прав ребёнка»

– родительские собрания («Наши дети – в наших руках»)

– индивидуальные, подгрупповые беседы, направленные на укрепление внутрисемейных отношений

- анкетирование родителей “Агрессивен ли ваш ребенок?”.

А так же инновационные, активные формы взаимодействия

-игровой практикум

-Видеотека группы

-Деловые игры

-Проекты

-Неделя открытых дверей

-Портфолио семьи и пр.

- на базе нашего ДОУ функционирует Консультационный центр для родителей, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. В КЦ работают специалисты нашего ДОУ, они предоставляют бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь.

Наша задача донести до родителей, что им необходимо жить жизнью детей, постоянно быть вместе. Иначе потом, в пору переходного возраста, будет поздно. Не будет контакта - ребенок уйдет на улицу, а там…Представим одинокого ребенка на незнакомой, неведомой ему улице.

Немаловажной деятельностью в профилактике асоциального поведения мы считаем пропедевтическую деятельность, в которую включен весь пед. коллектив.

-Одна из форм методической работы с педагогами является «Школа общения», цель которой обучение педагогов навыкам общения с детьми. В «школе общения» педагоги участвуют в работе семинаров, тренингов, мастер-классов

Следующее направление работы – это

Вторичная профилактика. Она представляет систему работы с детьми «группы риска». Эта работа проводится мной педагогом-психологом.

Профилактическая работа направлена на детей 5-6 лет «группы риска» и проводится в форме занятий по программе Н. Ю. Куражевой, Н. В. Вараевой «Цветик-семицветик». В программе представлено тематическое планирование занятий на развитие психических процессов и социально-личностной сферы ребенка дошкольника. Цель этих занятий снятие накопившегося внутреннего напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование навыков конструктивного общения, произвольный контроль, преодоление неуверенности и т. д.

С подгруппой детей агрессивного поведения я провожу тренинг преодоления проявления агрессивного поведения по методике Арцишевской И. Л.

К работе по вторичной профилактике привлекаются родители семьи риска. Цель: формировать осознание первостепенной роли родителей в воспитании своего ребенка. Формы работы с родителями данной категории «Клуб добрых сердец». В клубе проходят:

1. Круглый стол на тему «Девиантное поведение - что это

2. Беседа «Воспитание, как основа будущего ребенка».

3. Семинары – практикумы на темы: «Гиперактивный (агрессивный, замкнутый) ребенок, почему он такой?» «Общаться с ребенком. Как?»

4. Индивидуальные беседы и консультирование.

Для педагогов я провожу мастер-классы «Игры для агрессивных детей», комплексы психогимнастики, консультации.

Результативность работы по данной проблеме заключается:

-заметно увеличилась активность родителей: они с удовольствием участвуют в совместных праздниках и мероприятиях

- в рамках данной проблемы родители принимали участие в городских общих родительских собраниях по темам духовно-нравственного воспитания детей в условиях реализации ФГОС

-увеличился % охвата детей дополнительным образованием вне нашего ДОУ

-налажены контакты с психологической службой школы (мы отслеживаем поведение и успеваемость наших выпускников,

- в конце учебного года мной было проведено повторное тестирование детей по «Методике диагностики показателей и форм агрессии», где прослеживается снижение уровня агрессии, гиперактивности и замкнутости детей.

Публикации по теме:

«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста»«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» Профилактику дисграфии нужно проводить как можно раньше, с того момента, когда ребенок начинает знакомиться с графическим изображением букв.

«Профилактика плоскостопия детей младшего дошкольного возраста.» Профилактика плоскостопия. (комплекс упражнений) 1. Хождение по кругу: - на носочках (1 мин.) -на пяточках (1 мин.) - на внутренней части.

Консультация для педагогов «Профилактика девиантного поведения у детей посредством сказкотерапии» Существуют различные формы профилактической работы девиантного поведения дошкольников: организация социальной среды; информирование; активное.

Открытое занятие для родителей «Профилактика плоскостопия у детей среднего дошкольного возраста» Открытое занятие для родителей «О здоровье всерьез» Цель: проводить совместную работу с родителями, для укрепления здоровья ребенка. Теоретическая.

Консультация для родителей «Первичная социализация ребенка раннего возраста» Консультация для родителей. Первичная социализация ребенка раннего возраста. Социализация – это процесс постижения социальных норм и правил.

Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста Плоскостопие - это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Из опыта работы В наше время дети испытывают повышенную информационную нагрузку. Больше времени они уделяют просмотру телепередач, компьютеру, играм не.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка! Но.

Этапы изучения буквы для детей дошкольного возраста (профилактика дисграфии) Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого.

Этапы изучения буквы для детей дошкольного возраста (профилактика дисграфии) Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Первичная и вторичная профилактика асоциального поведения детей дошкольного возраста». В помощь педагогам-психологам
Опубликовано: 22 октября 2015 в 11:28
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД