Лучший педагог года

Презентация практических достижений «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники»

Мария Осокина
Презентация практических достижений «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники»

1 слайд

Визитная карточка

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение Центр развития ребёнка- детский сад №7

Майорова Мария Сергеевна

Педагогический стаж: 9 лет

Профессиональное кредо:

«Ребёнок любит только того, кто его любит, и его можно воспитывать только любовью». Ф. Э. Дзержинский

Городской округ г. Бор 2016 год

2 слайд

Тема презентации

«Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники»

Публикация «Презентация практических достижений „Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники“» размещена в разделах

3 слайд

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Научно- исследовательские условия

Мнемотехника как средство развития связной речи по мнению великих педагогов:

С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин рассматривают наглядность, как один из факторов облегчающих процесс становления связной речи «… рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия».

Л. С. Выготский выделяет в качестве второго вспомогательного фактора «создание плана высказывания». Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно- графическими схемами; Т. А. Ткаченко- предметно-схематическими моделями; Л. Н. Ефименкова- схемой составления рассказа.

4 слайд

Методические условия

• Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек

• Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

• Стукалина В. П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета.

• Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники

5 слайд

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования :

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Решение данных проблем на современном этапе возможно при условии преобразования процесса обучения в интересную, занимательную, развивающую деятельность.

6 слайд

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Теоретическая основа базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии. (В. А. Козаренко «Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано»»)

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы: 1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

7 слайд

Цели и задачи педагогической деятельности.

Цель: Содействие развитию произвольной памяти у детей 4-5 лет на основе заучивания стихотворений с помощью мнемотехники.

Задачи: Развивать связную и диалогическую речь.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

Обучать детей правильному звукопроизношению.

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

8 слайд

Ведущая педагогическая идея

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский

9 слайд

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотаблица как своеобразный зрительный план для создания монологов, помогает детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблица как дидактический материал по развитию связной речи детей использую для :

- формировании культурно-гигиенических навыков,

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при отгадывании и загадывании загадок,

- при заучивании стихов,

- систематизировании знаний о сезонных изменениях.

10 слайд

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

11 слайд

Совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и др.

1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;

2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;

3) Интеграция детской деятельности.

II. Комплексно-тематический принцип:

1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;

2) Виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;

3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.

12 слайд

Технология реализации опыта (средняя группа)

Составление описательных рассказов

Пересказ художественной литературы

Заучивание стихотворения

13 слайд

Работа с родителями

Родительское собрание на тему «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники»

14 слайд

Результаты:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

=словарный запас выходит на более высокий уровень;

=дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

15 слайд

Литература

1. Барсукова Е. Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.

2. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.

3. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

4. Малетина Н. С., Пономарёва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.

6. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.

Источники иллюстраций Фотографии из личного архива Майоровой М. С.

16 слайд

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Игры, направленные на развитие связной речи у дошкольников Цель:Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию.

Использование мнемотехники при формировании связной речи у детей дошкольного возраста Формирование речи у детей дошкольного возраста является очень важной и трудно решаемой задачей. Успех ее решения необходим для подготовки.

Конспект занятия с элементами мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Цель: расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, подвести к пониманию обобщающих слов «овощи» и «фрукты». Задачи: 1. Образовательные.

Использование мнемотехники в связной речи В настоящее время все более актуальной становится проблема формирования связной речи у детей. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами,.

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников» Отчет по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников» Анна Александрова Отчет.

Развитие связной речи дошкольников . Противоречие в том, что в благоприятный период развития и обогащения речи ребенок описывает предмет (явление, событие) парой слов; рассказывает.

Развитие связной и диалогической речи у дошкольников методом наглядного моделирования Учить ребёнка рассказывать—значит формировать его связную речь. Происходит совершенствование всех сторон устной речи. Всё это необходимо.

Развитие связной речи дошкольников через наглядное моделирование В дошкольном возрасте очень важным является развитие речи ребёнка. Это является важным условием умственного воспитания дошкольника. В своей.

План работы по самообразованию «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» Актуальность исследования Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники 1.2. Актуальность опыта Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация практических достижений «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники»
Опубликовано: 22 ноября 2016 в 21:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД