Лучший педагог года

«Разработка этнокультурного компонента в реализации образовательной программы»

Ирина Михнёва
«Разработка этнокультурного компонента в реализации образовательной программы»

Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.

(Н. Карамзин)

Обоснование актуальности проблемы

На современном этапе модернизации педагогической системы России назрела необходимость внедрения национально-культурного компонента. Исторически сложилось, что субъекты Российской Федерации представляют собой достаточно самобытные регионы, характеризующиеся особенностями условий проживания, социально-экономических, этнонациональных отношений. Реформирование системы общего образования может привести к существенным успехам только в том случае, если будет базироваться на концептуальных основах и учитывать особенности региональных образовательных систем.

Публикация «„Разработка этнокультурного компонента в реализации образовательной программы“» размещена в разделах

Все это вызвало необходимость реализации регионального компонента в рамках ООП, в части формируемой участниками образовательных отношений, обеспечивающей развитие интеллекта, удовлетворения личностных, познавательных интересов воспитанников через приобщение дошкольников к национальным ценностям и изучение этнокультуры.

Как показывает практика, несмотря на то, что национально культурный и региональный компонент является обязательным в образовательных программах, но в реальной практике реализация данного компонента не всегда имеет место в воспитательно – образовательном процессе образовательных учреждений; отсутствую методические разработки по данной практике; необходимость реализации НРК в образовании определена, но не создана материально-техническая и учебно-методическая база по его обеспечению. Все это вызвало необходимость поиска и разработки инновационных подходов к решению данного вопроса. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры дошкольника, его самостоятельности, творчества, активности, воспитанности.

Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к малой Родине, научатся видеть и понимать красоту окружающей природы, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение, захотят больше узнать об истории родного края.

С этой целью была разработана программа «Я живу в Прибайкалье» с введением разнообразных форм работы, с учетом национально- культурных, демографических и национальных особенностей региона.

Программа разработана на основе ФГОС ДО к структуре ООП, комплексной программы «Радуга» (авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; научн. Рук. Е. В. Соловьёва, региональных методических рекомендаций.

В основу программы «Я живу в Прибайкалье» положена концепция комплексной программы «Радуга» (авторы Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; научн. Рук. Е. В. Соловьёва) о ценности формирующей личности ребёнка в процессе воспитания и образования, как носителя национальной, российской и мировой культуры.

Основная идея программы - помочь дошкольникам шире познакомится с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности жизни общества, принять участие в созидательной деятельности.

Программа может быть легко адаптирована к условиям любого дошкольного образовательного учреждения.

Оригинальность программы состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы и внедрение её в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.

В Программе «Я живу в Прибайкалье» задачи воспитания любви и привязанности к малой Родине, формирования положительного отношения к родному краю решаются в ходе освоения всех образовательных областей через раздел «Мир человека и мир природы», включенного как региональный компонент в примерную основную образовательную программу дошкольного образования.

Направленность программы : приобщение подрастающего поколения к истокам культуры, знакомство с бытом, традициями жителей Прибайкалья.

Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному городу, краю. Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал, чтобы, взрослея, каждый из них смог проявить собственные возможности на благо процветания своего города, края, осознать свою значимость.

Освоение исторических и культурных ценностей (это и устное, и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного возраста определили задачи и содержание работы.

Основные задачи:

1. Формировать систему краеведческих знаний: о природных богатствах, достопримечательностях, о традициях народов, проживающих на территории Прибайкалья.

2. Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.

Программа реализуется в течение четырёх лет (младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группа)

В основу проектирования и реализации программы положены :

-Анализ отечественного опыта формирования экологической культуры, культурологических качеств детей дошкольного возраста с учетом современных условий.

-Специально созданные социально-педагогические условия взаимодействия «педагоги – ребенок – родитель».

-Педагогическая модель интеграции всех форм деятельности по Прибайкалью.

-Личностно-ориентированный подход, учитывающий особенности каждого ребенка и направленный на формирование развития личности.

Работа по воспитанию любви к малой Родине в рамках авторской программы осуществлялась по трё м направлениям: совместная работа педагога с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников, организация самостоятельной деятельности детей.

Организационной основой «Я живу в Прибайкалье» является комплексно-тематический план, разработанный на основе сезонности, юбилейных дат и народного календаря. Модель комплексно- тематического плана включает тематические недели, посвящённые определённым событиям, особенностям сезонных явлений в природе, традиции. Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только содержание, некоторые формы работы, объём познавательного материала, материал усложняется в зависимости от возраста детей. Каждая тема проходит в течение недели, в процессе которой решаются образовательные, развивающие, закрепляющие и воспитательные задачи.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников. Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с родным городом, краем, отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований.

Основные формы работы по ознакомлению с родным краем:

-Комплексная образовательная ситуация - совместная непосредственно

образовательная деятельность педагога и детей, которая планируется и

организуется педагогом с целью решения определенных задач развития воспитания

в определенный отрезок времени, с учетом возрастных особенностей и интересов

детей. Образовательная ситуация позволяет погрузить детей в материал, с которым

их надо познакомить и оформить собственный социальный опыт, используя

комплекс методов и приемов.

Виды образовательных ситуаций :

Познавательные проблемно – игровые. Их цель – познакомить детей с новым

материалом, актуализировать представления о родном крае.

Продуктивно – практические. Цель – оформление собственного социального

опыта, создание продуктов познавательной деятельности.

Проектная деятельность как метод поисковой активности:

«Сбережем природу родного края», «Помоги птицам», «Моя семья в истории города», «Красавицу зеленую в лесах мы сохраним», «Мои добрые дела», «Мой край родной», «Сохраним природу родного края».

Мы предлагаем вариативные формы работы в ходе разнообразной деятельности, выбор которых будет зависеть от педагога (от программно- методического обеспечения, условий среды).

Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город, край.

В приложении мы предлагаем конспекты разнообразной интересной деятельности, в ходе которой решаются образовательные и воспитательные задачи.

В комплексно- тематическом плане предусмотрена работа с детьми с использованием информационно- коммуникативных технологий (дидактические игры, имитационные упражнения, пальчиковые игры, просмотры видеофильмов на определённую краеведческую тематику, конспекты разнообразной деятельности с использованием и. к. т)

В результате выстроенной определённой системы работы в данном направлении у дошкольников формируются знания о родном городе, крае.

Авторская программа утверждена МАУ ЦРРО протокол заседания ЭМС от 07.12.2012 г. №12., получила рецензию ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж» Е. П. Копейчук от 06.02.2013 г., является победителем Всероссийского конкурса «Патриот России» 2012 г., победитель XI Международной ярмарки социально педагогических инноваций 2013 г.

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц при реализации программы ФГОС в образовательной области «Речевое развитие» Одним из направлений развития и образования детей в детском саду является речевое развитие, которое включает владение речью как средством.

Консультация для педагогов «Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ» Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Ыныргинская средняя общеобразовательная школа» Детский сад «Солнышко» «Интегрированный.

Методическая разработка раздела образовательной программы «Экспериментальная исследовательская деятельность» (старшая группа) Методическая разработка раздела образовательной программы Тема : «Экспериментальная исследовательская деятельность детей старшего дошкольного.

Мониторинг освоения детьми регионального компонента образовательной программы МДОУМониторинг освоения детьми регионального компонента образовательной программы МДОУ Мониторинг освоения детьми регионального компонента Образовательной программы МДОУ детского сада №10 города Алушты 2015-2016 учебный год.

Паспорт проекта «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Наименование проекта Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования Основания.

Планирование реализации образовательной программы в нерегламентированной образовательной деятельности 1 слайд. Визитная карточка. Добрый день, я Федорова Нина Борисовна старший воспитатель МБДОУ №3 «Ромашка», имею высшее образование, первую.

«У Лукоморья дуб зеленый». Создание условий для реализации основной образовательной программы на территории ДОУ«У Лукоморья дуб зеленый». Создание условий для реализации основной образовательной программы на территории ДОУ ГОС ДО обращает внимание педагогов на то, что развивающую предметно –пространственную среду необходимо обогащать и создавать не только.

Проект «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для ребенка 4–5 лет с ОВЗ» Авторы: Ширзай Венера Закиевна, Леонова Наталья Григорьевна Данный проект вызван необходимостью обеспечения права на доступность образования.

Районный конкурс дидактических материалов по реализации этнокультурного компонента в Доо рк «Моя педагогическая находка»Районный конкурс дидактических материалов по реализации этнокультурного компонента в Доо рк «Моя педагогическая находка» Цель: развивать познавательную активность и систематизировать знания о среде обитания животных, птиц, насекомых и растений в родном краю.

Реализация регионального компонента образовательной программы АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Почему я считаю необходимым продолжить работу по реализации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Разработка этнокультурного компонента в реализации образовательной программы»
Опубликовано: 23 июня 2016 в 19:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД