Получи документы

Поисково-исследовательское краеведение в школе как средство развития социально успешной личности

Ирина Никитушкина
Поисково-исследовательское краеведение в школе как средство развития социально успешной личности

В 2009 году директор Краеведческого музея Потапова Татьяна Петровна предложила мне заняться исследованием судеб выпускников школы № 1 1941-1945 годов. Эта поисковая работа переросла в серьёзные исследования, которые дали толчок для дальнейшей исследовательской деятельности по истории нашего края.

Публикация «Поисково-исследовательское краеведение в школе как средство развития социально успешной личности» размещена в разделах

После первых успешных результатов для меня стало очевидным, что достигнутые результаты – это только отправной момент в дальнейшей исследовательской деятельности по краеведению. Уже в начале 2010 года я начала серьёзно заниматься исследованием истории школы № 1. Главная проблема заключалась в том, что история школы не была освещена в краеведческой литературе. А, между тем, как оказалось, материал «под спудом веков» был богатейший. Стало очевидным, что предстоит долгая работа в архивах, поэтому родилась идея привлечь к работе по краеведению одарённых учащихся, склонных к исследовательской деятельности. Тем более что фундамент для этой деятельности уже был заложен – начал свою деятельность Музей истории школы и Совет Музея школы.

Главной чертой социальной культуры должно стать осознание себя гражданином России, её патриотом. Патриотизм, в свою очередь, включает чувство гордости за своё Отечество и малую Родину. И никакая другая дисциплина не даёт столько исторических ориентиров гражданской позиции юного гражданина, как историческое краеведение.

Изучение истории своего края может стать инструментом для формирования социальной успешности и гражданской позиции ребят.

Если говорить о серьёзной исследовательской деятельности, то способностью к ней обладают не все школьники, а, как правило, одарённые, или талантливые. Вопросами организации сотрудничества учителя и одарённых детей я начала заниматься с момента образования в школе Совета Музея школы. К 2012 году сложились элементы авторской методики по изучению вопросов истории края, но эта методика ещё не была достаточно проработана. Возникла необходимость продолжить эту работу. В течение последующих двух лет мной была разработана целостная методическая система изучения вопросов истории Самарского края в партнёрстве с одарёнными детьми.

Целью этой системы является формирование у ребят личностного отношения к истории родного края через исследование истории семьи, школы, города, региона. Это позволяет активно формировать гражданскую позицию, с одной стороны, и развивать социальную успешность школьников, с другой. Глубокая исследовательская работа по краеведению способствует реализации этой цели.

Мне близка идея раннего выявления и дальнейшего развития одарённости у детей, в частности, через исследовательскую деятельность. На своих уроках я стараюсь вызвать у всех учеников интерес к предмету. При этом я постепенно выявляю тех, кто хотел бы серьёзно заниматься исследованием и вовлекаю их во внеурочную деятельность. Их в параллели немного, но всегда есть. При работе с такими детьми для меня важно не упустить момент, чтобы помочь им не только выйти на более высокий уровень усвоения учебного материала по предмету, но и вовремя начать их обучение приёмам ведения исследовательской работы.

Я выделяю следующие элементы привлечения одарё нных детей к исследовательской деятельности:

1. Создание внутренней мотивации через интерес к предмету.

2. Моделирование ситуации успеха.

3. Сопровождение учащихся на всём пути исследовательской деятельности.

Например, для того, чтобы научить ребят работать в Государственном архиве Самарской области я разработала пошаговую стратегию этой работы. Эффективность применения этого алгоритма проявляется в том, что одарённые дети могут самостоятельно, а не только с учителем успешно решать задачи любого краеведческого исследования.

Мной ведётся мониторинг эффективности применения авторской методической системы. В случае оценивания эффективности представленной работы речь идёт о социальной успешности не школьников вообще, а об одарённых детях, ведущих исследовательскую деятельность по краеведению. Поэтому я попробовала выработать собственные критерии оценивания уровня социальной успешности ребят через достижение конкретных положительных результатов.

Измерители социальной успешности в исследовательской деятельности:

1. Усвоение алгоритма исследовательской деятельности в партнёрстве с учителем.

2. Умение грамотно оформлять результаты своей деятельности.

3. Умение прогнозировать перспективу завершения работы или её продолжения.

4. Достижение наивысших результатов в деятельности на уровне города, области, страны.

Что касается измерителя гражданской позиции личности, то я выделила следующие компоненты:

• Идентификация себя со школой, городом, регионом через поиск исторических источников.

• Стремление узнать больше о малой Родине.

• Увеличение в разы числа участников собирания краеведческого материала.

Достигнутый образовательный результат:

Из года в год увеличивается количество ребят желающих участвовать в конкурсах по краеведению. Ежегодно в городских, областных, Всероссийских и Международных конкурсах, конференциях у меня как учителя истории участвует более 30 человек, побеждая и занимая призовые места.

С 2010 по 2017 годы совместно с ребятами было создано более 40 исследовательских работ по краеведению, которые были представлены на конкурсах и конференциях разного уровня. Все достижения ребят проходят публичную презентацию. Большинство из этих работ признаны успешными. Для отслеживания и фиксации достижений одарённых учащихся мы формируем их портфолио достижений. Краеведческие работы Гогокиной Валентины, Малышева Владислава, Даниловой Алисы, Калининой Дарьи внесены в банк данных Областного центра развития дополнительного образования.

Каждый год один-два выпускника становятся студентами исторического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета. Востребованность результатов совместных исследований педагога и учеников нашла своё отражение и в совместных публикациях - в «Похвистневском вестнике», в «Учительской газете», в сборниках научных статей, в электронных сборниках. А иметь публикации в школьном возрасте – это серьёзный социальный успех и общественное признание.

У ребят происходит формирование гражданской позиции. Они осознают - всё, что мы находим в ходе исследований – это страницы истории их малой Родины, там, где они живут сегодня.

Полученные продукты нашей исследовательской деятельности:

• Авторская программа по Краеведению «Город на 150-й версте».

• Пошаговые элементы алгоритма работы в Самарском Государственном Архиве.

• Установлена мемориальная доска, увековечившая память выпускника школы Николая Еланского, погибшего в Чечне при выполнении воинского долга.

• На здании школы установлена мемориальная доска памяти существования госпиталя № 2977 в годы войны.

• исследован жизненный пути и подвиг штурмана экипажа Николая Гастелло – Анатолия Акимовича Бурденюка, жителя села Кармалка Похвистневского района - был собран богатейший архивный материал, переданный Краеведческому музею, на основе которого там была создана экспозиция, сделан баннер, выпущен буклет памяти погибшего экипажа.

• Тематические стенды для Зала Боевой Славы в рекреации истории школы № 1.

• Написана книга о селе Старопохвистнево.

• Создан буклет о городе Похвистнево и Похвистневском районе с достопримечательностями.

• Установлена мемориальная доска в память о существовании и деятельности Куйбышевской студии кинохроники в городе Самаре на фасаде здания по улице Молодогвардейская, д. 66.

Публикации по теме:

Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника “Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью» Л. Толстой Развитие творческой личности.

Игра-драматизация как средство развития гуманных качеств личности дошкольника Психолого - педагогические основы развития гуманных качеств личности у детей дошкольного возраста Формирование личности ребенка, воспитание.

План педсовета «Социально-коммуникативное развитие как средство позитивной социализации и формирования личности дошкольников» Цель: анализ организации работы педагогического коллектива, направленной на социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного.

Консультация для родителей «Музыка как средство всестороннего развития личности» Музыка как один из значимых факторов всестороннего развития личности ребенка в дошкольном возрасте Музыка в сообществе всех искусств занимает.

Консультация для родителей «Подвижная игра, как средство всестороннего развития личности ребенка» Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости,.

Народная кукла как средство развития личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Будякова Н. Л., воспитатель группы компенсирующей направленности Народная кукла как средство развития личности ребёнка с ограниченными.

Презентация «Одод — открытое пространство для развития успешной личности» ОДОД – открытое пространство для развития успешной личности. Главная стратегическая цель системы дополнительного образования детей напрямую.

Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста «Поисково-исследовательская деятельность - как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность:.

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка Любовь Сеидова Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка В динамичном, быстро меняющемся мире, общество.

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поисково-исследовательское краеведение в школе как средство развития социально успешной личности
Опубликовано: 22 июля 2019 в 21:11
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД