Папки-передвижки

«Проект практических мероприятий по энергосбережению»

Татьяна Анисько
«Проект практических мероприятий по энергосбережению»

Введение.

В наше время ограниченность ресурсов Земли становится одной из наиболее актуальных проблем. Но многие ли задумываются над предупреждениями ученых о том, что развитие человечества перестает быть устойчивым? Если спросить, слышал ли ты о том, что в ближайшем будущем перед миром реально станет проблема нехватки пресной воды, то многие подумают: «Разве в нашей стране, «краіне блакітных рэк і азер», такое возможно? Вряд ли это затронет лично меня”. Ведь мы привыкли, открыв водопроводный кран, получать неограниченное количество воды для бытовых и прочих нужд в любое время. Так, может быть, пришла пора изменить свое отношение к пользованию ресурсами и начать их беречь? Беречь цветок под ногами, беречь воздух и воду, беречь свой дом и город, беречь друг друга?

Публикация «„Проект практических мероприятий по энергосбережению“» размещена в разделах

Можем ли мы, педагоги, сделать что-то для сохранения природных ресурсов Беларуси уже сейчас? С уверенностью говорим: Да! Перед педагогом дошкольного учреждения встает вопрос: “Как помочь ребенку с дошкольного возраста усвоить азбуку заботливого и бережного отношения к богатствам Земли, к тому, что создает человек и природа?” [6] Из каких «кирпичиков» выстроить систему работы по воспитанию культуры энергосбережения в дошкольном учреждении? Как помочь ребенку дошкольного возраста усвоить азбуку заботливого и бережного отношения к богатствам земли, к тому, что создает человек, каким образом экономя электроэнергию, газ, каждый из нас экономит труд многих и многих людей, преумножает богатства страны? Как сделать образовательный процесс не оторванным от практики и реальной жизни? Как вовлечь взрослых в образовательный процесс?

Попробуем выстроить систему воспитания бережливых и экономных малышей не с помощью запретов и нравоучений, а увлекая малыша в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализации этой задачи поможет проектная деятельность. Методика работы в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту используются разнообразные активные формы, построенные на игре. Дети играют, не подозревая, что усваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Очень важно приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, ее богатствам.

Объект исследования – воспитание экономии и бережливости

дошкольников.

Предмет исследования - процесс воспитания бережливости у

детей дошкольного возраста.

Вид проекта : познавательный

Продолжительность проекта : долгосрочный

(октябрь 2016)

Участники проекта : педагоги, дети средней и

старших групп, родители.

Цель проекта – Формировать устойчивую мотивацию к энергосберегающему образу жизни и основ бережного отношения к использованию энергоресурсов.

Задачи проекта :

• формировать навыки рационального использования природных и энергетических ресурсов (воды, тепла, электроэнергии, природы в целом);

• расширять знания детей об экономической культуре;

• воспитывать ответственное отношение к сохранению ресурсов, повышать экономическую грамотность родителей.

Предполагаемый результат:

• дети владеют элементарными навыками экономии, понимают необходимость бережного отношения к природным и энергетическим ресурсам, под руководством взрослого умеют правильно поступать в реальных жизненных ситуациях;

• родители проявляют интерес к содержанию энергосберегающей работы с детьми, участвуют в совместных мероприятиях.

Методы реализации проекта :

• наблюдения;

• беседы;

• игры;

• художественное слово;

• творческая деятельность;

• рассматривание проблемных ситуаций;

• решение логических задач;

• поисковая деятельность;

• развлечения;

• создание обогащённой развивающей среды в группах;

• анкетирование, опрос;

• участие родителей в работе по экономическому воспитанию.

Реализации проекта :

Первый этап - подготовительный

Педагоги:

- изучение научно-методического обеспечения (художественная и методическая литература).

- выделение задач, организация работы над проектом.

-систематизация информации по теме.

- изготовление в группе необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);

- подготовка наглядных пособий.

-выбор форм и методов реализации проекта.

Дети:

-Чтение и рассматривание иллюстраций журналов, книг и энциклопедий по теме проекта.

-Чтение художественной литературы по теме.

-Беседы об электричестве, свете, воде с опорой на жизненный опыт.

-Наблюдения за деятельностью взрослых в использовании воды, электричества в быту.

- поисковая деятельность по теме

- использование дидактических игр по теме проекта.

Родители:

-проведение бесед о пользе электричества в быту, на улице, о подаче тепла в доме, о воде и ее значимости.

Наблюдение за работой электросчётчика и счетчика воды.

-подбор загадок об электроприборах, электричестве, воде.

-анкеты для родителей

-совместный с ребенком сбор материала по теме из периодической печати, художественной литературы.

Второй этап - исследовательский.

Педагоги:

- изучение полученных детьми знаний и умений.

- организация исследовательской деятельности.

-изготовление атрибутов, карточек-схем для занятий, наблюдений, экспериментов.

-подготовка выставки «Мы – за бережливость».

- тематический план работы по энергосбережению

- план мероприятий к проекту.

Дети:

- конспекты занятий: «Кому нужна вода», «Что мы знаем о воде» [5], «Удивительная встреча с электрончиком», «Приключения лампочки», «Где работаем, живем, тепло, свет, воду бережем!», «Природа - наш дом» «Загадки тепла», «Подружись с Капелькой» [Приложение 1]

-наблюдение «Где в нашей группе живёт электричество», «Как мы видим электричество», эпизодические наблюдения «Чтобы зря не горели лампочки», наблюдение за освещением улицы, «Кому нужно тепло?»; наблюдения за дождем, за росой, за паром, рассматривание иллюстраций «Предметы бытовой техники, фотографии лампочек», рассматривание карты мира (глобуса, сравнительный анализ «Вода-суша».

-дидактические игры: «Живое-неживое», «Круговорот воды в природе», «Хорошо или плохо», словесная игра «Рифмовки», «Закончи предложение», «Найди подходящие предметы», «Где живет лампочка?» [Приложение 2]

-опыты: «Теплый-холодный», «Где живет теплота?», «Вода жидкая, может течь», «У воды нет запаха, формы, вкуса», опыт с лампочкой, «Сколько стоит электричество?» [Приложение 3]

-беседа «Экономим тепло», беседа-рассуждение» Вода - источник жизни», познавательная беседа «Почему Беларусь называют «синеокой»?», «Тепло и его роль в жизни человека», этическая беседа «Что значит быть бережливым?» [Приложение 4]

-чтение экологических сказок: «Необычайные приключения Ани и Вани», «Как лиса и волк узнали об электричестве», «Волшебная лампочка», «Сказка о пропавшей воде», «Мамины берегоши», стихи, пословицы, загадки о воде, тепле, свете; [Приложение 5]

-Решение логических проблем: «Почему заболела река?», «Как перенести воду в решете? Как можно использовать электрическую лампочку?», «Отчего кружка стала теплой?»

- Оформление выставки детского творчества по теме «Мы - за бережливость»

- Акция «Мы- маленькие берегоши».

- разработаны сценарии праздников, досугов: «Мой совет совсем несложный» «Праздник бережливых»«Как подружилась тучка с водой»

Родители:

участие в организации среды по теме проекта

- сочинение совместных с ребенком рассказов, сказок по теме

- изготовление атрибутов для занятий по проекту

-оформление зарисовок эпизодов сказки, изготовление плакатов, рисунков» Мы за бережливость»

-Памятки, консультации: «Безотходная технология на кухне», «Домашняя экономика», «Вещи должны нам служить», «Вторичные ресурсы начинают путь из дома», «И светит и греет», умные рекомендации для пап и мам «Энергосбережение»

-Анкеты, с целью выяснить отношение семьи к энергосбережению.» [Приложение 6]

-Домашнее задание: «Сколько электролампочек используется в доме?», «Объём использованной воды для утреннего умывания», «Анализ потребления электроэнергии, воды и газа в семье по показаниям счётчиков», «Расчёт электроэнергии, потребляемой семьёй за сутки»;

- Читайте вместе с детьми.

-Изготовление родителями совместно с детьми карточек -напоминалочек по энергосбережению и размещение их в соответствующих местах дома;

Заключительный этап

Педагоги:

-анализ проведенной работы «Мы - за бережливость»

-организация выставок, акций «Свет, газ, воду бережем. Экономно мы живем!».

-оформление тематических уголков «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!», «Берегите воду!»

- презентация «Мы – за бережливость» [Приложение 7].

Дети:

Конкурс стихов «Мы поем не песнь, а оду тем, кто экономит воду»

-Вечер загадок «Бабушка - загадушка»

-Интеллектуальная игра «Умники и умницы», «Я знаю все»

-Музыкальное занятие-развлечение «Как подружилась тучка с солнышком»

-Выставка детских работ «Мы – за бережливость».

Родители:

- участие родителей в конкурсах, выставках: «Мы – за бережливость»

- пополнение страничек из опыта семейного воспитания «Азбука безопасности и бережливости»

- Рекомендации «Правила экономного пользования водой, теплом и электроэнергией»

- Кроссворды: «Приключения капельки», «Наши друзья – электрические приборы»

- Проведение исследовательских акций в семье «Экономия в действии в нашей семье»;

Приложение 1

Словесная игра «Закончи предложение»

Цель: закрепить представления детей о способах экономии электроэнергии; стимулировать развитие логического мышления, связной речи.

Игровые действия: придумывать разнообразные ответы на заданный вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.

Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.

Ход игры

У меня есть конверт с вопросами. Давайте попробуем ответить на них.

- Новая сберегающая лампочка лучше, потому что (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т. д.)

- Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что….

- Электроэнергию надо беречь, так как…

- Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что….

- Если не выключать свет днем и ночью, то…

- Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…

- Фонари на улице перестали светить, поэтому…

Словесная игра «Верно ли?»

Цель: уточнить представления детей о безопасном обращении с электрическими приборами, о бережном энерго и теплоиспользовании.

Ход игры

Педагог читает предложение. Если дети согласны, то хлопают в ладоши. Если не согласны с высказыванием – топают ногой.

Верно ли что….

- уходя, нужно выключать свет?

- можно выключать электроприборы из розетки, потянув за провод?

-нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим проводам?

- нельзя сушить на батарее одежду и бельё?

- надо оклеивать окна на зиму?

- надо вытирать пыль с лампочек, чтобы они ярче светили?

- когда находишься дома, надо включать все электроприборы?

- надо пользоваться энергосберегающими лампочками?

- нельзя вставлять посторонние предметы в розетку?

Игра «Где живет лампочка»

Цель: закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место её на предмете с помощью маленького символа, объяснить её назначение.

Материал: картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.

Ход игры

Найти на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Нужно обозначить эту картинку красным кружочком. Объяснить, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.

Воспитатель предлагает детям картинки, на которых изображены: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковёр, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, миксер и др.

Игра «Найди подходящие предметы»

Цель: закреплять представления детей о способах действия с различными электрическими приборами; стимулировать развитие мыслительных логических операций, связной речи.

Игровые действия: выбираются две команды. Команда «Хорошо» называет положительные стороны использования того или иного бытового прибора. Команда «Плохо» находит отрицательные моменты в использовании того же прибора.

Материал: картинки с изображением разнообразных бытовых приборов и аналогичных бытовых предметов.

Ход игры

Выбрать из набора картинок пары предметов, подходящих друг другу по действию. Например, пылесос, выбивалка, веник.

Пылесос - хорошо: чистит быстро, легко, собирает мусор и пыль внутрь в специальный мешочек

Плохо: тратит электроэнергию, шумит, без электрического тока не работает

Веник, выбивалка – хорошо: не тратит электроэнергию

Плохо: требуется сила человека, много движения, пыль и мусор летят в разные стороны, громкий звук ударов по ковру мешает другим людям

-Холодильник – кладовка, погреб;

- Электрочайник – обычный чайник;

- Стиральная машина – таз с водой;

- Посудомоечная машина – кухонная раковина;

- Миксер электрический – миксер механический, венчик;

- Тостер - сковорода

Приложение 2

ОПЫТЫ и ЭКСПЕРИМЕНТЫ

«Вода»

Цель: создание условий для формирования у детей бережного отношения к использованию водных ресурсов.

Опыт 1 ”Вода жидкая, может течь”

Цель: формирование представления о том, что вода жидкая и имеет свойство течь.

Материал: 2 стаканчика. Один с водой, другой пустой.

Действия: предложить детям аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.

Вывод: вода жидкая, поэтому она может течь. [18]

Опыт 2 ” Вода не имеет формы”

Цель: формирование представления о том, что вода не имеет формы.

Материал: емкости различной формы.

Действия: предложить детям налить воду в одну из емкостей, посмотреть, какую она приняла форму; затем, из этой емкости перелить в другую и посмотреть, как изменилась ее форма; разлить воду на плоскую поверхность и проверить, какую форму примет она теперь.

Вывод: вода не имеет формы, а принимает форму того предмета, в котором находится.

«Тепло»

Цель: создание условий для формирования у детей основ бережного отношения к использованию тепла. [18]

Опыт 1 ”Теплый, холодный”

Цель: ознакомление с предметами, по - разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый теплый.

Материал: деревянные, металлические, пластмассовые предметы.

Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить на ощупь, какой предмет самый теплый.

Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее. [18]

Опыт 2 ”Где живет теплота?”

Цель: закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи).

Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твердый, мягкий, жидкий).[18]

Приложение 3

Познавательная беседа «Тепло и его роль в жизни человека»

Цель: формировать у детей представления о том, что такое тепло и каково его значение в жизни человека.

Вопросы для беседы:

Можем ли мы увидеть тепло?

Как мы можем его ощутить?

Что бывает тёплым?

Сможем ли мы прожить без тепла?

Как тепло помогает человеку?

Что лучше сделать, чтобы сохранить тепло в доме?

Откуда к нам приходит тепло?[18]

Решение проблемной ситуации «Отчего кружка стала тёплой?»

Цель: упражнять детей в установлении причинно – следственных связей.

Вопросы для беседы:

Как можно согреть кружку?

Чем быстрее нагреть кружку?

Из какого материала кружка нагревается быстрее?

Как сохранить тепло в кружке?[18]

Рассматривание карты мира или глобуса

Цель: формировать умение проводить сравнительный анализ, опираясь на карту или глобус и делать выводы по предложенной теме.

Материал: карта мира или глобус.

Вопросы для беседы:

Чего больше на планете Земля, воды или суши?

Как это определить?

Сколько материков и сколько океанов на планете Земля?

Каким цветом обозначается вода на карте (глобусе?[18]

Познавательная беседа «Почему Беларусь называют «синеокой?»

Цель: Формировать умение ориентироваться в физической карте Беларуси, конкретизировать знания о водных богатствах нашей страны.

Вопросы для беседы:

Что обозначают синие линии и голубые пятна на карте нашей страны?

Какие реки на территории Беларуси вы знаете?

Назовите самые крупные озёра?

Почему нашу Беларусь называют «синеокой»?[18]

Решение логической проблемы «Как перенести воду в решете»

Цель: развивать интерес к явлениям неживой природы, упражнять в построении логических связей между явлениями неживой природы и согласовании слов в предложении, создавать условия для развития воображения и творческого мышления.

Вопросы для беседы:

В каком состоянии бывает вода?

При помощи чего можно перенести воду с одного места на другое?

Можно ли удержать воду голыми руками? Почему?

Как унести воду в решете и при этом не разлить ни одной капли?

Аналитический доклад, составленный воспитателем и детьми по итогам исследовательской работы «В каком виде вода существует в природе?»

Домашнее задание: выяснить вместе с родителями из разных источников: «В каком виде вода существует в природе?»[18]

Этическая беседа «Что значит быть бережливым?»

Цель: формировать у детей ответственность и необходимость экономии энергоресурсов.

Вопросы для беседы:

Что такое бережливость?

Что нужно беречь?

Как вы бережёте тепло, электроэнергию и воду дома?

Что для этого нужно делать?

Считаете ли вы себя и свою семью бережливыми?[18

Приложение 4

Пословицы и поговорки

- Бережливость – лучшее богатство.

- Государственное береги, а свое и само сбережется.

- Копейка рубль бережёт.

- Чего не припасешь, того и не будет.

- Днем фонарь не нужен.

- Бережливая вещь два века живёт.

- Капля мала, а по капле – море.

- Бережливость дороже богатства.

- Лучше свое поберечь, чем чужое прожить.

- Чужое береги пуще своего.

- Запасливый лучше богатого.

- Чтобы быть богатым, надо уметь экономить.

- Где бережливость – там богатство.

- Всякий дом хозяином держится.

- Кто не бережет копейки, тот сам не стоит рубля.

- Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

- По крупице и птица собирает, а сыта бывает.

- Курица по зернышку клюет, да сыта живёт.

- По капельки море, по зернышку ворох.

- По капельки море, по былинке стог.

- Полено к полену – костер.

- Вода и мельницу ломает.

- Не доходом люди богатеют, а расходом

Приложение 5

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Необходимо ли экономическое воспитание Вашему ребенку?

___

2. Считаете ли возможным уже сейчас дать ребенку основы

Экономического воспитания___

3. Привлекаете ли Вы своего ребенка к распределению семейного бюджета? Каким образом Вы это делаете?

А) всей семьей планируем расходы

Б) иногда выслушиваем мнение ребенка

В) ребенок еще мал для этого

4. Перечислите источники получения информации по экономическому воспитанию?

А) по телевидению

Б) по радио

В) в периодической печати

Г) из книг и специальной литературы

Д)другое___

5. Нуждаетесь ли Вы в экономическом всеобуче? ___

6. Привлекаете ли Вы своих детей к экономному отношению к воде, теплу и электроэнергии? ___

7. Всегда ли сами экономите свет, тепло и воду?___

8. Какая профессиональная помощь от педагогов дошкольного

учреждения Вам необходима?

___

Спасибо! Желаем успехов в воспитании детей!

Ресурсное обеспечение проекта :

- нормативно-правовое:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. -Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011.- 400 с.

2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики

- научно-методическое:

1 Глазырина Л. Д, Н. В. Зайцева, В. М. Теленченко. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста. – Минск: Бестпринт,2001 стр. 75,80,58,63

2. Грибок Т. «Почему воду нужно беречь» Журнал «Пралеска»№ 12,2013 стр. 20-26

3. Денисова В. «В атмосфере экономии и бережливости» Журнал «Пралеска»№ 3,2012 стр. 20-27

4. «Домашняя экономика для детей и взрослых». Сост. Вергейчик М. Н. ,Деревяго Т. В. ГП «Белэнергосбережение»Минск,1999

5. Заскевич И. «Загадки света и тепла» Журнал «Пралеска»№ 7,2008 стр. 18-

6. Заскевич И. «Уроки бережливости» Журнал «Пралеска»№ 3,2009 стр. 33- 36

7. Злобенко Г., Г. Пальскова Г. Играя - обучаемся энергосбережению. - Минск,2000.

8. Злобенко Г. П., .Мохов Д. М., Пальскова Г. А., Мишуткина И. Б, Макаед Л. П. Учимся беречь энергию. - Минск. ООФ «Экомир»,2000.

9. Кулигина Л. «Воду мы беречь должны» Журнал «Пралеска»№ 6,2014 стр. 65

10. Ладутько Л. К., С. В. Шкляр. Ребенок познает мир природы. – Минск: УП «Технопринт»,2005. Стр. 106-113,126

11. Ладутько Л. К., Р. Барсукова «В наших силах этот мир сберечь» Журнал «Пралеска»№ 4,2010 стр. 2-15

12. Минчук Г. «Что в решете не унесешь» Журнал «Пралеска»№ 1,2009 стр. 47

13. «Мы дружим с природой. Методическое пособие для проведения занятий по экологии в дошкольных учреждениях (из опыта работы яслей –сада № 565 «Лiхтарык» г. Минска», Международное общественное объединение «Экоюрэксперт» программ ПРООН-ГЭФ Минск,2002 стр. 3-13

14. Пиляк М. «Где работаем, живем, тепло, свет, воду бережем!» Журнал «Пралеска»№ 12,2008 стр. 27-28

15. Савич Н., ШатькоЕ. «Гномики - экономики» Журнал «Пралеска»№ 12,2009 стр. 31-32

16. Торвинен С. ,Заскевич И. «В нашей школе Берегоши» Журнал «Пралеска»№ 6,2008 стр. 14-20

17. Учебная программа дошкольного образования

18. Чабаненко Л. В. «Наше богатство в наших руках:метод. пособие для педагогов учреждений,обеспечивающих получение дошк. образования-Минск:Зорны верасень,2009.-88 с. +1 электрон. диск

- материально-техническое: материально-техническая база учреждения дошкольного образования

- финансовое: финансирование на пополнение оборудования в соответствии с Перечнем средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, спортивного инвентаря, надворного оборудования детских игровых площадок для учреждений дошкольного образования.

Публикации по теме:

Сборник практических рекомендаций для родителей будущих первоклассников Сборник практических рекомендаций для родителей будущих первоклассниковИгры на развитие мелкой моторики *Если вы печете пироги, предложите.

Цикл бесед с детьми среднего дошкольного возраста по энергосбережению «Вот какой рассеянный» Цикл бесед с детьми среднего дошкольного возраста по энергосбережению "Вот какой рассеянный" Выполнила: Полякова Елена Сергеевна воспитатель.

Конспект занятия по энергосбережению «Умный дом для малыша Гео» для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формирование понимания единства человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов; продолжать формировать у.

Конспект занятия по энергосбережению в старшей группе «Энергосбережение — это наше будущее!» Цели и задачи: - обобщать знания детей об электричестве; - расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;.

Конспект занятия по энергосбережению в старшей группе «Как сохранить тепло?»Конспект занятия по энергосбережению в старшей группе «Как сохранить тепло?» Программные задачи: дать представление о тепле и его источниках, способах его сбережения, развивать познавательную активность в экспериментальной.

НОД по энергосбережению «Бережём тепло и свет» ЗАНЯТИЕ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ «БЕРЕЖЁМ ТЕПЛО И СВЕТ». Средняя группа. Цель: продолжать знакомить детей с окружающим миром, электроприборами;.

Презентация практических достижений «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники» 1 слайд Визитная карточка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка- детский сад №7 Майорова.

Проект мероприятий в старшей группе «Читайте детям книги» Тема: «Читайте детям книги» Разработчик: Анисимова И. Г. Тип проекта: познавательно – творческий Продолжительность проекта краткосрочный.

Сценарий детского развлечения по энергосбережению «Сбережем планету» Цели и задачи: 1. Познавательные: Познакомить детей и родителей с проблемой энергосбережения. 2. Развивающие: Развивать творческие способности.

Занятие по энергосбережениюЗанятие по энергосбережению Традиционно с 7 по 11 ноября проводится международная неделя по энергосбережению. Ни для кого не секрет, что природные ресурсы неисчерпаемы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Проект практических мероприятий по энергосбережению»
Опубликовано: 7 декабря 2016 в 21:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД