Кристина Николюк
Конспект занятия «Путешествие по уголкам природы или природа тоже чувствует»
Тема занятия : «Путешествие по уголкам природы или природа тоже чувствует».
Задачи:
- воспитывать любовь к природе;
- расширять представления детей о растительном и животном мире;
- закрепление знаний и представлений детей о чувствах;
- снятие мышечного и эмоционального напряжения;
- развитие образного мышления, воображения и фантазии.
Оборудование:
- мультимедиа (экран, проектор);
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по уголкам природы или природа тоже чувствует“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- набор изображений для проектора: поле, дерево, лес, пустыня, облака;
- диск с аудиозаписями «Звуки природы»;
- дорожки здоровья (из камней, искусственной травы, желудей, песка и т. д.);
- ватман и краски для рисования (лучше гуашь).
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. - Здравствуйте, дети! Я очень рада вас снова видеть! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Мы с вами отправимся в путешествие по уголкам природы. А что такой природа? (Ответы детей).
Воспитатель. - Правильно, это все природа, все, что нас окружает, все, что не создано человеком - это все наша природа. А как вы думаете, природа может чувствовать? (Ответы детей).
Воспитатель. - А какие чувства живут в природе? (Ответы детей).
Варианты ответов:
- Имя шепчет ветерок - хочет подружиться.
- Когда идет дождь - природа плачет.
- Если буря или ураган - природа злится.
Воспитатель. - Можно только представить, что она чувствует.
- А какие чувства вы знаете? (радость, счастье, печаль, испуг и др.).
Воспитатель. - Молодцы, вы много чувств вспомнили. А теперь давайте вспомним, какие уголки природы вы знаете? (лес, море, пустыня, тайга и др.).
Воспитатель. - Хорошо, вы очень много запоминаете и знаете. Тогда приготовьтесь к путешествию.
(Звучит аудиозапись «Ветер» из серии «Звуки природы»).
Воспитатель. - Для этого нам надо закрыть глаза и проговорить волшебные слова:
Я глаза закрою, звуки приглушу.
К матушке Природе в гости я спешу.
Пусть она откроет нам свои врата.
Уголкам природы рада детвора.
Пока у детей закрыты глаза, помещение преображается. Помощники воспитателя расставляют дорожки здоровья, включают проекцию изображений: поле, трава, цветы на экране и стенах помещения.
Дети открывают глаза.
Воспитатель. - Куда мы попали, оглянитесь. Где мы? В каком уголке природы? (Дети отвечают - поле).
Воспитатель. - А почему поле называю уголком природы? (Ответы детей).
Воспитатель. - Давайте мы с вами погуляем по полю. (Дети разуваются, проходят по дорожкам здоровья, отмечая свои ощущения).
Воспитатель. - Что вы ощущали своими ногами? (дети отвечают). А какие чувства вы при этом испытывали? (радость, счастье, удовольствие, приятные).
Воспитатель. - А что было у вас под ногами? (трава, цветы, камни). Воспитатель. - Правильно, все это - элементы природы и их можно найти в поле. А скажите, для чего нужны поля? (Ответы детей).
Воспитатель. - Молодцы. Давайте еще погуляем.
Под звуки ветра дети подходят к экрану, на котором появляется проекция дерева. Дети смотрят на экран, слушают как звучит ветер в листе под «Звуки природы». Педагог обращает внимание на особенности звуков, активизируя слуховое восприятие и воображение. Затем вместе с детьми выполняют упражнение с движениями.
Ветер дует нам в лицо Машем кистями рук по направлению к лицу.
И качает деревцо! Всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону.
Ветерок все тише, тише, Качаемся медленнее, затем останавливаемся.
Деревцо все выше, выше! Поднимаем руки, тянемся вверх.
Упражнение повторяется 1-2 раза, затем дети закрывают глаза. Педагог включает звуки леса («Звуки природы», меняются картинки на экране и стенах (проекция). Дети отрывают глаза и оказываются в лесу.
Воспитатель. - Ой, где это мы очутились? (В лесу). Правильно, дети, и это тоже уголок природы. А чем он отличается от других? (ответы детей).
- Правильно. А кто живет в лесу? (Ответы детей).
Воспитатель. - А что растет в лесу? (Ответы детей).
Воспитатель. - Скажите, а какие лесные звуки вы слышите? (пение птиц, журчание ручья, стук дятла, писк комаров и др.). Молодцы какие! Как много звуков вы услышали и узнали! Давайте теперь пройдем на полянку (на ковер) и отдохнем.
Игра-релаксация. Дети располагаются на ковре (лучше лежа) и слушают «Песню леса» («Звуки природы»). Педагог предлагает закрыть глаза и представить, что чувствует лес. (2-3 минуты). Затем дети открывают глаза, садятся и делятся впечатлениями.
Воспитатель. - Какие чувства вы испытывали, когда слушали песню леса? (Ответы детей).
Воспитатель. - А как вы думаете, что чувствует лес? (Ответы детей).
Воспитатель подводит детей к мысли о том, что лес испытывает похожие чувства, что он тоже живой и к нему надо относиться бережно.
Воспитатель. - Ну что ребята, давайте пойдем дальше (уходят с ковра).
Опять включается звук ветра, переходящего в ураган («Звуки природы»). Дети закрывают глаза, педагог произносит слова:
Ветер дует, ветер свищет.
Путник здесь укрытие ищет.
Но здесь деревьев не найти,
Лишь верблюды по пути…
В это время меняются картинки на экране и стенах на пейзажи пустыни.
Воспитатель. - Открывайте скорее глаза. Где мы оказались? (В пустыне).
Воспитатель. - Правильно дети. И это тоже уголок природы. А чем он отличается от других (Ответы детей).
Воспитатель. - А кто живет в пустыне? Что растет в пустыне? (Ответы детей).
Воспитатель. - Правильно, дети. Особенность пустыни еще и в том, что здесь практически нет ориентиров. Что такое ориентиры (Ответы детей).
Воспитатель. - А как же здесь можно ориентироваться? (по небу, по солнцу).
Воспитатель. - Правильно дети. Солнце в небе то поднимается, то опускается. А опускается оно вечером и совсем солнца не видно ночью. Давайте вспомним, когда солнце в небе высоко (Ответы детей). Правильно, высоко днем, а выше всего - в полдень.
Игра-релаксация «Большая-большая пустыня» (повторить 1-2 раза).
Большая-большая пустыня… Широко разводим руки в стороны.
Высоко-высоко светит жаркое солнце. Поднимаем руки вверх, встаем на носочки и тянемся как можно выше.
Так жарко, что хочется укрыться и отдохнуть Приседаем, закрываем голову руками.
Воспитатель. - А что вы чувствуете в пустыне? (Ответы детей).
Воспитатель. - А как вы думаете, что чувствует пустыня? (Ответы детей).
Воспитатель. - Оказывается и у этого уголка природы есть свои чувства. Мы с вами уже долго гуляем и нам пора домой. Но как же нам попасть домой, ведь никаких ориентиров нет? Давайте ляжем на песочек (на ковер) и посмотрим на небо. Может нам появятся волшебные облака, которые отвезут нас домой.
Звучит музыка «Затерянные в облаках из серии «Звуки природы». На экран и стены проецируются движущиеся картинки облаков. Воспитатель предлагает закрыть глаза, представить небо и облака, пофантазировать, на что похожи облака (2-3 минуты). Пока дети слушают музыку, помощники педагога готовят ватман и краски для рисования. Затем детям предлагается открыть глаза.
Воспитатель. - Вот мы и дома. Ну, расскажите, на что были похожи ваши облака? (Ответы детей).
Воспитатель. -А давайте их нарисуем! Только рисовать мы будем необычным способом - пальчиком на одном большом листе.
Воспитатель объясняет детям технику рисования пальцем на ватмане, особенности этого способа рисования. Дети рисуют облака (можно лёжа на ковре) под музыку «Затерянные в облаках» - до 5 минут.
Воспитатель. - Какие вы молодцы! Какие замечательные облака у вас получились! А что вы чувствовали, когда рисовали? (Ответы детей).
Воспитатель. - Вот видите, ребята у нас и у природы общие чувства. Значит наша природа живая, каждый ее уголок - живой. И относится к ней надо бережно, чтобы она не чувствовала себя плохо. Если дарить добро, то добро и получать будем!
Конец занятия.