Лучший педагог года

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда

Татьяна Кротова
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда

Введение

Сегодня, в связи с потребностями модернизации системы образования, в России происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Публикация «Предметно-пространственная развивающая образовательная среда» размещена в разделах

В системе дошкольного образования чрезвычайно актуальной становится проблема правильной организации образовательной среды, обеспечивающей условия целостного развития каждого ребёнка на основе гуманно – личностного подхода в воспитании. Создание вокруг ребёнка гуманной развивающей социокультурной среды и психологической атмосферы заботы, безопасности, сотрудничества и любви способствует обеспечению максимально благоприятных условий для реализации основных идей гуманно – личностного подхода. На современном этапе проблема правильной организации образовательной среды в ДОУ может рассматриваться как одна из основополагающих.

Ведь только правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, ведь именно это лежит в основе развивающего образования.

Чтобы получить образовательную среду, мы должны определить её основные компоненты и то, что должно их связывать, установить моделирующие связи, вписать в эту деятельность детей. Вероятно, только в этом случае можно рассчитывать на то, что образовательная среда станет существенным фактором личностного развития ребёнка.

Основная часть

I глава

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающая среда должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности. Однако среда в группах часто не соответствует интересам детей, не инициирует их на самостоятельный свободный выбор. Психологические основы построения развивающей предметной среды детства основываются на деятельностно-возрастном системном подходе и современных представлениях о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка.

II глава

В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно.

С. Л. Новоселова утверждает, что деятельность в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом своего опыта. Деятельность строит психику. Бездеятельность, отсутствие возможности чем-то заняться ведет к ограничению возможностей, а в дальнейшем - к депривации личности. Предметный мир детства - среда развития всех специфических видов деятельности.

Исходя из анализа работ ученых психологов, можно выделить несколько компонентов развивающей среды, среди которых предметно-пространственный компонент занимает центральное место:

1. Социальный компонент.

На основе исследований социальных психологов (Е. А. Кузьмин. И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды :

- Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;

-Преобладающее позитивное настроение;

-Авторитетность руководителей;

-Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

-Сплоченность;

-Продуктивность взаимоотношений.

2. Пространственно-предметный компонент

В работе В. В. Давыдова и Л. Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка» :

- Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;

-Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;

-Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

3. Психодидактический компонент.

Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.

. Основные проблемы в организации предметно-развивающей среды.

На основе анализа современных разработок и исследований, выделим ряд проблем, которые присутствуют при организации предметно-развивающей среды в ДОУ :

1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

Чтобы избежать данной проблемы, в своей практике я особое внимание уделяю насыщенности предметно-пространственной среды в своей группе : тщательно отбираю игровой и дидактический материал, отслеживая его использование детьми в разных видах деятельности…

2. Некоторая стихийность (иногда, однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.).

За 35-летний педагогический стаж работы в ДОУ в моей методической копилке собранно огромное количество разнообразных наработок, картотек, проектов, что ни разу не позволило мне столкнуться с данной проблемой.

3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании, что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).

В своей группе я использую разнообразный материал, который ежегодно пополняется в зависимости от возраста детей.

4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.

В группе каждая зона и уголок продуманны мной на столько, что ребенок в каждом из них чувствует себя уверенно и комфортно, при этом удовлетворяя свой познавательный интерес.

5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.

ФГОС ДО обязал нас соблюдать вариативность и трансформируемость предметной среды, с чем я полностью согласна: строгое зонирование действительно снижает интерес ребенка к любому виду деятельности. По этому, в моей группе я уделяю этому большое внимание, стараясь разнообразить предметное пространство.

6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.

Считаю очень важным эстетическое развитие ребенка с самого рождения. Имея огромный опыт работы на ясельной группе, хочу высказать свое отношение к различного рода оформлению групп. Считаю, что в любой возрастной группе должен соблюдаться принцип умеренности, что позволит ребенку чувствовать себя в группе спокойным, уверенным в том, что здесь ему также рады, как и дома.

7. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол, технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр, а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду.

Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.

Думаю, не одно компьютерное средство, виртуальная игра, не сможет вызвать настолько яркий и сильный эмоциональный отклик у ребенка, сколько совместная игра «в прятки» или же «кошки-мышки» (пример основан на многолетнем опыте работы на ясельной группе).

Таким образом, в очередной раз, хочу подчеркнуть важность, казалось бы самой незначительной «мелочи» в организации предметной среды в группе. Ведь, каждая такая «мелочь» может оказать огромное влияние на развитие и воспитание ребенка.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая образовательная средаПредметно-пространственная развивающая образовательная среда Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО, и учетом примерных.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда В детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда, которая в полной мере отвечает требованиям федерального государственного.

Развивающая предметно-пространственная среда В дошкольной педагогике под термином предметно- развивающая среда понимается «комплекс материально- технических, санитарно-гигиенических.

Развивающая предметно-пространственная среда "Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством помещениями,.

Развивающая предметно-пространственная среда 1 слайд Моё мнение, что для того, чтобы были реализованы задачи математического развития детей, необходимо организовать педагогический процесс.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Моё мнение, что для того, чтобы были реализованы задачи математического развития детей, необходимо организовать педагогический процесс так,.

Развивающая предметно-пространственная среда Видео Группа состоит из различных многофункциональных центров. Игрушки которые расположены в центрах могут использоваться в различных видах деятельности,.

Развивающая предметно-пространственная среда группыРазвивающая предметно-пространственная среда группы В соответствии с ФГОС ДО одна из основных задач воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для развития детей дошкольного возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы «Цветик-семицветик». Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно - пространственная среда - это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда
Опубликовано: 9 октября 2017 в 14:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД