МААМ-картинки

Применение технологии «БОС-здоровье» в работе с дошкольниками

Лариса Бабась
Применение технологии «БОС-здоровье» в работе с дошкольниками

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 37 г. Новочеркасска

Городское методическое объединение

учителей-логопедов города Новочеркасска

Тема:

"Применение технологии «БОС - здоровье»

в работе с дошкольниками"

Подготовила учитель-логопед

МБДОУ детского сада № 37

Бабась Л. В.

Публикация «Применение технологии „БОС-здоровье“ в работе с дошкольниками» размещена в разделах

(Слайд 1) Статистические данные последнего десятилетия свидетельствуют о росте различных речевых нарушений у детей дошкольного возраста, которые, в свою очередь, влияют на психосоматическое здоровье, социальную адаптацию и реализацию человека в жизни и обществе.

(Слайд 2) Среди многочисленных факторов, отрицательно влияющих на качество речи выделяются два, которые встречаются практически во всех случаях: различные нарушения речевого дыхания и высокие психофизиологические затраты организма при речевой деятельности. Как правило, эти два фактора сопровождаются вегетативными дисфункциями и различными невротическими наслоениями (тревога, страх, речевая неуверенность, неадекватная самооценка и др., которые значительно осложняют процесс коррекции и реабилитации речевых нарушений. Именно поэтому поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности организма, является актуальным.

(Слайд 3) Дети и их здоровье – это главное наше богатство, которое необходимо беречь, и приумножать. Институт биологической обратной связи предлагает инновационную оздоровительную технологию на основе компьютерных программ. Биологическая обратная связь открыла новую страницу учебной деятельности — образовательное здоровье. Умению быть здоровым надо учить с детства. Основной идеей данной технологии является обучение детей навыкам диафрагмально–релаксационного дыхания (ДРД, на основе которого строится оздоровление всего организма и обучение ребёнка.

(Слайд 4) Результатом данного навыка является согласование работы сердечного и дыхательного ритмов, что является физиологическим показателем психоэмоционального здоровья (Рис. 1)

Диафрагмальное дыхание - это самый глубокий тип дыхания, при котором заполняются воздухом нижние отделы лёгких. Его ещё называют «брюшным», «глубоким» или дыханием животом. Именно диафрагмальное дыхание является самым эффективным способом регуляции своего состояния. За счёт наиболее полного насыщения лёгких кислородом сокращается частота дыхательных движений, снижается физическое и эмоциональное напряжение.

При таком типе дыхания активно и естественным образом работает диафрагма, визуально мы наблюдаем движение брюшной стенки, как будто дышим животом. Активные движения диафрагмы осуществляют массаж внутренних органов, они начинают работать гораздо лучше и эффективнее.

Диафрагмальное дыхание помогает снизить нагрузку на наш организм, в том числе и на наше сердце. В этом заключается ещё одна важная закономерность – плавный длительный выдох даёт возможность нашему организму отдохнуть, особенно непрерывно работающему сердцу. Человек может заметить, что его сердечный ритм меняется, если у него появляются неприятные мысли, неожиданно реагирует на шум или изображение. В норме при диафрагмальном дыхании на вдохе частота сердечных ритмов увеличивается, а на выдохе – уменьшается.

(Слайд 5) В логоперапевтической практике применяется при :

• заикании, логоневрозах;

• нарушениях темпа речи;

• ринолалии;

• ринофонии;

• дизартрии;

• дислалии;

• афазии;

• моторной алалии,

• дисграфии;

• дислексии;

• речевой тревоги.

Для дошкольников игра это путь к познанию, это важнейшее средство образовательного и воспитательного процесса. И поэтому, главное условие реализации технологии БОС - это игра.

Для коррекции речи используется программа «Комфорт Лого», составляющей часть которой является методика БОС "Дыхание".

(Слайд 6) В компьютерной программе «Дыхание» игровые занятия «БОС - здоровья» продолжительностью от 7 до 12 минут, занятие содержит чередование периодов отдыха и работы. К ребенку подсоединяют датчики пульса.

Во время отдыха ребенок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике, например, по темам «Природа», «Животные». Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться, а также переключить свое внимание с периода работы - диафрагмального дыхания. Периоды отдыха длятся 1-2 минуты.

В периоды работы полностью включен механизм биологической обратной связи по зрительному и звуковому сигналам, благодаря которым ребенок может в игровой форме увидеть и услышать, как работает его сердце под контролем дыхательных движений.

(Слайд 7) Например, игровой сюжет «Вертикальное закрашивание забора» продолжительностью 2 минуты, когда невидимая кисточка на доске забора начинает подниматься вверх (сигнал о том, что пульс учащается, ребенок делает вдох. Когда кисточка на последующей доске забора следует вертикально вниз (знак о том, что пульс становится реже, ребенок плавно по инструкции переходит на продолжительный равномерный выдох. Таким образом, перед ребенком встает задача подстроить свое дыхание под движение кисточки на заборе.

Рис. 2. Вертикальное закрашивание забора.

Как показывает опыт, учитывая игровое содержание сюжета, задача выполняется легко и без принуждения.

На основе поступающей с помощью БОС информации о взаимной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, и диафрагмально-релаксационного тренинга в игровом стиле под контролем учителя здоровья, у ребенка формируется навык управления своим ДАС и психофизиологическими параметрами организма, что необходимо для его общего и интеллектуального развития.

(Слайд 8) Оптимальный ритм дыхания детей 3-7 лет – 12 дыханий в минуту. Длительность одного дыхания 5 секунд из которых вдох – 1,5 секунды, а выдох – 3,5 секунды.

Занятия проводятся по подгруппам от 4 до 6 человек или индивидуально.

Инновационная технология Александра Афанасьевича Сметанкина «БОС -здоровье», предназначена не только для оздоровления, но и для обучения по различным направлениям воспитания и образования детей дошкольного возраста. Эта технология включает в себя два одновременных процесса обучения и оздоровления, что позволяет повысить эффективность подготовки детей к школе.

(Слайд 9) Методическое обеспечение технологии «БОС»

В комплект для дошкольников входят книги и учебные электронные пособия, предназначенные для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, в обычных и логопедических группах, а также для занятий родителей с детьми:

«Здоровая математика", «Здоровая азбука», «Окружающий мир».

+ ДИСК

Учебно-электронные пособия дают возможность ребенку изучать материал в ритме оптимального дыхания на фоне игровых сюжетов. Настраиваясь на данный ритм, ребенок, самостоятельно приводит в норму важнейшие функции организма, что ведет к складыванию и совершенствованию благоприятного фона для изучения и закрепления материала.

(Слайд 10) Так что же дает Дыхание по Сметанкину для оздоровления ребенка?

Показателями эффективности данной методики является:

снижение заболеваемости гриппом и ОРЗ в осенне-зимний период в 3-4 раз;

основа правильной и красивой речи;

оздоровление организма в целом.

Что дает Дыхание по Сметанкину для образования ребенка?

существенно повышается эффективность усвоения детьми учебного материала,

улучшается поведение;

улучшается внимание и память.

(Слайд 11) Заинтересовавшись данной технологией, мы приобрели учебно-электронные пособия : «Здоровое дыхание», «Здоровая азбука», «Окружающий мир». Изучив положительный опыт коллег в Интернет ресурсах, решили применить в нашем детском саду современную инновационную здоровьесберегающую технологию А. А. Сметанкина.

Так как наш детский сад имеет только программно – методическое обеспечение технологии «БОС - здоровье» занятия с детьми мы проводим без приборов биологически обратной связи. Наши занятия называются «урок здоровья», проводятся во второй половине дня, по подгруппам (6 человек, 2 раза в неделю в старшей логопедической группе. Длительность занятий составляет 12-15 минут. На уроке здоровья, по методике БОС «Дыхание», с использованием информационно - компьюторных технологий мы обучаем детей навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания.

(Слайд 12) Но прежде, чем перейти к работе с биотренажером мы провели несколько теоретических занятий раздела "Познай себя" : "Что такое сердце"; "Как дышит человек", "Сердце и легкие друзья" и т. д.

(Слайд 13) Затем учились освоению техники диафрагмального дыхания. Инструкция по проведению дыхательной гимнастики следующая: на легком вдохе через нос ребенок надувает живот как шарик с последующим плавным переходом на равномерный и продолжительный выдох; на выдохе ребенок возвращает живот в исходное положение как будто «сдувает» его как шарик. Вдох делаем через нос коротким, а длительный выдох через слегка приоткрытый рот. Дыхание должно быть свободным и плавным. Контроль за дыханием дети осуществляют руками, которые находятся на груди и на животе.

(Слайд 14) После того, как у детей установилась правильная координация на вдохе и выдохе приступили к работе на экране, используя тренировочный игровой сюжет «Столбик». Это сюжет обеспечивает понятный каждому человеку алгоритм тренируемого дыхания, через зрительную и слуховую связь.

Инструкция: Вдох – шторка на столбике поднимается вверх, закрывая его. Выдох – шторка опускается вниз.

Работа с детьми проводится под постоянным контролем, за правильностью выполнения дыхательных движений. Нужно отметить, что выработка навыков у детей занимает меньше времени, чем у взрослого. Так как дыхательные стереотипы еще жестко не закреплены.

Такие тренинги на биотренажере очень полезны гиперактивным и невнимательным детям, так как идёт лучшее насыщение мозга кислородом.

(Слайд 15) Хочется отметить, что за небольшой промежуток времени у детей наметилась положительная динамика:

со стороны общего состояния: дети стали более спокойными, устранилось избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение, повысилась самооценка. ;

улучшилось качество речевого дыхания (исчезло придыхание, выдох стал более длительным, плавным и равномерным, артикуляции (стала более пластичной и координированной).

(Слайд 16) Таким образом, применение методики БОС "Дыхание" повышает эффективность занятий за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребенка, позволяет быстрее устранить речевые нарушения, расширяет возможности логопедической работы. Так же хочется отметить важность выработки у детей диафрагмально-релаксационного дыхания, как базы для развития правильной речи.

(Слайд 17) Благодарю за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Применение моего хобби в работеПрименение моего хобби в работе Вязанием я занимаюсь давно: со второго класса, когда впервые взяла в руки крючок. Но вот вязание игрушек (амигуруми) пришло ко мне три года.

Применение технологии ТРИЗ. Фрагмент непосредственно образовательной деятельности «Морские обитатели» 1с. – Здравствуйте, уважаемые гости! Меня зовут Осетрова Е. А. Я являюсь воспитателем средней группы МКДОУ «Куртамышского детского сада №7».

Справка о взаимопроверке в старшей группе по теме «Применение технологии проектов в образовательной деятельности» Справка о взаимопроверке в старшей группе №2 по теме: «Применение технологии проектов в образовательной деятельности дошкольников.».

Инновационные технологии применяемые в работе по развитию речи с дошкольниками в соответсвии с требованиями Госо Республики Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические.

Консультация для воспитателей «Что такое фольклор и его применение в работе ДОУ» Слово «фольклор» в переводе с английского языка означает «народное знание», «народная мудрость. Проще говоря «фольклор», это всё, что создано.

Консультация для воспитателей на тему: «Применение дошкольниками математических знаний в играх-занятиях» Закрепление и обобщение математических знаний происходит на разных занятиях. Так, на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности.

Краткая статья на тему «Применение ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками» XXI век- век стремительных перемен и кардинальных преобразований. Нашим воспитанникам предстоит жить и трудиться в этом новом мире. И насколько.

Мое хобби-вязание, применение в работе с детьмиМое хобби-вязание, применение в работе с детьми Вязать меня научили в школе, мне было 9 лет. По началу, я с энтузиазмом обвязывала кукол. Старые вещи, которые можно было распустить, обязательно.

Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками Без преувеличения каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым и успешным, но многие семьи с детьми дошкольного возраста.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками Желаю Вам цвести, расти, Крепить свое здоровье Оно для дальнего пути – Главнейшее условье. С. Я. Маршак. От состояния здоровья детей во.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение технологии «БОС-здоровье» в работе с дошкольниками
Опубликовано: 3 июня 2016 в 11:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД