МААМ-картинки

Проектирование реализации технологии социального партнёрства с родителями в условиях ФГОС

Валерия Матвейкина
Проектирование реализации технологии социального партнёрства с родителями в условиях ФГОС

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребёнка, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми и знающего их проблемы- привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.

Публикация «Проектирование реализации технологии социального партнёрства с родителями в условиях ФГОС» размещена в разделах

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. ФГОС ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что безучастия одного, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены. Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагогов ДОУ являются родители наших воспитанников.

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников. Получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Социальное партнерство семьи и ДОУ необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка. Актуальность данного направления обусловлена тем, что реализация первой ступени образования современным ребенком - дошкольником возможна только в случае разработки организационно - методических условий построения образовательного процесса в семье и детском саду на основе партнерских отношений данных субъектов.

Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».

Необходимо создать цепочку взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми и содружественно-конструктивными.

Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности, у родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка.

Цель – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (ФГОС)

2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.

4. Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

-Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Необходимо проявить человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

2. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

3. Продуманность. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

4. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны. Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем.

А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

5. Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

6. Обязателен и необходим учет типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Наиболее распространённые формы работы с родителями:

1. Педагогическое просвещение родителей : беседы, консультации, «устные журналы».

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

4. Формирование мобильности родительской общественности:

Творческие мозаики, семейные марафоны театрализованные представления, детско-родительские проекты, встречи с интересными людьми, благотворительные акции, походы выходного дня, участие в семейных конкурсах и соревнованиях.

Важное место во взаимодействии ДОУ и семьи занимает организация культурного досуга. Его основное назначение - передача социального опыта, опыта семейного воспитания, вовлечение как детей, так и родителей в различные совместные виды деятельности культурно-досуговой направленности. Конкурс семейных талантов, альбомы семейного успеха, секретов воспитания, творческие мастерские, консультации – игротеки.

При подготовке данных мероприятий (оформлении тематических выставок, посещении музеев, театров и др.) родители, дети и педагоги становятся духовно ближе друг к другу.

5. Формирование авторитетности родительской общественности :участие родителей в Совете ДОУ, вовлечение их в образовательную деятельность.

Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей задачи организации работы с родителями.

Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, возможно эффективнее решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даёт положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Реализация модели социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:

1. Создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

2. Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

3. Снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;

4. Признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

5. Повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

6. Гармонизация детско-родительских отношений; эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов.

7. Повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения; участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения; участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного учреждения;

8. Сотрудничество родителей «неорганизованных детей» раннего и старшего дошкольного возраста с учреждением.

Социально - педагогическое партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия, ориентируется на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать отношения семьи, общества и государства.

Главной целью реализации семейных проектов является решение проблемы укрепления семьи и активизации ребенка в совместном творчестве с взрослыми. Педагоги – участники проекта помогают создать условия для успешной его реализации для всех, без исключения, семей, учитывая индивидуальность каждого участника проекта.

Семейные проекты - одна из эффективных форм работы в ДОУ. Они позволяют организовать образовательную деятельность в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС, а именно, обогащают детское развитие, удовлетворяют индивидуальные потребности, как ребенка, так и семьи, содействуют сотрудничеству взрослых и детей, за ребенком признается его полноценность в образовательных отношениях. В семейных проектах реализуется принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям

Социально - педагогическое партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Он ориентирован на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрывается его личностный потенциал, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения в семье, обществе и государстве.

ПРОЕКТ «МАМА, ПАПА, Я-ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

[/i]

Тип проекта: Краткосрочный

Актуальность:

Семья- это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни, частью которого является. Уходят в прошлое семейные традиции и праздники. Современный ритм жизни, занятость родителей, наряду с низким уровнем их психолого-педагогической культуры, существенно искажают и упрощают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в формальном общении родителей с детьми, исчезновении совместных форм деятельности, дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу.

Цель проекта:

Формировать у детей понятие «семья», представления о её значимости, воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любить друг друга и заботиться о родных и близких, сблизить детей и родителей. Способствовать укреплению взаимоотношений между ребёнком и семьёй, детей и воспитателей, родителей и педагогов.

Помочь родителям, вызвать у них интерес к постоянному общению с ребёнком, обогащая его внутренний мир, через чтение народных и авторских сказок и совместную продуктивную и творческую деятельность

И главный результат, на который нацелена вся работа, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла

Задачи проекта:

1. Учить определять родственные отношения между членами семьи.

2. Формировать у детей представления о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях, показать ценность семьи и семейных традиций.

4. Развивать творческие способности детей и родителей в

процессе совместной деятельности.

Состав группы: воспитатель, воспитанники группы, родители.

Предполагаемый результат:

1. Осознание понятия «семья»

2. Дети получат необходимую информацию о своей семье,о профессиях родителей; ; представлениями о родственных отношениях

3. Знакомство со своими правами и обязанностями

4. Научаться совместно с родителями составлять родословную семьи.

5. Повышение компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.

6. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.

7. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Этапы реализации проекта:

1 этап – предварительный:

1. поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;

2. подбор литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;

3. рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья».

4. просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».

5. Информирование родителей о проекте, обсуждение возможных результатов: проводится несколько встреч с родителями, опрос детей. В результате выясняется уровень знаний о своей семье. Вся дальнейшая работа направлена на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, педагогов и детей. В этом помогают такие формы работ, как коллективная совместная деятельность: составление семейных фотоальбомов, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм. Совместно с родителями можно сделать дидактические игры для детей: «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», лото «Моя семья», «Профессии».

2 этап- практический

Примерные темы НОД:

Познание, развитие речи: «Семь-Я», «Я и моя семья» ,

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» «Професии в моей семье»

«Образ моей семьи», «Семейный портрет» рисование

- «Моя дружная семья» - рисование

- «Угощение к чаю» -лепка

«Со своей семьей дружно в доме мы живем» -конструирование

Чтение художественной литературы:

«Как Вовка бабушек выручал» А. Барто

Разучивание стихов Е. Благинина «Посидим в тишине»,

О. Чусовитина «Самый лучший!»,

пальчиковые гимнастики «Наша семья», «Пальчик-мальчик»,

Русские народные сказки:

- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

- «Гуси – Лебеди»

- Чтение поговорок о семье.

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевые игры:, «Дочки-матери» «День рождения»

- «Поездка семьёй на море» «Семья» «Дом»

Дидактические игры:

«Как мы помогаем родным»;

«Родство»;

«Семья»;

«Как тебя называют ласково дома»

«Сложи картинку»

«Кто старше и кто младше?»

Настольно –печатные игры : лото «Моя семья», «Фамильное дерево»

Строительные игры:

«Дом для кукол»;

«Мебель для дома».

«Поездка семьёй на море»

Серия бесед по картинам

«Моя семья»:

- «Какая у меня семья!»;

- «Мы должны беречь друг друга»;

- «Рядом или вместе?»

- «Как хорошо играть всем вместе».

-«Встреча гостей» «Помогаю маме»

-«Как я провёл выходные» «Папа – мой лучший друг»

«Кем работают мои родители» «Как я помогаю родителям»

-Театрализованная деятельность

- «Маша и медведь». «Репка». «Теремок»

3 этап- заключительный

Презентация детьми проекта «Мама. Папа, я- Дружная семья»

Изготовление подарков для родителей.

Выставка рисунков “Моя мама”, “Мой папа”.

Анализ и обобщение результатов.

Сотрудничество с семьёй:

1. Консультации

«Читаем сказки (сказкотерапия)» с домашним заданием- сочинить семейную сказку, «Азбука вежливости»

«Ласковое воспитание (рекомендации для заботливых родителей)»

«Наша родословная»

«Народные премудрости» -о методах и опыте воспитания детей в прошлом, приметах и поверьях, связанных с темой семьи и семейного воспитания.

2. Презентация «Любимое блюдо моей семьи».

3. Конкурс семейных стенгазет «Генеалогическое древо», рисунков «Герб моей семьи»

4. Выставка поделок «Делаем вместе» -совместные работы детей и родителей

5. Семейные альбомы «Один день в детском саду и дома»; «Моя семья».

6. Родительские собрания по темам: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»; «Дом, в котором мы живем».

Деятельность с детьми и родителями

1. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта. Совместно с родителями можно сделать дидактические игры для детей: «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», лото «Моя семья», «Профессии».

2. Организация досуга для родителей «Папа - мой лучший друг» (с участием детей) .

3. Совместная экскурсия “Пусть прогулка станет интересней! ”

5. Создание группового альбома.

Публикации по теме:

Интеграция ОО «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Работа с родителями Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В РФ происходит модернизация системы образования.

Фотоотчёт о проекте социального партнёрства в рамках мероприятий, посвящённых Дню материФотоотчёт о проекте социального партнёрства в рамках мероприятий, посвящённых Дню матери В рамках мероприятий, посвящённых Дню матери, одно оказалось одним из запоминающихся. Это очередное наше социальное взаимодействие с общественными.

Областной семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОО в условиях перехода на ФГОС» (фотоотчёт)Областной семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОО в условиях перехода на ФГОС» (фотоотчёт) В Мысковском городском округе прошёл постоянно действующий семинар «Деятельность дошкольных образовательных организаций в условиях перехода.

Проектирование работы по развитию у детей 5–6 лет двигательной активности как элемента ЗОЖ в условиях реализации ФГОС до Выполнили: Гурьянова И. В. воспитатель п. Луначарский СПДС «Дружная семейка» Хальзова А. В. воспитатель п. Луначарский СПДС «Дружная семейка».

Программа социального партнёрства с родителями 2014–2015 гг. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа социального партнёрства с родителями разработана для совместной организованной работы родителей детей и.

Программа социального партнёрства с семьёй в группе раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 130» Программа социального партнёрства с семьёй.

Программа социального партнёрства с семьёй в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 130» Программа социального партнёрства с семьёй.

Программа социального партнёрства с семьями воспитанников подготовительной группы. Актуальность: концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего.

Программа социального партнёрства воспитателя с семьями воспитанников Перспективный план работы с родителями на 2011-2012 учебный год во второй младшей группе общеразвивающей направленности №12 «Теремок» Цель:.

Работа с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ Создание единого пространства для гармоничного развития личности ребенка между семьей и дошкольным образовательным учреждением, является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование реализации технологии социального партнёрства с родителями в условиях ФГОС
Опубликовано: 27 марта 2016 в 11:14
+117Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 76.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД