«Причуды Осени Волшебной». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

Татьяна Петровна Кучерова
«Причуды Осени Волшебной». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей об осени, её признаках, особенностях, уметь понимать приметы осени.

2. Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования

3. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.

4. Учить умению располагать предметы в пространстве на листе бумаги.

5. Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом золотой осени, умение придумывать содержание своей работы.

6. Продолжать учить вести беседу по картине, чётко и выразительно читать стихи, активизировать словарь детей.

7. Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, формировать чувство цвета, творчество.

8. Воспитывать любовь к природе, интерес к занятию, продолжать учить работать коллективно.

Цели и задачи:

Образовательные:

- расширять знания дошкольников об осенней природе;

-учить узнавать раннюю, золотую и позднюю пору осени;

-активизировать творческое воображение, творческие проявления;

-предоставить детям возможность к самовыражению через использование и соединение различных техник рисования;

-закрепить знания детей о художественных материалах и инструментах;

-познакомить с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений – монотипией

-вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотипии

Развивающие:

Развивать способность передавать колорит, характерный для золотой осени, подбирать нужные цвета.

Совершенствовать технику рисования акварельными (гуашевыми) красками.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Коррекционная работа:

Пополнять словарь детей искусствоведческими терминами. Отвечать полным предложением. Развивать тонкую и общую моторику рук, сенсорные процессы, координацию речи с движением.

Предварительная работа:

Рассматривание деревьев и кустарников на участке во время прогулок, сравнение листьев по цвету, форме, величине; тонирование листов бумаги, изображение стволов деревьев. Чтение художественной литературы и заучивание стихов об осени. Рассматривание пейзажных картин художников.

Составление альбома «Осенние зарисовки»; рисование цветными карандашами осенних листьев в вазе.

Разучивание стихотворений об осени поэтов: А. Блока, И. Токмаковой, С. Маршака, А. Плещеева, А. Майкова, И. Никитина; чтение рассказов об осени; загадывание загадок; разучивание песен

Использование дидактических игр: «Мозаика. Дары осени», «Жанр натюрморт», «Из чего состоит натюрморт», «Составь натюрморт».

Материал:

Репродукции картин, на которых изображена ранняя, золотая, поздняя осень;

деревья, отражающиеся в воде. Альбомные листы, простые карандаши, акварельные краски, кисти, баночки с водой, мокрые губки, салфетки;

«листочки» из тонкой бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения

Музыкальное сопровождение:

П. Чайковский «Осенняя песня»,

И. Штраус «Вальс»,

Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Оздоровительные задачи:

1. Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз, и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).

2. Активизация мыслительной деятельности (проводится пальчиковая гимнастика)

Индивидуальная работа:

Помочь затрудняющимся детям в смешивании краски, в прорисовывании отдельных деталей.

Методические приемы:

рассказ воспитателя о картине, беседа с детьми,

вопросы к детям – ответы детей; художественное слово. Обсуждение замысла будущей картины с детьми, с каждым из них; объяснения, указания, советы;

рассматривание иллюстраций, картины, включение грам. записей, анализ детских работ, игровая ситуация.

Формы организации совместной деятельности:

- во время прогулки, можно поиграть в игру «какого яруса это растение»

- в ИЗО деятельности (свободная деятельность) изготовление панно «листопад»

- во время прогулки: «Дыхательное упражнение «Подуй на листочек»»

- придумай и расскажи рассказ с помощью карточек - схем.

Интеграции с другими образовательными областями.

-физическая культура: физкультминутка (пластический этюд)

-здоровье: проверка соблюдения правил рассаживания за столами

-безопасность: самоконтроль за правильностью подъема стула и переноса его на нужное место

-социализация: учить приходить другу на помощь, учить, не смеяться над неправильными ответами других.

-труд: помощь в раздаче пособия для занятия, уборка своего рабочего места

-познание: закреплять понятия об осени, как времени года, учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки.

-коммуникация: вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника, отвечать друг за другом, не перебивать товарища.

-чтение художественной литературы: чтение стихов об осени.

-художественное творчество: составление осеннего пейзажа.

- музыка: прослушивание аудиозаписи: П. Чайковский «Осенняя песнь»

Ход НОД.

Вводная часть.

(дети стоят около картин с осенней тематикой в мини-галлерее)

П. - Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное время года, любимое многими поэтами и художниками, и композиторами. Посмотрите на эти картины и послушайте стихотворение, которое написал И. Бунин.

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца

П. –Какое время года описано в стихотворении?

Ответы детей: Осень.

- А какое сейчас время года?

Ответы детей: Сейчас тоже осень.

- Да, за окном у нас осень. Какие осенние месяцы вы знаете?

Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.

- Молодцы, дети. В сентябре осень только начинается. Появляются первые желтые листочки на березах, клены расцветают желтой и красной листвой. Про такую осень говорят – ранняя осень. В октябре все деревья наряжаются в осенние наряды, начинается листопад. Про такую осень говорят: золотая, пышная. А в ноябре листвы на деревьях

почти нет, идут частые, холодные дожди, наступают морозы и выпадает первый снег. Такую осень называют поздней.

Мимическая и артикуляционная моторика

1)Изобразить Раннюю Осень.

У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.

Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

Проводится игра «Слова наоборот».

Ранняя осень – не темная, а (светлая,

- не холодная, а (теплая,

- не грустная, а (веселая,

- не тихая, а (шумная, (громкая,

- не дождливая, а (сухая,

- не пасмурная, а (солнечная).

- У осени свои краски. Какие краски золотой осени вы знаете?

Ответы детей: красные, желтые, оранжевые, зеленые, пурпурные, теплые, багряные, золотистые.

- А сейчас какая осень на улице? (ответы детей)

- Правильно, это поздняя осень.

- Какие перемены заметили вы в поздней осени?

Ответы детей: Птицы улетели, повяла трава, листья опали.

- Все правильно. А теперь представим, что мы – деревья.

Звучит нежная мелодия. Пластический этюд «Осенняя ветка».

- Представим, что ваша рука – ветка, а кисть с пальцами – листья. Покачаем рукой, как ветка на ветру. Подул слабый ветерок – закачались листочки (движения пальцами). Подул сильный ветер – закачались ветки (помахивание руками). Ветер все сильнее, сильнее… Нарисуем руками листопад. (Поочередно опускают и поднимают руки, приседая, наклоняют и выпрямляют туловище). Но вот стих ветерок и деревце замерло.

- Ребята, что можно сделать, чтобы осенние листья остались с нами подольше?

Ответы детей: Засушить гербарий, сделать панно из листьев, нарисовать…

- Верно, дети. Человеку всегда хочется, чтобы то, что его окружает, не только было сохранено, но стало красивее и необычнее. Вы хотели бы оставить себе на память рисунок об осени? А какой период вам больше понравился?

Ответы детей: Золотая осень.

- Вспомните, как называются картины, на которых нарисована природа?

Ответы детей: Пейзажи.

- Да, это пейзажи – такие особые картины, на которых художники изображают природу. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг. И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками…

Объяснение приемов выполнения работы.

- Давайте и мы нарисуем пейзаж, на котором деревья, стоя на берегу озера, или реки, отражаются в воде. Предложите, как это можно сделать в рисовании. (Дети высказывают свои соображения).

- А сделаем это мы вот так:

-Садитесь за столы. Возьмите лист бумаги, положите его вертикально и сложите пополам. Потом разверните. Выше линии сгиба – земля и небо, а ниже – вода (речка, озеро). На верхней части листа можно нарисовать деревья, улетающих в теплые края птиц. Небо можно размыть голубой акварелью, сильно разбавленной водой. А когда закончите рисунок, смочите чистой водой нижнюю часть листа при помощи мокрой губки, сложите и прижмите к верхней половине. Внизу получится эффект воды, в которой отражаются деревья, небо и все, что вы нарисуете в верхней части листа. Рисунок в верхней части листа, затем, надо подкрасить. (Показываю по мере объяснения).

Пальчиковая моторика

1)Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения и потешки.

Ветер северный подул:

«С-с-сс», все листья

С липы сдул. (Пошевелить пальцами и подуть на них.)

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед - назад.)

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

Самостоятельная деятельность детей.

(Дети под музыку рисуют. В процессе работы педагог помогает тем, кто испытывает затруднения).

Итог занятия.

Дети переносят свои рисунки на свободный стол, рассматривают, делятся впечатлениями.

- Какие красивые, необычные пейзажи у нас получились! Так и хочется прочитать стихотворение Маргариты Алигер: «Осень только взялась за работу…».

Осень только взялась за работу,

только вынула кисть и резец,

положила кое-где позолоту,

кое-где уронила багрец,

и замешкалась, будто решая,

приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая,

и в смущенье отступит на шаг.

Публикации по теме:

Коллективная работа детей средней группы «Осенний вернисаж»Коллективная работа детей средней группы «Осенний вернисаж» В нашем дошкольном учреждении объявили конкурс поделок на осеннею тематику. Так как я в своей работе часто использую рисование пластилином,.

Перспективный план работы по обучению нетрадиционной технике рисования в старшей группе Название нетрадиционной техники рисования Темы Программное содержание МатериалыСентябрьТычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Деревья и листья
  • Осень
Автор публикации:
«Причуды Осени Волшебной». Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 7 декабря 2013 в 10:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...