МААМ-картинки

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования (3 фото)

Марина Шеметова
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования

Методическая разработка музыкального руководителя МБОУ НШДС

№ 14 г. Байкальска,

Шеметовой Марины Владимировны

Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма. Почему меня заинтересовала проблема развития чувства ритма у дошкольников? Ритм – греческое слово «rhytmus» означает «мерное течение». Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов, временная организация музыкальных звуков.

Публикация «Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования» размещена в разделах

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Без развитого чувства ритма ни один человек не сумеет слушать, переживать и понимать музыку глубоко, остро, во всем объеме и полноте. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Основные задачи по развитию чувства ритма :

• Формировать представление о том, что в природе все подчинено ритму;

• Переводить представления о ритме в жизни в ритмические ощущения : слуховые, зрительные, тактильные;

• Учить узнавать, различать, сопоставлять и воспроизводить звуки, различные по ритму;

• Формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах

• Создать предпосылки для интегрированного представления о ритме.

• Создать условия, предоставляющие возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой, спонтанные творческие проявления.

Задачи развития восприятия музыкального ритма усложняются в соответствии с возрастными возможностями и обученностью детей:

На первом этапе - дети воспроизводят ритмическую пульсацию;

На втором этапе – отмечают в мелодиях сильную долю;

На третьем этапе – отмечают в движениях простейший ритмический рисунок;

На четвертом этапе – воспроизводят более сложный ритмический рисунок, вплоть до синкопы;

Пятый этап – полиритмия.

Начинаю с использования системы разнообразных игр и упражнений.

В младшей группе «играем» с именами, картинками, игрушками, ладошками и т. д. Дети прохлопывают, протопывают ритм своего имени, название игрушки, картинки, предмета, учатся исполнять простейший ритм на музыкальных инструментах. Учатся выделять сильную долю.

Далее включаю в занятия графическое отображение ритма различными символами. Начинаю с экспериментирования с пуговицами разного размера, нитями разной длины. Вместо счета использую ритмо-слоги (даем ноткам имена «та»-длинный звук, «ти» - короткий). Затем учимся выкладывать из предметов простейшие ритмические рисунки, воспроизводим их с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепы, притопы, щелчки) и на музыкальных инструментах. Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей, верный путь к началу импровизации. Спонтанная моторика тела дает ребенку удивительную эмоционально-двигательную разрядку.

В средней группе приближаю детей к понятию «нота». Для обозначения длительности звука используем кружочки, полоски разного размера, цвета. Выкладываем из них ритмический рисунок знакомых попевок, воспроизводим ритм в звучащих жестах, в движениях, на музыкальных инструментах. Стараюсь, чтобы задания носили непринужденный игровой характер, без замечаний детям и только с положительной оценкой.

Интересны детям и игры с палочками, звучащие стихи.

Упражнения с палочками очень нравятся детям, они являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развития метроритмического и тембрового слуха : ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать, молчать. После того, как игра проведена, можно предложить детям сложить из палочек букву, дорожку, снежинку, домик. Такое завершение игры прокладывает вектор креативного мышления у детей. Дети учатся передавать метроритм инструментальных пьес подгруппами, соло, поочередно. К концу года дети могут различать по ритму, ритмическим карточкам знакомые попевки, воспроизводят ритм с помощью звуков, движений.

В старшем дошкольном возрасте знакомлю детей с изображением длительности звуков в нотной записи, с паузами. Дети учатся воспроизводить ритм по цепочке, самостоятельно выкладывать ритмический рисунок, воспроизводить ритм, изменяя темп, тембр, динамику (ритмизованные тексты, игра «музыкальный квадрат»). Использую в работе графические карты.

Провожу с детьми следующие муз. игры:

- «Где спрятался ритм». Цель: упражнять в соотнесении ритма со схемой.

- «Выложи ритм». Цель: упражнять в схематизации ритма.

- «Не опоздай». Цель: упражнять в прохлопывании музыкальных фраз по очереди (по подгруппам).

- «Повтори – придумай ритм». Цель: развивать умение придумывать и повторять ритм при игре на детских музыкальных инструментах.

- «Зашифруй ритм». Цель: развивать умение схематизировать ритмический рисунок.

- «Музыкальная сказка» (дети подбирают инструменты, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет»)

Следующий этап – это знакомство и игра на детских музыкальных инструментах, - самый притягательный для детей вид музыкальной деятельности. Музицирование доставляет детям огромное эмоциональное удовлетворение. Думаю, поэтому эта деятельность помогает развитию у них чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, формирует умение играть в команде, слышать себя и других, а также совершенствовать навыки исполнения. Музицирование на детских музыкальных инструментах невозможно без использования музыкально-дидактических и ролевых игр.

- «Дирижер» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).

- «Поговори со своим соседом» (диалоги инструментов, например, бубна и маракаса).

- «Угадай, кого зову». Педагог или воспитанник простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося вслух.

- «Эхо». Педагог или воспитанник изображает определенный ритм, всем остальным предлагается его в точности повторить.

- «Инструментальная карусель». Инструменты разложены на стульчиках. Под музыку дети свободно двигаются по залу, с окончанием звучания берут в руки любой понравившийся музыкальный инструмент, играют на нем.

- «Определи по ритму». Каждый ребё нок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т. д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением.

Венцом наших занятий стали выступления оркестра на утренниках и развлечениях, которого всегда ждали с большим нетерпением, ведь игра маленьких музыкантов – украшение любого праздника.

Сотворчество детей, семьи и педагога обогащает музыкальную деятельность, делает ее ярче. Свою работу по развитию чувства ритма у дошкольников я проводила во взаимодействии с воспитателями и родителями.

Использовала такие формы взаимодействия:

- Консультации: «Оснащение музыкального центра группы», «Ритмические минутки в режиме дня», «Игры на развитие чувства ритма», «Моделирование на музыкальных занятиях»,

- Вовлечение родителей в работу по созданию развивающей музыкальной предметно-пространственной среды групп (творческий конкурс по созданию музыкальных инструментов-самоделок – февраль 2019г.)

Используемые игры и упражнения доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них, побуждают детей к творчеству.

В дальнейшем, развивая данную тему, планирую в детском саду создать оркестр детских инструментов. Думаю, зародившийся в детстве интерес к игре на детских музыкальных инструментах, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, надеюсь, дети вырастут чуткими к прекрасному, гармонично развитыми людьми.

Пусть мой девиз станет вашим: «Вести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой».

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования
Фото №1 Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования Методическая разработка Фото №2 Работа музыкального руководителя музыкального руководителя МБОУ НШДС г

Публикации по теме:

Игры и речевые упражнения на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Ритмическое упражнение «Осень» Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возрастаКартотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма (старший дошкольный возраст) Марина Савельева «Воздушные шары» Цель:.

Конспект ООД по музыке в подготовительной группе «Какой бывает зима» на развитие чувства ритмаКонспект ООД по музыке в подготовительной группе «Какой бывает зима» на развитие чувства ритма Конспект ООД по музыке в подготовительной группе «Какой бывает зима» (на развитие чувства ритма)ЦЕЛИ: Развитие у детей ритмического слуха,слуховой.

Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений»Конспект занятия «Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ посредством музыкально-ритмических движений» Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у.

Мастер-класс «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка дошкольников» Мастер- класс «Развитие зрительно-пространственного восприятия и элементарного графомоторного навыка детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Речевые игры и упражнения со звучащими жестами в процессе развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» .

Мини-проект с использованием ИКТ, элементарного музицирования, игровой технологии (игры со звуками) «Музыка воды» МБДОУ №86 "Незабудка" г. Симферополь, Республика Крым Музыкальный руководитель Добровинская Валерия Валериевна «Музыка воды» Мини - проект.

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Сборник музыкальных игр для детей старшего дошкольного возраста Раздел 1. Музыкально – дидактические игры «Музыкальный театр» Цель:.

Консультация «Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ» Развитие чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе элементарного музицирования
Опубликовано: 13 ноября 2019 в 15:39
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД