«Практическое употребление падежных конструкций». Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Римма Ибатуллина
«Практическое употребление падежных конструкций». Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Подготовила учитель-логопед

первой квалификационной категории

Ибатуллина Р. Р Уфа 2013 г.

Коррекционно-образовательные цели: уточнить и обобщить знания о диких животных, расширить и активизировать словарь по теме, продолжать учить изменять существительные по падежам, согласовывать существительные и прилагательные, закрепить беспредложные формы существительных множественного и единственного числа. Закрепление творительного падежа с предлогом «с», закрепить понятия «слово-предмет», «слово - признак».

Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, речевой слух, чувство рифмы, логическое мышление, зрительное восприятие и внимание, воображение, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитывающие: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности и ответственности.

Оборудование: компьютер, экран, песочница, карточки-пиктограммы на каждого ребенка, схемы, мелкие игрушки-дикие животные, эмблемы с изображением диких животных, фишки, магнитофон, фонограмма записи «Звуки леса».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных, чтение русских народных сказок, отгадывание загадок.

Активизация словаря: берлога, дупло, логово, щетина.

1. Организационный момент. Дети входят под музыку «Звуки леса» в группу.

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное путешествие в зимний лес к диким животным. Давайте разделимся на две команды и поиграем. Команда «Белочки» идет по следам белочек, а команда «Лисички» идет по следам лисичек.

1 ряд – будут команда «Белочки», а второй ряд - команда «Лисички».

В конце каждого задания воспитатель оценивает, кто лучше отвечал на вопросы. За каждый правильный ответ команда получаете фишку. В конце путешествия мы определим, кто лучше всех знает диких животных.

Игровое упражнение с детьми:

Каждая команда отвечает на 4 вопроса. Внимание.

- Кто живет в дупле?

- Чем питается лиса?

- Кто любит мед?

- У кого задние лапы длиннее передних?

- У кого на лбу лес растет?

- Кто питается корой деревьев?

- Кто спит в берлоге?

- Кто живет в логове?

2. Задание на закрепление падежных конструкций с помощью опорных символов-пиктограмм.

Логопед: ребята, у каждого из вас на столе карточка (карточки-пиктограммы, иллюстрирующие, визуализирующие падежную форму). Внимательно посмотрите на экран (на экране появляются изображения диких животных). Сейчас нужно сказать о животном так, чтобы ответ подходил к вашей карточке.

Логопед: Молодцы, справились с заданием, а сейчас мы его усложним. Поменяйтесь, пожалуйста, своими карточками. Дети, обратите внимание на эту схему (показывается схема слова-признака). Что это за схема?

Дети: слова-признака.

Сейчас о животном вы должны сказать одно красивое слово-признак. (Например: в дательном падеже – я рад пушистой белочке, в предложном падеже – я думаю о рыжей лисе).

Вы такие молодцы, давайте еще усложним задание. Обратите внимание еще на одну схему (показывается схема слова-предмета). Сейчас я буду вам показывать цифру и схему слова-предмета. Придумайте предложения, используя цифру и схему слова-предмета. На экране появляются изображения диких животных. Ответы детей: (например, в творительном падеже – я любуюсь тремя белками).

3. Дикие животные решили поиграть снами в прятки. Ой, посмотрите, они в снегу спрятались (дети подходят к песочнице с белым песком). Давайте поищем их. Дети находят животных и называют их. Дети: я нашел ежа, я нашел волка и т. д.

Логопед: ребята, а давайте покормим их. (Выставляется заранее подготовленная корзина с «продуктами»). Кому дадим орешки? Дети: Орешки дадим белочке. Кому дадим морковку? Дети: Морковку дадим зайчику. Логопед: ребята, а как вы думаете, чему обрадуется волк, а лиса? Дети: волк обрадуется мясу, лиса обрадуется курочке… Логопед: о чем мечтает медведь? Дети: медведь мечтает о малине, о меде.

4. А сейчас дети немного отдохнем. Физкультминутка.

Раз — присядка, два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало — начинает все сначала.

5. Дети, к нам пришли дикие животные со своими детенышами. Посмотрите внимательно на экран. Презентация «Кто с кем в гости пришел?» На экране поочередно появляются картинки с изображением диких животных и их детенышей. Логопед: скажите, кто с кем в гости пришел? Ответы детей: лиса с лисятами, медведица с медвежатами, зайчиха с зайчатами и т. д.

Молодцы, ребята, справились с заданием.

6. А теперь составьте предложения по картинкам. Выставляются картинки с изображением диких животных и пиктограммы для составления предложений:

- Медведь в берлоге мечтает о малине.

- Белочка любуется своими бельчатами.

- Зайчиха рада своим зайчатам.

- Ежонок несет яблоки.

- Лисица любит курочку.

- Кабан ищет желуди.

- Волк играет с волчатами.

- Лось любит соль.

7. Логопед: Однажды в лесу стали звери шуметь,

Спорили громко лиса и медведь.

Спорили так, что чуть не подрались,

Спорили так, что сосны качались.

Помогите ребята, подскажите скорей (ответы детей):

У кого есть копыта? У лося, кабана, зубра, оленя.

У кого пушистая шерсть? У лисы, белки, норки, соболя.

У кого лапы? У медведя, волка, белки, зайца.

У кого щетинка? У кабана.

У кого уши с кисточками? У белки, у рыси.

У кого рога? У оленя, лося, зубра.

У кого иголки? У ежа.

У кого длинные ушки? У зайца.

У кого когти? У волка, у рыси, медведя.

Разрешили звери спор и отправились домой.

8. Вы все сегодня были молодцы. Вот и подошло к концу наше необычное путешествие. Сейчас мы посмотрим, чья команда заработала больше фишек. Воспитатель нам покажет, кто же из детей самый внимательный, сообразительный, любознательный, быстрый, ловкий, умелый. Оказывается, так интересно побывать в зимнем лесу и узнать о жизни диких животных.

К нам пришла белочка и принесла угощение.

Ребенок в костюме белочки раздает детям угощение – орешки.

Публикации по теме:

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Совершенствование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи Тема: «Ранняя осень». ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 1. Активизировать и обогащать словарь по теме. 2. Учить детей образовывать существительные с.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Головоломки
Автор публикации:
«Практическое употребление падежных конструкций». Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 19:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экскурсия в музей природы.
Целью данной экскурсии было познакомить детей с особенностями диких животных, разновидностей птиц обитающих в родном крае. Дать представление о их...
Опера Ж. Бизе «Кармен» в Екатерининском. Фоторепортаж.
Сегодня на парадном плацу Екатерининского дворца состоялось закрытие VI Санкт-Петербургского международного фестиваля "Опера - всем". Мы списались с Любой...
Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста (часть вторая)
Организация развивающей среды в группе для младшего дошкольного возраста ( часть вторая) Макет Дороги "Наш поселок" / Уголок по ПДД Добрый вечер,...
Пособие для детей по развитию мелкой моторики «Ёжики»
Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Проблемой изучения мелкой моторики рук...
Рисование «Овощи с огорода» с применением нетрадиционной техники (рисование ватными...
Пуантилизм – стиль живописи, для которого характерно изображение при помощи геометрически правильных мазков цвета, прямоугольников или точек. Он и название...