Папки-передвижки

Пластелинография как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи (10 фото)

Елена Астафьева
Пластелинография как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в развитии речи. Это связано, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема коррекции речи в наше время является актуальной. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Также наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.» Систематические

Публикация «Пластелинография как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

упражнения по тренировке движений пальцев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей,в большей степени связана,с развитием действий рук. Я работаю с детьми, имеющими диагноз общее недоразвитие речи., ЗРР. У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук, используя как традиционные игры и упражнения так и не традиционные методы,такие как пластилинография. Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: графия - создавать, изображать, а первая половина слова пластилин подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Дети очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего мира. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой. Каждое занимательное дело содержит не только практические задачи, но и воспитательно–образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной в непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Знакомство с миром разных предметов осуществляется в процессе частичного использования, так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Непосредственно организованная образовательная деятельность с детьми планируется с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей.

Освоение детьми техники пластилинографии способствует развитию у них:

- речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;

- восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;

- умения планировать свою работу и доводить её до конца;

- интеграции различных образовательных сфер.

Темы занимательных дел тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.) и в других видах непосредственно организованной образовательной деятельности.

Построение занятий даёт детям возможность:

1) Реализовывать познавательную активность. Материал имеет практическую направленность, опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

2) Обогащать словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином с детьми ведётся непрерывный разговор, диалог. Такая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание речи окружающих.

3) Развивать сенсорные эталоны.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Нетрадиционная техника рисования пластилином воспитывает тактильные и термические свойства кончиков и подушечек пальцев. Поверхность кожи на пальцах соответствуют определённым участкам коры головного мозга, в которых разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путём специальной тренировки может быть повышена; причём в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам, а мозгу.

4) Реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в изобразительном творчестве. Но главное значение образовательной деятельности по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом.

Пластилин – мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе с ним может возникнуть ряд отрицательных моментов:

- долго лежавший пластилин становится твёрдым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детскими пальчиками;

- в состав пластилина входят жировые компоненты, поэтому на бумажной основе со временем появляются жирные пятна Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:

- твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком);

- при работе с пластилином следует использовать не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило её деформации при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания, расплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности; - чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с

с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Так же возможно использование в качестве основы для работы пластиковых поверхностей. Контуры в данном случае выполняют обычным фломастером, который так же без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок вдруг ошибся в изображении объекта. Если нет возможности покрыть основу скотчем, контур рисуется простым карандашом;

- если работа выполняется в качестве подарка или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность сделанной композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становится более прочным и сохраняет яркость, с лакированной поверхности легче убирать пыль;

- на рабочем столе ребёнка обязательно должна быть влажная тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть руки водой с мылом. Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому в процессе её выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей. Таким образом, у детей с нарушением речи в процессе занятий пластилинографией происходит развитие мелкой моторики рук, эффективное и качественное изменение в художественно-речевом развитии, расширение зрительных горизонтов. Дети овладевают умением передавать форму и характерные детали внешнего вида предмета, умение использовать разнообразные приёмы: выполнение декоративных налепов разной формы,развивается творческое воображение и целостное восприятие, возрастают показатели, грамотности, выразительности речи и фонематического восприятия.

Работы моих детей

й. [[/b]h3][/h3]

Пластелинография как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в Развитие ребенка Материалы для педагогов развитии речи Это связано прежде всего с неблагополучными экологическими условиями различными инфекциями Проблема коррекции речи в наше время является актуальной Научно установлено что уровень Речевое развитие детей развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга Выдающийся педагог В
Публикации по теме:

Развитие зрительного восприятия формы у старших дошкольников с общим недоразвитие речи Значение восприятия в жизнедеятельности людей огромно. Оно является одним из важных познавательных процессов. На основе восприятия формируются.

Система игр-путешествий, как средство социализации и коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Проблема становления социализированности и коррекции речевого развития является актуальной для дошкольных учреждений компенсирующего вида.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пластелинография как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 13 июня 2015 в 22:44
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД