Получи документы

«Путешествие в историю» Программа дополнительного образования для детей 5–6 лет

Любовь Черничкина
«Путешествие в историю» Программа дополнительного образования для детей 5–6 лет

Пояснительная записка

Направленность программы:

Данная программа направлена на ознакомление с историей и культурой России, по содержанию является познавательной;

-по функциональному предназначению – учебно-познавательной,

- по форме организации - кружковой;

-по времени реализации – 1 год.

Публикация «„Путешествие в историю“ Программа дополнительного образования для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Программа разработана в соответствии с законом РФ»Об образовании»; ФГОС ОУ; на основе учебных пособий О. Ф. Горбатенко, О. Л. Князевой, Н. Ф. Виноградовой, Л. А. Соколовой, Н. В. Чудаковой, С. В. Новикова, а также моих собственных разработок по данной теме.

Новизна программы: заключается в том, что каждый ребенок сможет более расширенно и углубленно узнавать о родной стране, ее природе, истории, культуре, великих открытиях, знаменитых людях.

В программе представлены современные методы и приемы по ознакомлению с народным искусством, а также краеведению и патриотическому воспитанию, путем изучения быта и традиций русского народа.

Актуальность программы: обусловлена тем, что сложные социально- экономические реформы в стране привели к изменению, ценностных ориентиров молодых родителей, обесцениванию вопроса воспитания детей в духе патриотизма.

Программа будет способствовать развитию патриотических, духовно-нравственных качеств, ценностных ориентиров в развитии личности.

Программа направлена:

- на сохранение духовности и культуры человека;

-создание условий для успешного наследования традиционной и отечественной культуры;

- воспитание патриота, духовно-богатого, творческого с огромным потенциалом самореализации;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

Педагогическая целесообразность программы

Данная программа»Путешествие в историю» предназначена для детей 5-6-ти летнего возраста, весь предлагаемый материал доступен и понятен детям. Программа разработана в соответствии с ФГОС ОУ и современными требованиями к образовательным технологиям, которые отражаются:

-В принципе обучения (доступность, индивидуальность); - формах и методах обучения (дифференцированное обучение); методах контроля (анализ результатов –КВН, викторины, выставки, и т. д.).

Цели программы:

- формирование и развитие у детей патриотического мировоззрения, социальной активности, четкой гражданской позиции;

- раскрытие способностей и возможностей каждого воспитанника;

- развитие способностей к личностному самоопределению.

Задачи программы:

- воспитывать детей в духе патриотизма, уважительного отношения к историческому наследию, русской культуре, к народным традициям и правилам;

- формировать общую культуру детей на основе усвоения знаний по обозначенным темам программы;

- создавать условия для расширения кругозора о природе, истории, культуре, великих открытиях и знаменитых людях,

-формировать умение использовать накопленный опыт в повседневной жизни.

Содержание программыДанная программа включает в себя следующее блоки:

-«Человек и его место в природе»,

-Человек его место и взаимоотношения в семье»,

-«Человек и его вклад в историю и культуру Отечества»

Все они упорядочены в три стройные, наглядные художественно-полноценные системы. Содержание блоков объединено в тематические циклы, каждый из которых реализует отдельную задачу.

Так в блоке «Человек и его место в природе» отражены образцы отношения к природе, народный опыт хозяйственной жизни, теснейшим образом связанный с жизнью природы. Он целостно, зримо, представлен системой традиционного народного календаря. Представлен материал ритма событий годового круга, образованный чередованием будней и праздников, которые всегда зависели от климата, природного ландшафта, от ведущего типа сотрудничества с природой: собирательства, охоты, земледелия, оседлого или кочевого скотоводства и т. д. Особое место в данной системе занимают образы и обычаи традиционного календаря любого народа, которые переплетаются и богатством традиционной кухни. Здесь же отводится большое место словесно- поэтическому, музыкальному и танцевальному народному творчеству, так как праздничные календарные обряды, всегда сопровождаются произведениями выше названного творчества. Нельзя не отметить и великолепное изобразительно- прикладное мастерство народа, которое связано с календарными праздниками и буднями.

Прохождение каждой новой темы преследует задачу: разъяснить ребенку суть понятия «народная культура», показать единство жизни человека и природы на практике, показать урок трудолюбия и любовно-бережного, нравственно-чистого отношения к земле кормилице, матери. И тем самым посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, а также к тем, кто создает это (соотечественникам).

Второй блок: «Человек, его место и взаимоотношения в семье».

На занятиях по теме «Человек, его место и взаимоотношения в семье» детей знакомят с народным опытом семейной жизни, который просматривается в системе семейной обрядности. Данная тема представляет собой целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки. Обряды и обычаи перекликаются с обрядами жизненного цикла: рождения человека; его всестороннего воспитания, в том числе и патриотического, в младенчестве, детстве, отрочестве, юности с обязательным учетом половозрастных особенностей: выбора жениха или невесты, свадьбы, а затем выполнения обязанностей мужа или жены, отца или матери, вплоть до преклонного возраста. Все знания, которые даются на этих занятиях, гармонично вписываются в подраздел «школа семейной этики и психологии», где мы учим детей любить, заботиться, быть добрыми, мудрыми, терпеливыми и милосердными через художественную литературу, иллюстративный материал, и с помощью практических уроков культуры взаимоотношений, норм и правил поведения в обществе, а также семейных отношений на всех этапах жизненного пути человека.

Третий блок:» Человек и его вклад в историю и культуру Отечества».

На занятиях данного цикла мы опираемся на народную память о каждом историческом этапе и оцениваем его, с точки зрения значимости для жизни Отечества. Эта память запечатлелась и в особых именах, данных народом великим деятелям истории и культуры, (например, Александр Невский, Дмитрий Донской и т. д.). Данный материал мы преподносим знакомя детей с устными и летописными преданиями, сказаниями, легендами, историческими и солдатскими песнями и т. д. С богатством и яркостью художественных промыслов и памятников архитектуры мы знакомим детей, используя видеоматериал, посещая экспозиции выставочных залов, музеев города и передвижных выставок, созвучных с данной темой. Мы подводим детей к бережному отношению к духовному наследию нашей Родины, к напоминанию о нравственном долге потомков любить и беречь свое Отечество. В учебном процессе красной нитью проходит мысль о созидательном труде, как простого люда, так и тех, кто по роду своей профессиональной деятельности занимались определенными видами творческого труда. Это воины и монахи, ученые, архитекторы, художники, писатели, композиторы, путешественники, космонавты. Учим детей трогательно относиться к тем, кто прославил великую державу и в свою очередь прививаем стремление продолжать творческие традиции своих знаменитых и безымянных предшественников, как в хозяйственных делах, так семейных и государственных, ставя во главу угла бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, заботу о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие, гостеприимство, чувство долга и т. д. Для того чтобы подвести детей 5-6 лет к освоению материала по данным блокам, используются следующие методы и приемы: разъяснение, пояснение, алгоритмы, повторение пройденного, «забегание вперед», создание проблемных ситуаций, режиссерские постановки отдельных сюжетов, иллюстративный материал, тематические видеосюжеты. Возраст детей,участвующих в данной образовательной программе 5-6 лет. Дети данного возраста на более высоком уровне осваивают материал и выполняют практические задания. Этому способствует совокупность возрастного психофизического, интеллектуального и эмоционально-эстетического развития дошкольника, имеющего небогатый жизненный опыт в области хозяйственной жизни, природы, семейных отношений и т. д., определенный объем знаний в этих областях.

Срок реализации образовательной программы 1 год.

Формы организации детей:

-По количеству детей: Занятия по данной программе проводятся по подгруппам и фронтально.

-По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: экскурсии, конкурсы.

-По дидактической цели: занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает теоретическая часть. Форму занятия можно определить, как факультативную деятельность детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю в течении 20-25 минут

Ожидаемые результаты освоения программы. Воспитанник будет знать отечественную культуру, традиции семейной культуры, устно-поэтическое наследие отечественной культуры, заслуги перед Отчизной наших знаменитых предков.

Воспитанник будет уметь: бережно относиться к матери-земле, заботиться о младших, уважать старших, помнить о предках, построивших великую державу, почитать обряды и обычаи традиционного календаря народов, населяющих нашу Родину.

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

-бережно относиться к природе, семье, роду, Родине;

-быть добрым, заботливым, мудрым, терпеливым, милосердным в отношениях с окружающей средой.

Способы проверки:

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме конкурсов, КВН, интерактивных игр, презентаций, творческих проектов, фестивалей.

Информационное обеспечение программы:

Основная литература

1 О. А. Князева, М. Д. Маханеева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Акцидиент, Санкт-Петербург;

2 Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Элизе Трейдинг, Москва,2002г.

Дополнительная литература

1 Н. В. Виноградова, Л. В. Соколова «Моя страна Россия». Просвещение, Москва, 1999г.

2 С. В. Новиков «История. Справочник дошкольника». Физиологическое общество «Слово», Москва,1998г.

3 Н. В. Чудакова, А. В. Громов «Я познаю мир». АСТ, Москва,1999г.

Методическое обеспечение. Для занятий по программе имеются следующие средства и материалы: музыкальный центр, USB устройство, TV, диски с историческими фильмами, иллюстрации, таблицы, комплекты открыток, наличие мини-музея.

Публикации по теме:

Рабочая программа педагога ДОУ (в соответствии с ФГОС) Стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной.

Реализация ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! В этом году я прошла курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования по дополнительной профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие в историю» Программа дополнительного образования для детей 5–6 лет
Опубликовано: 7 ноября 2014 в 00:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД