Лучший педагог года

Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения на занятиях по трудотерапии

Толстых Елена Александровна
Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения на занятиях по трудотерапии

Л. И. Плаксина выделяет несколько условий эффективного функционирования системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Основным условием является четкое представление о субъекте, на который она направлена, изучение состояния зрения, здоровья, психофизического развития. Вторым важным условием является разработка основных принципов коррекционной работы, третьим - выявление эффективных форм, методов и средств коррекции.

Публикация «Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения на занятиях по трудотерапии» размещена в разделах

Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у младших школьников с нарушениями зрения представляет собой не отдельные эпизодические мероприятия, а целенаправленную систему коррекционно-педагогической работы, направленную на приобретение ребенком социально-бытовой компетентности, необходимой ему в дальнейшей жизнедеятельности.

Для реализации компетентностного подхода в обучении социально-бытовой ориентировке необходима информация об исходном состоянии социально-бытовых знаний, умений и навыков школьников с нарушениями зрения.

Целью начальной (вводной) педагогической диагностики является определение уровня социально-бытовой подготовленности каждого ребенка в рамках определенного раздела программы. Полученные данные позволяют:

• 1) определить содержание предстоящей работы с классом;

• 2) конкретизировать задачи этой работы (по отношению к разным детям в рамках одной темы задачи могут быть различными);

• 3) на основе анализа ошибок детей определить характер требующейся помощи, выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения. Реализуется начальная диагностика в процессе вводного урока по разделу, в начале работы по каждой теме, а также в процессе деятельности воспитателя. Полученные учителем данные заносятся в диагностическую карту.

Проводимая в процессе дальнейшего обучения текущая педагогическая диагностика (путем наблюдения за детьми на уроках и во внеурочное время) позволяет корректировать процесс обучения: уточнять (изменять) его содержание, оценивать эффективность используемых методов и приемов. Кроме того, оперативное фиксирование возникающих у ребенка затруднений позволяет своевременно оказывать ему необходимую помощь. На основе итоговой диагностики педагог получает сведения об уровне социально-бытовой подготовленности детей в конце определенного отрезка процесса обучения. Рекомендуется проводить эту диагностику в процессе итоговых уроков по каждому разделу, а также в конце учебного года.

Анализ полученных в результате обследования данных позволит определить направления и содержание коррекционной работы по социально-бытовой ориентировке для каждого учащегося. Кроме того, проведение диагностики позволит реализовать программные требования на основе дифференцированного подхода к учащимся и будет способствовать индивидуализации процесса обучения, а также направленности педагогических усилий на достижение ребенком максимально возможного для него уровня социально-бытовой ориентировки.

Ориентация на достижение конкретных результатов в освоении программного содержания младшими школьниками с нарушениями зрения предусматривает четкое планирование тифлопедагогом своей работы, в том числе и каждого занятия. При этом отбор и комплектация методов должны быть обоснованными и согласованными с задачами конкретного раздела. При подборе учебных заданий (видов работ) тифлопедагогу следует помнить о том, что задания должны быть согласованы с темой занятия, должны гармонично включаться в структуру занятия, методическое обеспечение (наглядность) должно быть адаптировано с учетом требований для данной категории детей. При разработке содержания коррекционного занятия и его проведении тифлопедагогу необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся усваивали учебный материал не репродуктивно, а в процессе собственной активной деятельности (умственной или двигательной, что будет способствовать развитию осмысленного отношения к изучаемому.

Дидактические условия - следующий компонент, от которого зависит успешность обучения. Дидактические условия обучения в первую очередь зависят от состояния материально-технической базы школы. Занятия проводятся в специально оборудованном классе, имитирующем домашние условия. Следует также отметить, что поддержанию активности детей на занятии, когда оно проводится в специально оборудованном кабинете, способствует расположение предметов в строго определенных местах, т. е. местоположение любого предмета (мебель, наглядное пособие, прибор, кухонный инвентарь) должно быть однажды определено и не меняться. Порядок в кабинете облегчает учащимся самостоятельную ориентировку в нем. Дети постепенно понимают, что строгий порядок экономит их время, которое в противном случае слепому и слабовидящему ученику приходится тратить на поиски нужного предмета.

Эффективность развития навыков самообслуживания ученика определяется не только сформированными для ее выполнения умениями и навыками, но положительной мотивацией, побуждающей его к этой деятельности. Это обеспечивается формированием у ребенка отношения к социально-бытовой деятельности как важной в его жизни, личностно значимой для него, для его здоровья, внешнего вида, настроения, отношения к нему окружающих.

Обучение слепых и слабовидящих самообслуживанию на занятиях по трудотерапии предполагает максимальное расчленение каждого умения на отдельные действия, каждого действия - на составляющие его операции, каждой операции - на ряд последовательных движений. Каждое действие, расчлененное на отдельные операции, необходимо показать ребенку, объяснить его назначение, дать четкое словесное разъяснение особенностей выполнения (объяснение последовательности операций может предварять практический показ). Формируя знание об особенностях выполнения действий и операций, тифлопедагогу необходимо обращать внимание ученика на их функциональное назначение. Объяснять, какие действия будут исполнительные, какие будут выполнять ориентировочную функцию, а какие помогут проконтролировать качество выполнения. В итоге ребенок должен знать алгоритм выполнения действия; осуществлять все исполнительские действия, операции и движения; выполнять ориентировочные и контрольно-корректирующие действия.

Многие предметы и орудия труда, используемые на занятии по трудотерапии, могут быть детям не знакомы. Поэтому первым условием формирования трудового навыка является знакомство с объектами труда, а уже потом овладение техническими приемами работы с ними. Педагогу целесообразнее «демонстрировать» последовательность операций или руками незрячего ученика, или того, кто видит хуже остальных, или того, кому предметно-практическая деятельность дается труднее, чем остальным. Сначала педагог, проговаривая все производимые действия, выполняет их совместно с тем ребенком, который имеет остаточное или слабое зрение и легко овладевает программным материалом по трудотерапии. Затем проводится обучение одновременно уже двух учеников: учитель при этом берет самого «трудного» ребенка, а первый из обученных, становясь помощником учителя, - самого «легкого». Ребенку помощнику такое поручение позволяет поупражняться в сопряженных действиях со сверстником. Эти навыки имеют большое компенсаторное значение и очень будут полезны ему как в школьной, так и в будущей самостоятельной жизни. Некоторые занятия целесообразно проводить в классных или спальных комнатах. Это относится, например, к теме «Уход за жилищем». Ведь младшие школьники значительную часть времени проводят в классе и здесь на практике постигают функции дежурного. Только при таком подходе младшими школьниками могут быть действительно поняты и восприняты рекомендации по технике безопасности, по рациональному распределению физической нагрузки, выбору последовательности уборки.

Дети с нарушениями зрения очень рано проявляют интерес к аудио- и видеотехнике. Во многом это вызвано вынужденной ограниченностью общения со сверстниками. Радиоприемники, магнитофоны, проигрыватели, телевизоры многим из них заполняют свободное время дома. Во избежание каких-либо травм и для общего развития надо познакомить учащихся с названной техникой и обязательно с правилами безопасного пользования предметами быта.

Многие слепые дети испытывают трудности при наливании жидкости, а некоторые и совсем не умеют этого делать. Нужно упражнять в этом учащихся. Слепых и слабовидящих учеников надо одинаково учить мыть посуду, то есть приучать тщательно вести осязательный контроль и обязательно тереть в местах, которые обычно пачкаются больше. В процессе работы необходимо обращать внимание на правила техники безопасности выполнения осваиваемых действий и операций. Строгое соблюдение правил безопасности в условиях зрительной депривации на каждом занятии по развитию навыков самообслуживания является обязательным.

Тифлопедагогу необходимо использовать моделирование реальных ситуаций, то есть воссоздание тех или иных ситуаций реальной жизни, а в них - моделей поведения, взаимоотношений людей. При анализе моделей проигранных ситуаций используется метод личностных аналогий («А как бы ты поступил в этой ситуации?», «А как бы ты хотел, чтобы к тебе обратились?»). Анализ, оценка ситуаций, поиск решения закрепляют формируемые у детей нормы поведения. Кроме того, анализ различных видов поведения в одной и той же ситуации позволяет развивать критичность, гибкость мышления учащихся, способствует накоплению опыта нормативного поведения в различных ситуациях.

Возможность организации человеком независимого, самостоятельного образа жизни в значительной степени зависит от уверенности его в себе, своих силах, умениях, возможностях. Уверенность в своих силах возникает, если ученик знает и умеет. В свою очередь, если ученик верит в себя, то он быстрее развивается и овладевает необходимыми знаниями и умениями.

Отношение к деятельности во многом зависит от того, достигает ли ребенок успеха в этой деятельности, находится при ее выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя «умелым». Поэтому формируемые у ребенка знания и умения социально-бытовой ориентировки должны быть ему доступны, находиться в зоне ближайшего развития. Мотивами развития навыков самообслуживания у школьников с нарушениями зрения могут выступать социально-психологические факторы: желание хорошо выглядеть в глазах одноклассников, обожание своего учителя, желание доставить ему удовольствие своей деятельностью и получить похвалу.

Чтобы помочь ребенку освоить выбранный навык, следует сначала разбить соответствующий процесс на отдельные шаги, достаточно маленькие для того, чтобы ребенок мог легко справиться с каждым из них. Главный принцип здесь - постепенность. Начинать надо со следующего шага после тех, которые ребенок уже усвоил, а двигаться дальше тогда, когда он к этому готов. Предметом постоянного внимания учителя на занятиях по социально-бытовой ориентировке должно стать обучение детей планированию практической деятельности. Занятия по трудотерапии, направленные на развитие навыков самообслуживания проводятся с использованием всех общепедагогических методов и их сочетаний, но с учетом их коррекционной направленности при обучении детей с нарушениями зрения. Из словесных методов наиболее предпочтительным является беседа. Она может быть вводной и предварять другие виды работ, а также может использоваться для закрепления полученных знаний при повторении пройденного. Но самым значимым и эффективным методом изучения программного материала на занятиях по трудотерапии является собственная предметно-практическая деятельность учащихся. Но именно она при зрительном дефекте и протекает своеобразно, и тем более своеобразно формируется. Затрудненность, а при слепоте и невозможность подражания, требуют от педагога более детального, расчлененного на этапы показа действия, многократного его повторения вместе с учеником «рука в руку». «Способ сопряженных действий» заключается в следующем: педагог, находясь за спиной ребенка, берет его руки в свои и выполняет ими необходимые операции. При этом все они проговариваются. Этот способ наиболее эффективно позволяет «соединять» слова с соответствующими им действиями и тем самым преодолевать характерный для детей с нарушением зрения разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями. Речевое объяснение часто требует больше времени, чем само действие, и задерживает его выполнение, но слова позволяют восполнить отсутствие или недостатки зрительного восприятия. Значения собственной предметно-практической деятельности учащихся позволяют детям научиться выполнять необходимые повседневные действия по личной гигиене, приему пищи и поведению за столом, уходу за собой, за одеждой и обувью, ремонту одежды, уходу за жилым помещением.

Таким образом, формированию практических и трудовых навыков и умений непосредственно содействует именно практический метод, так как навыки не могут быть сформированы без самих практических действий учащихся, без упражнений и закреплений определенных операций и последующего их превращения в умение. Практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, повторение учащимися этого действия, т. е. освоение материала происходит через активную деятельность ребенка с нарушениями зрения.

В практической деятельности реализовывается деятельностный подход в обучении детей с нарушениями зрения. Любая форма педагогического воздействия требует дифференцированного подхода к учащимся и учета индивидуальных возможностей каждого из них. Поэтому важно так организовать занятия, чтобы у безынициативных детей пробудить интерес и стремление к познаниям в социальной и бытовой сферах жизни человека, а главное обрести веру в свой успех. При обучении незрячих и слабовидящих детей развитию навыков самообслуживания необходимо признавать индивидуальность ученика, создавать необходимые и достаточные условия для развития компетенций. Коррекционные занятия проводятся индивидуально и в подгруппах, деление в подгруппы происходит по сходным недостаткам в социально-бытовой ориентировке, на основании диагностики. Тифлопедагог, занимаясь с ребенком сообразно его возможностям, осуществляет более тонкую дифференциацию в зависимости от успешности ребенка в различных видах деятельности. Ориентация на уровень развития и личностные особенности детей, учет их индивидуальных особенностей и становление психики предусматривает плавный переход детей из одной подгруппы в другую при определенных условиях коррекционной помощи и является главным условием успешности индивидуализации и дифференциации в обучении и воспитании детей с нарушениями зрения.

Таким образом, формирование навыков самообслуживания, умений и навыков у школьников с нарушениями зрения представляет собой не отдельные эпизодические мероприятия, а целенаправленную систему коррекционно-педагогической работы, направленную на приобретение ребенком социально-бытовой компетентности, необходимой ему в дальнейшей жизнедеятельности. Овладение навыками социально-бытовой ориентировки позволяет подготовить прочный фундамент для успешной социальной интеграции детей с нарушениями зрения в общество.

Успешное овладение школьниками с нарушениями зрения знаниями, умениями, навыками по социально-бытовой ориентировке может быть достигнуто при соблюдении следующих требований:

• – учет изначального уровня подготовленности ребенка к усвоению курса;

• – взаимосвязь коррекционных занятий с общеобразовательными предметами и воспитательной работой;

• – активное включение семьи в процесс обучения. С этой целью родителей знакомят с содержанием занятий по социально-бытовой ориентировке, со специфическими приемами самообслуживания и ведения хозяйства, со специальными тифлотехническими средствами социально-бытового назначения;

• – наличие в школе, а также в каждой семье, где воспитывается незрячий ребенок, необходимых тифлотехнических средств.

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения на занятиях по трудотерапии
Опубликовано: 13 марта 2024 в 20:42
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД