Работа воспитателей с детьми с общим недоразвитием речи

Юлия Фесенко
Работа воспитателей с детьми с общим недоразвитием речи

В задачу воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач направленных на устранение недостатков обусловленных особенностями речевого дефекта.

Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные силы, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Уметь анализировать различные негативные проявления поведения ребёнка, вовремя замечать признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, пассивности и вялости, в связи с этим предъявлять различные требования и осуществлять личностно - ориентированный подход к речи и поведению ребёнка.

Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

-расширение и активизация речевого запаса детей на основе представления об окружающем;

-развитие у детей способности принять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

-автоматизация самостоятельной речи для детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи.

Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенное расширение знаний в процессе изучения лексических тем («Посуда», «Одежда», «Осень», и т. д.).

Соответственно речевым навыком предшествует практически действия с предметами. Каждая новая изучаемая тема начинается с экскурсий, беседы, рассматривания картинок, предметов, проводятся описательные беседы по предметам. Необходимым элементом при прохождении новой темы являются упражнения по развитию логического мышления. Памяти, внимания.

Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях осуществляется поэтапно:

-дети знакомятся с изучаемым явлением;

-дети с помощью отчётливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

-воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения к изучаемым явлениям.

Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на вопросы. Словарь, предназначенный для понимания, а затем и в практическом употреблении должен быть значительно шире, чем для активного использования речи.

В процессе количества и количества и счёта детей учат согласовывать в роде, числе и падеже существительных с числительными (одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек). Учить в процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. Формировать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.

Воспитатель уделяет внимание совершенствованию ориентировки в пространстве и временных отношений (в плане пассивной, а потом активной речи). Воспитатель закрепляет умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от стола стоит стул).

Характер организации учебной деятельности и отбор лексического материала на занятиях по конструированию и рисованию позволяет воспитателю активизировать словарь приставочными глаголами, предлогами и наречиями, качественными и относительными прилагательными.

Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук:

-разгибать и загибать поочерёдно пальцы;

-отхлопывать ритм ладонью по столу;

-вырабатывать переключения движений правой и левой руки;

-воспроизводить различные позы рук;

-захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами;

-выполнять и несложные геометрические узоры из мелких деталей (палочек, спичек, мозаики) на основе образца. Указанные упражнения рекомендуется начинать в медленном темпе, постепенно ускоряя и увеличивая количество повторений, а также использовать в работе на занятиях упражнения, с элементами пальчиковой гимнастики чередуя с произношением слов движения рук.

«Мы капусту рубим,

Мы морковку трём,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмём».

Развитие графических умений происходит постепенно, по мере совершенствования у детей с нарушениями речи зрительного, зрительно-пространственного восприятия, моторных и зрительно-моторных функций. Продолжительность выполнения графических занятий не должна превышать 3-х минут.

Наблюдение за причинно-следственными связями между природными явлениями, расширение и уточнение представлений о животном мире является хорошей базой для развития речи и мышления. Во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни, необходимо обучать детей составлению сложных и описательных рассказов, подбирать синонимы и антонимы, практически использовать навыки словообразования. Воспитатель должен создавать ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений. Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащаются в непринуждённой обстановке, но на заданную тему. Это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, в форме небольшого рассказа: повествование, описание, рассуждение.

Таким образом, создаётся основа для благоприятного развития возможностей ребёнка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.

Публикации по теме:

Особенности образовательно-коррекционной работы воспитателя логопедической группы. Консультация для воспитателей ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧСКОЙ ГРУППЫ Работа воспитателя в логопедической группе имеет свои.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Работа воспитателей с детьми с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 5 ноября 2013 в 11:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Снежные постройки 2018
Снежные постройки для развития двигательной активности детей 2018 Физическое воспитание детей - одна из главных задач развития детей. Известно, что на...
Детский мастер-класс «Кулон в подарок маме»
К наступающему празднику Восьмое Марта мы с детьми средней «А» группы «Бабочки» сделали симпатичные кулончики в подарок любимой маме. Для этого нам...
Сценарий «Широкая Масленица».
Широкая Маслиница Ход праздника Дети сидят на стульях в русских костюмах. Под аудиозапись русской народной песни «В низенькой светелке» входит ведущая в...
Мастер класс «Ниткография».
Мои малыши – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою...
Презентация «Средства обогащения детского опыта и перенос его в самостоятельную...
Тема: «Средства обогащения детского опыта и перенос его в самостоятельную театрализованную деятельность». Подготовила воспитатель Тихонова Л. С....