Конспект занятия «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма»

людмила доценко
Конспект занятия «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма»

Цель занятия: познакомить воспитанников с особенностями русского народного костюма.

Задачи:

Образовательные

• Познакомить с элементами русского народного женского костюма;

• Познакомить с особенностями (сходствами и отличиями) северорусских народных костюмов и южнорусских;

• Учить работе в группах.

Развивающие

• Развивать чувство прекрасного, художественный вкус;

• Развивать память, мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук;

• Расширять кругозор.

Воспитательные

• Воспитывать взаимоотношения в коллективе (группе);

• Воспитывать интерес к своим корням, к истории русского народа, его традициям;

• Воспитывать патриотические чувства;

• Прививать бережное отношение к наследию русского народа.

Здоровьесберегающие:

• Увеличение двигательной активности на занятии

• Профилактика общего и зрительного утомления

Оборудование: ворота времени, ворота «Древняя Русь», печка, балалайки, колесо истории, шкатулка, куклы Маня и Ваня, сундук с костюмами.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение, наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал)

Словарная работа: ярмарка, галун, венец, кокошник, наряд, понёва, губерния.

Ярмарка — большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.

Наряд — одежда, костюм.

Галун — тесьма, состоящая из золотых и серебряных нитей Использовалась для отделки костюмов.

Венец — головной убор в Древней Руси, украшенный драгоценными камнями.

Понева — юбка из домотканой шерстяной ткани.

Кокошник — женский головной убор Древней Руси в виде небольшого вертикального козырька.

Губерния — основная административно-территориальная единица России в прежнее время

Звучит фонограмма «Рассвет на Москве - реке» (колокольный звон).

Воспитатель:

- За морем теплее, а у нас светлее.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Где кто родился, там и пригодится.

- О чём эти пословицы? (о Родине, о России). (Дети объясняют смысл пословиц).

Воспитатель:

- Повернитесь, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на карту. Что вы видите? (ответы детей).

- Да, это наша Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показ на карте этих географических объектов).

Населяют Россию люди разных национальностей (перечисляем эти национальности).

- Всех их объединяет язык общения – русский.

.

Воспитатель:

-Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в мир русского народного костюма.

(На столе шкатулка – слышится красивая музыка).

В: Откуда слышится красивая музыка? (из шкатулки).

- Наверное, вам интересно узнать, что там? (Достаёт из шкатулки кукол в русских народных костюмах – кукла Ваня и Маня).

- Посмотрите, какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей).

- Ребята, чтобы побольше узнать о быте русского народа и одежде, куклы нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором находится «колесо истории»).

- Покрутите колесо и повторяйте за мной следующие слова:

- «Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Колесо историй мы повернём

И рассказывать о нём начнём

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!»

(поворачивается «Колесо истории», стрелка останавливается на секторе «Древняя Русь», под колокольный звон проходим через ворота с надписью «Древняя Русь»).

(Дети проходят и присаживаются на скамейки. В это время воспитатель одевается в русский народный костюм и появляется перед детьми – хозяйкой избы)

Хозяйка избы: - Вот мы и оказались в другом веке, в русской избе. Я - хозяйка этой избы.

- Здравствуйте, детишки:

Девчонки и мальчишки

Спасибо, что мимо не прошли

Ко мне в гости зашли

Проходите, не стесняйтесь

Поудобнее располагайтесь!

- А вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (русский народный). Посмотрите, какой он красивый.

- Вот сейчас мы и поговорим о русской одежде.

- Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как для этого нам пригодится старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра!

Сколько интересного может рассказать содержимое сундука. Давайте, заглянем в него и узнаем. Что же в нём хранится (открываем сундук).

(дети вместе с воспитателем рассматривают народную одежду)

Хозяйка избы:

- Ребята, как вы думаете как это все называется одним словом? (Варианты детей, в случае затруднения воспитатель подсказывает- сарафанный комплекс)

(Хозяйка достаёт кокошник)

- В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.

- Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки).

- А причёски? (коса или распущенные волосы).

-Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники, шамшуры – головной убор с платком).

- Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой.

Проводится подвижная игра «Гори, гори ясно!»

(Дети одевают русские народные головные уборы.

- Из какой ткани шили одежду? (из льна).

-Чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).

- Какие же наряды шили из льняной ткани?

Раньше основными частями женского костюма были рубаха, сарафан.

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).

Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.

Понёвный комплекс

Другой комплекс одежды состоял из рубахи, понёвы, передника.

- Что такоё понёва?

Понёва – одежда типа юбки. Которую одевала женщина после замужества.

Понёва состояла из трёх полотнищ шерстяной клетчатой ткани.

Передник – густо украшен вышивкой, функция – защита от загрязнения.

Мужской комплекс

Косоворотка, порты, онучи, лапти.

Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т. е. плохо»).

Вниз костюма одевали брюки.

- Как они назывались – порты.

- На ноги наматывали онучи и обували лапти.

Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий).

Вся одежда была украшена.

- Чем? (стеклярусом, мехом, вышивкой).

- Нитями какого цвета вышивали? (красными и золотыми).

Пальчиковая игра «Напёрсток»

- Вышивает, шьёт иголка (левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка.

Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на правой руке)

- Пальцу больно, пальцу колко

- А напёрсток в тот же миг, (выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки)

- К девочке на пальчик. Прыг.

- Говорит иголке – шей,

- А колоться ты не смей. (шьют и грозят пальцем)

(Двое детей выходят в мужском и женском народных костюмах)

Мальчик:. Ох. Какие молодцы!

Парни наши удальцы

И девчата всем под стать

Им не станут уступать.

Девочка:. На Руси уж так идёт

Что талантливый народ

Сам себе и швец и жнец

И на дудочке игрец.

Вот, смотри идёт хозяйка –

Та хозяйка – не лентяйка.

А теперь давайте представим, что мы с вами мастера, которым предстоит выполнить сложную работу — украсить одежду жителей Древней Руси.

У каждой группы на столах конверты (в конвертах заранее вырезаны шаблоны и элементы русского народного костюма). Вы должны выбрать из предложенных элементов именно те, которые подходят вашей группе; украсить орнаментом; подобрать цвет; сконструировать наряд приклеить на шаблон.

(Дети приступают к выполнению задания. В ходе работы воспитатель индивидуально помогает детям, напоминает им об особенностях узора и цветовой гамме.)

Воспитатель предлагает детям определить те работы, где орнамент на одежде больше похож на тот, что представлен на наглядно-демонстрационном материале.

А теперь ребята нам пора обратно, в наше время, в наш детский сад (под музыку проходим через «Древнюю Русь» и «Ворота времени»)

Хозяйка избы проводит вместе с детьми речевую игру «Хозяйка»)

Хозяйка, хозяйка! (ладонь к ладони, наклоны из стороны в сторону)

Что, что, что? (хлопки по ладошкам)

Гости едут! (наклоны)

Хорошо (хлопки)

Здрасте! (хлопки по раскрытым ладошкам товарища сверху)

Здрасте! (наоборот)

Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке)

Здрасте! (хлопки сверху)

Здрасте! (наоборот)

Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке)

Обниму тебя, дружок! (обнимаемся)

- Вот мы и дома оказались и куклы Ваня и Маня с нами. Посмотрите, нарядные костюмы остались на память о нашем путешествии.

Мы возвращаемся из далёкого прошлого снова в наше время.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма» Цель занятия: познакомить воспитанников с особенностями русского народного костюма. Задачи: Образовательные • Познакомить с элементами русского.

Фотоотчёт по проведению русского народного праздника «Пасха»Фотоотчёт по проведению русского народного праздника «Пасха» Фотоотчёт русского народного праздника "Пасха" Зубкова Надежда Викторовна. Фотоотчёт в подготовительной группе "Пасхальные забавы". Цель:.

Проект «История русского народного костюма» .

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в сказочный мир музыки Эдварда Грига» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в сказочный мир музыки Эдварда Грига» Пояснительная.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в сказочный мир старинного русского народного костюма»
Опубликовано: 20 октября 2017 в 19:27
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1.
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1. Нет на свете человека, который чем - нибудь не увлекался. Какие только не существуют увлечения: творчество,...
Мастер-класс по рисованию в средней группе «Хохлома, хохлома, золотая хохлома»
В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный, золотой и...
Конспект виртуальной экскурсии для детей старшей группы «Путешествие в зимний лес»
Автор-составитель: Ковалевская Вероника Валериевна, воспитатель ДОУ №3 «Ласточка» г. Иловайск Тип занятия: итоговое. Место проведения: группа. Цель:...
Спортивный праздник «Осенний марафон» для детей старшей и подготовительной группы
Программное содержание: Образовательная область «Физическая культура» 1. Развивать ловкость, глазомер, силу, выносливость, гибкость. 2. Упражнять в прыжках...
Творческая работа по конструированию в старшей группе «Букет для мамы» с...
Творческая работа по конструированию в старшей группе "Букет для мамы"". ( с использованием ватных дисков. Задачи 1. Совершенствовать умение работать по...