Работа воспитателей с детьми с общим недоразвитием речи

Юлия Фесенко
Работа воспитателей с детьми с общим недоразвитием речи

В задачу воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач направленных на устранение недостатков обусловленных особенностями речевого дефекта.

Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные силы, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Уметь анализировать различные негативные проявления поведения ребёнка, вовремя замечать признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, пассивности и вялости, в связи с этим предъявлять различные требования и осуществлять личностно - ориентированный подход к речи и поведению ребёнка.

Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

-расширение и активизация речевого запаса детей на основе представления об окружающем;

-развитие у детей способности принять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

-автоматизация самостоятельной речи для детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи.

Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенное расширение знаний в процессе изучения лексических тем («Посуда», «Одежда», «Осень», и т. д.).

Соответственно речевым навыком предшествует практически действия с предметами. Каждая новая изучаемая тема начинается с экскурсий, беседы, рассматривания картинок, предметов, проводятся описательные беседы по предметам. Необходимым элементом при прохождении новой темы являются упражнения по развитию логического мышления. Памяти, внимания.

Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях осуществляется поэтапно:

-дети знакомятся с изучаемым явлением;

-дети с помощью отчётливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

-воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения к изучаемым явлениям.

Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на вопросы. Словарь, предназначенный для понимания, а затем и в практическом употреблении должен быть значительно шире, чем для активного использования речи.

В процессе количества и количества и счёта детей учат согласовывать в роде, числе и падеже существительных с числительными (одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек). Учить в процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. Формировать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.

Воспитатель уделяет внимание совершенствованию ориентировки в пространстве и временных отношений (в плане пассивной, а потом активной речи). Воспитатель закрепляет умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от стола стоит стул).

Характер организации учебной деятельности и отбор лексического материала на занятиях по конструированию и рисованию позволяет воспитателю активизировать словарь приставочными глаголами, предлогами и наречиями, качественными и относительными прилагательными.

Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук:

-разгибать и загибать поочерёдно пальцы;

-отхлопывать ритм ладонью по столу;

-вырабатывать переключения движений правой и левой руки;

-воспроизводить различные позы рук;

-захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами;

-выполнять и несложные геометрические узоры из мелких деталей (палочек, спичек, мозаики) на основе образца. Указанные упражнения рекомендуется начинать в медленном темпе, постепенно ускоряя и увеличивая количество повторений, а также использовать в работе на занятиях упражнения, с элементами пальчиковой гимнастики чередуя с произношением слов движения рук.

«Мы капусту рубим,

Мы морковку трём,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмём».

Развитие графических умений происходит постепенно, по мере совершенствования у детей с нарушениями речи зрительного, зрительно-пространственного восприятия, моторных и зрительно-моторных функций. Продолжительность выполнения графических занятий не должна превышать 3-х минут.

Наблюдение за причинно-следственными связями между природными явлениями, расширение и уточнение представлений о животном мире является хорошей базой для развития речи и мышления. Во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни, необходимо обучать детей составлению сложных и описательных рассказов, подбирать синонимы и антонимы, практически использовать навыки словообразования. Воспитатель должен создавать ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений. Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащаются в непринуждённой обстановке, но на заданную тему. Это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, в форме небольшого рассказа: повествование, описание, рассуждение.

Таким образом, создаётся основа для благоприятного развития возможностей ребёнка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.

Публикации по теме:

Особенности образовательно-коррекционной работы воспитателя логопедической группы. Консультация для воспитателей ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧСКОЙ ГРУППЫ Работа воспитателя в логопедической группе имеет свои.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Работа воспитателей с детьми с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 5 ноября 2013 в 11:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект целевой прогулки в парк с детьми подготовительной группы «Грачи прилетели!»
Цель: конкретизировать и систематизировать знания детей о перелетных птицах -грачах, месте их гнездования. Задачи: - расширить и обобщить знания...
Планирование проектной деятельности в младшей группе на март (часть седьмая)
Дата: 1-ая неделя ( 6. 03 - 10. 03) Тема: «Очень, очень я люблю маму милую мою» Содержание работы: Цель проекта: Воспитание у детей чувства глубокой...
Коллективная работа «Весеннее настроение»
Мои ребята, очень любят рисовать, а нетрадиционными способами в особенности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в...
Фотоотчёт «Весенние наблюдения»
Каждое время года уникальна и неповторима. Сколько стихов, картин, музыкальных произведений посвящено временам года ! Весна - какое красивое и...
Фотоотчёт «Весна в художественном творчестве детей»
В своих творческих работах ребята опираются на свой опыт и отражают окружающий их мир, поэтому стараемся активизировать их опыт, побуждаем их вспомнить,...