«Подарок Прометея». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Лидия Караненская
«Подарок Прометея». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Программное содержание: -Дать детям знания о жизни древнего человека (с помощью опытов); -Систематизировать стихийной приобретаемые представления о мире открытий, о творческой деятельности человека-изобретателя; -Познакомить детей с мифом о появление огня на земле; -Развивать познавательные процессы: внимание, память, умение слушать воспитателя; -Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей; -Развивать умение строить логические рассуждения;

Воспитывать любознательность, интерес ко всему новому, умение удивляться

Интеграция образовательных областей: - Коммуникация; - Безопасность; -Социализация; -Физическая культура.

Оборудование и материалы:

Предварительная работа: -Беседы с детьми о жизни первобытных людей: об историях известных открытий; о происхождении вещей; -Рассматривание иллюстраций по данной теме; -Знакомство со сказками и мифами народов мира; -Поиск и заучивание пословиц с родителями об одаренных людях.

Словарная работа: -Закрепит и активизировать в речи детей следующие слова: первобытный, изобретение,, изобретатель, миф, Прометей, любознательность, открытие.

Ход НОД

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

-Жил на свете когда-то человек, не сейчас, а очень-очень давно, когда еще не проносились по воздуху самолеты, не плавали по морям пароходы, не бегали по земле автомобили, не ездили по рельсам трамваи, не было ни радио, ни телевидения, ни ракет, на компьютеров, ни телефонов и нас с вами тоже не было. И, кажется, ничего такого удивительного и чудесного не было. А человек все равно удивлялся: многое его удивляло на земле и на небе. А как вы думаете, что значит удивляться?

Ответы детей.

-Да, удивляться, это значит признаться себе в том, что ты чего-то не знаешь, не понимаешь. А признаться себе в этом, значит искать ответы на вопросы, которые не знаешь, значит - думать. Очень многое было непонятно человеку, а непонятное хотелось узнать, понять, объяснить. Первобытный человек, живший много лет тому назад так бы и остался первобытным и диким, если бы не был таким любознательным. Ребята, как вы думаете, что такое любознательность?

-Это стремление или желание узнать что-то новое.

-А если б не был человек таким любознательным, чтобы произошло?

Ответы детей.

-Да, если бы человек не был любознательным, мы бы с вами до сих пор жили в пещерах и ходили бы без одежды, и не было бы таких домов, детских садов, магазинов, машин, самолетов и удобств, которые мы имеем. Но на наше счастье человек оказался таким любопытным, он заметил, как получаются искры, если ударить камень о камень, то есть научился получать огонь; обратив внимание на то, что глина в костре становится твердой и прочной и из нее можно делать посуду. Значит, человек открывал то, что до него никому не было знакомо. Это называется – сделать открытие или изобретение.

С давних времен сделано очень много открытий и изобретений. Все что нас с вами окружает дома, на улице, в детском саду, везде, где мы бываем и находимся – все это когда-то было открыто любопытными, любознательными, наблюдательными людьми. -А кто- нибудь из вас знает, как называются таких людей?

- Изобретатели, профессора, мудрецы, мастера своего дела, люди у которых золотые руки и умные головы.

-Существует много пословиц о золотых руках и умных головах, может вы знаете эти пословицы?

Дети перечисляют пословицы.

-Без труда не выловишь рыбку из пруда. --Умные руки не знают скуки. -Без дела жить, только небо коптить. -Без ума - голова лукошко. -Была бы охота и найдется работа. –Большому уму и в маленькой голове не тесно.

-А сейчас немного отдохнем.

Физминутка «Мы по лугу прогулялись»

Мы по лугу прогулялись,

И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети (Присели.)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (Встали.)

Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)

Ногами топаем! (Топаем ногами.)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

-Дети, мы с вами знаем, что не всегда жизнь человека была такой как сейчас. Очень давно древние люди жили как многие животные, пользовались тем, что подарила природа. Скажите мне, где же жили люди в далекие времена?

-В пещерах, палатках из шкур.

-А питались люди тем, что находили в лесу. А чем можно питаться в лесу?

-Плодами, листьями, ягодами, грибами, яйцами птиц.

-А еще древние люди много времени проводили на охоте. Кого они добывали на охоте?

-Кабана, глухаря, перепелку.

-Да правильно, а еще они на мамонта охотились – загоняли его в болото, на медведя – в узком ущелье забивали его камнями и с убитого зверя снимали шкуру. А как вы думаете, зачем людям нужна была шкура от убитого зверя, ведь у людей тогда не было одежды.

-А вы знаете, почему они так ходили?

Ответы детей.

-Людям было жарко, одежда не нужна была, и негде было купить. А после ледникового периода, люди стали шить одежду из шкур убитых животных. Но иголок и ниток в то время тоже не было. Как вы думаете, чем они шили одежду?

Ответы детей.

-А шили древние люди одежду используя кости рыб.

-И вот однажды, древний человек сделал палку из ветки и стал ею сбивать плоды с деревьев. Потом и другие люди тоже стали так делать. А вы знаете, почему они стали сбивать плоды с деревьев?

-Не хотели лазить на дерево, так было удобнее.

-А другой человек взял острый камень и использовал его как нож, молоток или топор, ведь в то время этого ничего не было. А кто- то придумал острым камнем сдирать шкуру с убитого зверя и выделывать его. Кому-то пришло в голову сделать из бревна лодку, а из ветки весло. А как вы думаете, зачем людям в древности нужна была лодка?

-Чтобы ловить рыбу, переправляться на другой берег реки.

-Благодаря разным открытиям, жизнь первобытного человека изменилась к лучшему. Ребятки, а что же такое открытие?

-То, что человек раньше не знал, но увидел, удивился и навсегда запомнил, а потом сообщил об этом другим людям.

-А сейчас, я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать их.

-«Греет и светит, а в руки взять страшно»

-Огонь.

-«Не зверь, не птица, а воды боится»

-Огонь.

-Правильно, это огонь. А как вы думаете, какое важное открытие было в древнее время?

-Огонь.

-Правильно, овладение огнем, было очень важным открытием в жизни древнего человека. Никто на самом деле не знает, как же это произошло на самом деле. Когда-то молния попала в дерево, а что потом произошло?

-Пожар.

-Да после того как, молния попала в дерево, случился пожар, и древние люди в страхе разбежались, но один человек остановился, взял горящий кусок дерева и отнес в пещеру, но если огонь не поддерживать, то что произойдет?

-Погаснет.

-Правильно, если огонь не поддерживать, то он погаснет. А как древние люди поддерживали огонь?

Ответы детей.

-Огонь можно поддерживать, подложив сухие ветки, мох, сухие листья. А как древний человек использовал огонь?

Ответы детей.

-Древний человек использовал огонь для света и тепла, чтобы готовить пищу и отпугивать зверей. А нам с вами нужен огонь? Зачем?

-Готовить пищу, разогреть воду, когда нет горячей.

-А как поступает тепло в наши дома?

Ответы детей.

-В котельной горит огонь, он нагревает воду и она поступает по трубам в дома. А вы знаете, что огонь – волшебник, он превращает одни вещи в другие. Вот бумага боится огня, но без огня ее бы не было. Ведь ее делают из измельченных кусочков дерева, а их приходится разогревать, бумагу варят как стекло, как сталь. Значит, нам без огня было бы плохо.

Потом другие люди, увидев костер, тоже отнесли в свои пещеры горящие поленья, они сидели вокруг костра беседовали и кушали. Общались они между собой мимикой и жестами. Но костер нужно было постоянно поддерживать, только потом люди сами научились добывать огонь, когда он им был нужен. Кто скажет, как можно добывать огонь?

Ответы детей.

-Если потереть оду сухую палочку о другую, она нагреется и будет тлеть, после долгого такого трения можно раздуть пламя.

Если ударить камень о камень, то могут появиться искры, подложив сухие ветки, можно разжечь огонь. Ребятки, а давайте мы с вами превратимся в древних людей и попробуем добыть огонь с помощью палочек и камней.

Проводится опыт с детьми.

-Да, оба способа очень трудны и требубт очень много времени. Однажды человек обрабатывал камни и заметил, что при соприкосновении одного камня искры высекаются легче, этот камень называется «кремень». Этот камешек находится в этом предмете, (детям показывается зажигалка, а затем люди создали спички, наливали масло в сосуды с фитильком, лампы на керосине, придумали свечу, затем электричество – фонарик, а потом уже стали пользоваться газом.

Все показывается на опытах.

-Вот так вот люди научились пользоваться огнем. А сейчас садитесь на стульчики. Всю свою жизнь люди любили придумывать сказки, легенды.

-Древние греки называли свои сказки - мифами. Когда-то давным-давно жили не только люди, но и боги. Они жили везде и на земле, и под землей, и на небе, они были очень богатыми и сильными, имели большую власть, а бедные люди жили в бедности и в нищете, они были безграмотными.

И вот один полубог, получеловек Прометей добыл огонь с небес для людей, научил их тому, что знал сам, за это бог Зевс рассердился на него и решил его наказать.

Мы с вами знакомы с этим мифом, кто расскажет, что произошло с Прометеем?

-Рассказы детей.

-Действительно, посмотрев вокруг на то, что нас с вами окружает, все это мы имеем благодаря замечательным, любознательным людям, которые умели и удивляться и делать открытия, полезные и необходимые для всего человечества. Кто знает, может быть когда вы вырастите, кто-то из вас тоже станет ученым или профессором, но для этого надо много и хорошо учиться. А теперь скажите мне, с чем мы сегодня познакомились? Что больше всего вам понравилось? Жаль было вам Прометея? Почему рассердился Зевс на него? Как был наказан Прометей? Кто его спас?

Вот и заканчивается наше путешествие в мир открытий. Что нового интересного вы узнали? О чем еще хотели бы узнать? Я благодарю вас за активное участие.

Публикации по теме:

Игра — экспериментирование в старшей группе «Подводное Царство»Игра — экспериментирование в старшей группе «Подводное Царство» ЦЕЛЬ: приобщение детей старшей группы к миру природы. ЗАДАЧИ: 1. Образовательная: - познакомить детей с морскими обитателями; - вызвать.

Непосредственно образовательная деятельность. «Путешествие Дорогою добра» Цели: - сформировать добрые взаимоотношения между детьми в группе; - эстетические представления, знания о категориях добра и зла; - умение.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Новый год
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Подарок Прометея». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 14:47
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...