МААМ-картинки

Проектная деятельность с детьми по музейной педагогике

Елена Чецкая
Проектная деятельность с детьми по музейной педагогике

Актуальность.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Основной её целью является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Музейная педагогика рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.

Публикация «Проектная деятельность с детьми по музейной педагогике» размещена в разделах

Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих о периодах творчества Врубеля или Рублева и т. д. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры и искусства.

Музей играет уникальную роль в приобщении детей к культуре, формированию у подрастающего поколения системы ценностей. Музей–это место, где ребенок может узнать историю и культуру родного края, увидеть предметы культуры, быта, истории, художественные произведения, познать много нового и интересного. Это расширяет его кругозор и углубляет представление о мире. В музее создаются условия для развития у детей познавательного интереса, эмоциональной сферы, воображения, эстетического вкуса, творческих способностей. Музейное пространство воспитывает, информирует, в музее можно общаться и отдыхать.

Музейная педагогика — это одни из методов проектной деятельности, которая включена в структуру примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Поэтому знакомить детей с музеями можно через проектный метод.

Мы разработали программу по знакомству детей с музеями нашего города, за основу, которой взяли Программу «Музей - детскому саду, которую нам предлагает Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». В программе разработаны экскурсии, интерактивные игровые занятия с творческими мастерскими для детей дошкольного возраста.

Слайд

Цель проекта :

Создание условий для развития всесторонней личности ребёнка путём включения её в многообразную деятельность музея.

Слайд

Задачи проекта :

1. Формирование у дошкольников представления о музее.

2. Приобщение дошкольников к миру искусства через посещение музеев.

3. Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать «язык» музейной экспозиции.

4. Развитие художественно визуальной культуры, способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию историко-культурных ценностей.

5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

6. Воспитание любви к родному краю, уважение и бережное отношение к традициям предков.

7. Воспитание у детей чувства патриотизма.

8. Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

Слайд

Ожидаемый результат:

- Появление интереса к музейной культуре;

- Развитие личностных качеств дошкольников.

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители, сотрудники музеев города.

Длительность проекта : долгосрочный,

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный.

Слайд

Этапы проекта :

1 этап информационно-познавательный:

- Беседы о родном городе, его культурных центрах.

- Рассматривание альбомов, презентаций, картин, фотовыставок, видео фильмов о различных музеях города.

- Беседы о правилах посещения музеев, о культуре поведения в них.

2 этап - организационно-познавательный:

Посещение музеев города :

- Художественный музей изобразительных искусств;

- Усадебный дом Е. К. Плотниковой;

- Музей Художественного освоения Арктики имени А. А. Борисова;

- Особняк на Набережной;

- Гостиные Дворы;

- Краеведческий музей;

- Фабрика «Беломорские узоры»

3 этап – заключительный:

- Самостоятельное творчество детей (рисунок, поделка и тд.).

- Создание фотоальбомов для родителей с описанием экскурсий.

- Создание дидактических игр на закрепление знаний, полученных в музеях.

Слайд

Начиная со старшей группы, мы активно сотрудничаем c музеями нашего города. Программа «Музей - детскому саду, предполагает систематическую работу с детьми по знакомству с музеем как с учреждением, которое хранит и пропагандирует музейные ценности.

Слайд

Каждое занятие проходило в игровой, доступной и интересной интерактивной форме, где использовались разные игры: сюжетно-ролевые с бытовыми и общественными сюжетами; игры-драматизации по сюжетам литературных произведений, дидактические игры, игры путешествия, викторины и другие.

На интерактивных занятиях сотрудники музея не давали детям готовых знаний, а побуждали их к самостоятельному поиску, создавая условия для того, чтобы дети проявляли инициативу. Очень часто музейные работники использовали метод вопросов и ответов. В ходе занятия, играя, выполняя творческие задания, взаимодействуя с предметами, дети, опираясь на свой собственный опыт, получали знания, порой незаметно для самих себя.

Слайд

Первое знакомство с музеем проходило в музее ИЗО в форме игры – путешествия «Кто живет в музее Дети познакомились с понятиями «музей», «экскурсия», «экскурсант», правилами поведения в музее, с основными видами искусства, узнали о том, как предметы становятся музейными, кто и как их хранит.

Слайд

В Усадебном доме Е. К. Плотниковой детей каждый раз встречали сказочные персонажи Карандаш и Кисточка. Они познакомили нас с самыми красивыми залами музея, старинным интерьером, картинами разных жанров. Дети танцевали, играли в разные игры.

Слайд

В Музее художественного освоения Арктики дети побывали на интерактивных занятиях «День мороженого» и «Рожденные во льдах».

Слайд

Занятие «День мороженого» проходило в форме игры – путешествия. Дети познакомились с выставкой А. А. Борисова «Художник вечных льдов». Педагог музея загадывала детям загадки, а отгадки они искали в картинах. Мультимедийные спецэффекты льдов Арктики и идущего к нам белого медведя на стенах музея очень понравились детям. Одним из этапов игры было участие детей в театре теней. Ребята показали сказку «Умка». После этого дети в художественной мастерской нарисовали рекламную упаковку для мороженого. Кто о каком мороженом мечтал, то и нарисовал. Получилось вкусно! Конец игры был – поиск и находка клада. Это было мороженое!

Слайд

Занятие «Рождённые во льдах» тоже проходило в игровой форме. Дети познакомились с анималистическим жанром художников Т. Вылко и А. А. Борисова.

Слайд

На занятии «К сосенке с поклоном» детям рассказали о живописном творчестве нашего земляка писателя и художника Степана Писахова и дали возможность самим нарисовать пейзаж в технике «Монотипия».

Слайд

На выставке «Чудо северного пряника» дети побывали в мастерской по росписи козуль и сами расписали пряник.

Слайд

Путешествие по Старинному Особняку прошло в форме игры – путешествия и викторины. Дети с большим интересом слушали рассказ экскурсовода, они как будто на машине времени перенеслись в эпоху Петра I, Екатерины II. Пять залов Особняка – портретная и мужской кабинет, голубая гостиная, будуар и столовая переместили детей в давно ушедшее время. Мебель, картины, зеркала, фарфор наполнили дом духом прежних эпох. Дети узнали много новых названий предметов, находящихся в залах музея. В конце занятия они вспомнили, как называются предметы и в каком зале они находятся.

Слайд

В Старинном Особняке мы посетили выставку лаковой миниатюры «Искусство Палеха». Дети увидели персонажи русских народных сказок, былин, удивительные пейзажи, сцены мирной сельской жизни, шкатулки, ларцы, баулы, панно, броши, пудреницы искусно, сделанные ведущими палехскими мастерами, сделали в творческой мастерской открытку в стиле Палех.

Слайд

Занятие «Красная Пасха» в музее изобразительных искусств прошло в праздничной традиции. Детям рассказали о православном празднике. Дети играли в разные традиционные пасхальные игры, зародившиеся на Руси. Обязательной частью занятия была творческая мастерская по росписи праздничного яйца.

Слайд

На экскурсии «Архангел Михаил – небесный покровитель Архангельска» нам рассказали много нового и интересного о покровителе нашего города и показали, как сделать сувенир - маленького ангелочка.

Слайд

Помимо художественного музея мы побывали на увлекательной экскурсии по старинным палатам Архангельских Гостиных дворов.

Слайд

На занятии «Свистать всех наверх!» дети совершили захватывающее путешествие на виртуальном музейном корабле с изучением традиций парусного поморского судостроения, морских примет, навыков и обычаев поморов.

Слайд

На интерактивном занятии «Всяк купец свой товар хвалит!» ребята познакомились с историей Холмогорского посада, в форме сюжетно-ролевой игры участвовали в веселой и шумной ярмарке, устроили настоящие торги, и на время перевоплотились в иноземных или русских купцов XVI-XVIIвв.

Слайд

А на интерактивном занятии «Как поймать золотую рыбку?» дети познакомились с традиционным морским промыслом поморов, узнали о ценных породах рыб Белого моря, играли в игры соревнования и сами поймали «золотую рыбку».

Слайд

В экспозиционном зале «Природа Архангельской области» дети познакомились с представителями животного и растительного мира северной тайги, с обитателями Белого моря.

Слайд

На фабрике народных ремесел «Беломорские узоры», дети побывали в музее фабрики, в разных цехах: швейном, ткацком, вязальном, художественном и другие, где познакомились с процессом производства народных изделий из дерева и бересты, ручным ткачеством и вязанием, изготовлением глиняных игрушек, изделий из льна. Много интересного узнали из истории мезенской, пермогорской, борецкой, ракульской росписи по дереву.

Слайд

Посещая музеи нашего города, у детей сформировался «образ музея» как хранителя предметов культурного наследия, развился интерес к экспонатам музеев, историческому прошлому. Расширились знания о прошлом родного края и о его людях, о разных видах искусства, появилась уверенность в собственные силы и знания, чему свидетельствует участие детей в различных творческих конкурсах и выставках.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Комплексное открытое занятие по музейной педагогике «В русской горнице» Комплексное открытое занятие по музейной педагогике Тема: «В русской горнице»; пигра «У медведя во бору» Цель: продолжать знакомить детей.

Конспект НОД по музейной педагогике в младшей группе «Матрёшка — русская народная игрушка» «Матрёшка — русская народная игрушка» Цель: Знакомство с национальной культуры России. Задачи: Познакомить с народной игрушкой – матрёшкой;.

Конспект НОД по музейной педагогике в старшей группе «Как появилась русская изба?» Технологическая карта НОД по музейной педагогике Тема: «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…», или «Как появилась русская изба?».

Конспект открытого мероприятия по музейной педагогике «Парадные залы Гатчинского дворца» Конспект открытого мероприятия по музейной педагогике «Парадные залы Гатчинского дворца» Авторы - составители: Могилевцева Наталья Михаайловна,.

Проект по музейной педагогике Организация совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики - это наиболее естественный и эффективный контекст развития.

Проект по музейной педагогике «Мы входим в мир прекрасного» Паспорт проекта Вид проекта: информационный, групповой, долгосрочный. По содержанию: социально – педагогический.

Проектная деятельность психолога с детьми «Горжусь именем своим!» Формы работы с детьми. Содержание. 1.1. Моделирование ситуации, позволяющей детям выдвинуть идею проекта. Просмотр видеоролика «Космос».

Проектная деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно недавно и успешно развивается. Это интересный, ёмкий метод работы с.

Проектная деятельность с детьми старшей группы «Познай себя»Проектная деятельность с детьми старшей группы «Познай себя» Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Познай себя» Проект «Познай себя». Проект по социально-коммуникативному,.

Проектная работа по музейной педагогике «Здравствуй, музей!» муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района — детский сад «Аленький цветочек» выступление на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность с детьми по музейной педагогике
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 14:12
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД