Папки-передвижки

Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности

наталья сёмина
Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности

Что самое дорогое в жизни человека? Здоровье, и еще раз здоровье. Будет ребенок здоров душой и телом - вырастет и уверенно пойдет по жизненному пути. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Ребенок интенсивно растет и развивается, движение становится его потребностью. Основной задачей каждого педагогического коллектива является сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.

Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности» размещена в разделах

В своей работе использую оздоровительно-развивающую программу «Са-фи-дансе» Фирилевой Ж. Е., Сайкиной Е. Г. по танцевально-игровой гимнастике, которая направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на четыре года обучения - от 3 до 7лет

Основной задачей моей работы является: сохранение и укрепление здоровья детей, по-вышение эмоционального уровня, а также развитие творческих способностей средства-ми музыкально ритмических движений.

Успешное решение поставленных задач на занятиях ритмики осуществляю в согласии с прин-ципами педагогики.

Для обеспечения эффективности в своей работе использую такие средства обучения как музыка, движение, игра, слово, танцевально-ритмические композиции, танцевальные спек-такли в их единстве. В обучении музыкально - ритмическим движениям ярко прослеживается взаимосвязь всех педагогических методов обучения (наглядный, словесный, практический, а игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные движения.

Музыка - создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запом-нить движения, передать выразительный ее характер. Содействует развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания.

Отбор музыкального репертуара осуществляю с учетом его доступности дошкольникам среднего и старшего возраста. Проанализировав музыкальную литературу для детей, реперту-арные сборники, специально предназначенные для музыкально-ритмического воспитания, а также собственный многолетний опыт работы, отобрала музыкальные произведения, соответ-ствующие основным художественно-педагогическим принципам: высокий художественный уровень, яркость, образность, доступность музыкального языка. Подбирая музыку для движе-ний, руководствовалась тем, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для де-тей, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения. Из опыта работы я увидела, если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально "выплескива-ют" свои эмоции. Ритм можно "переживать". И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса.

Движениестимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способст-вует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Я считаю, что обучать ритмике необходимо всех детей, не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности, раскрыть «изюминку» и индивидуальность, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях. Используемые мною упражнения и задания, носят развивающий характер. Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому я выбираю наиболее оптимальную форму обучения это игровое общение с детьми. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкальности слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому свои занятия я начинаю со слов: “Мы сейчас будем играть…”, “Мы сейчас превратимся…”, “Мы сейчас отправимся в путешествие… и т. п. Воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику. «А мы сегодня с вами, пойдем на улицу, и будем лепить из снега снежных зверушек. Давайте наденем шапки, шубки, рукавички, валенки и побежим на улицу. (Дети показывают все действия в движениях). А на улице снега видимо, не видимо! И сначала мы будем лепить красивого Петушка, затем лепим Бабочку, Барашка и Кошечку. (Дети выполняют этюды на развитие воображения и пластики)»Доверительные отношения и непринужденная атмосфера игрового общения - залог успеха. Самое главное - процесс движения, доставляющий радость. И я стараюсь чаще хвалить детей, чтобы внушить им уверенность в своих силах. При этом и сама стремлюсь получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой мой настрой способствует эмоциональному «заражению», снятию психологических ком-плексов, чувства неуверенности.

Практика показала, что развитие активного творческого воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью игр – импровизаций. Я описываю ситуацию, но ничего не показываю, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую инди-видуальность.

Игровая ситуация “Подснежник”.Дети импровизируют в танце, стараясь выразить этот образ. «Ребята, представьте, что мы с вами находимся под землей, мы — корни растения — подснежника. Пригревает солнышко, тает снег, появляются первые проталинки. Пробиваются сквозь землю нежные листочки подснежника. Становится пасмурно, солнышко скрылось, подул легкий ветерок. Стебелек растения колышется, приклоняется к земле. Ветер стих. Растение снова ожило, радуя окружающих. Наступил вечер, листочки закрываются в буто-ны и готовятся к ночному отдыху». Дети соединяют руки, изображая бутон. Используется за-пись из альбома “Времена года” П. И. Чайковского.

Эффективно проходят сюжетные занятия с использованием литературных произведений, кото-рые требуют активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремле-ние активно реализовать себя в игровых действиях. «Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Какие сказки ваши самые любимые? Сегодня я расскажу вам сказку, а вы мне ее покажите. Сказка называется «Путешествие Журчишки».

На лесной поляне,среди травинок пробился родничок. Он только что родился, веселый, про-зрачный, звонкий. И стал пробираться между бугорков по своему руслу. Бежит ручеек спотыка-ясь о камешки и задорно смеется. Его журчание долетает до птиц и они спускаются к нему напиться чистой воды. Вот божья коровка. Перебираясь с ветки на ветку любуется свежими листочками. Вдруг подул ветерок и божья коровка свалилась вниз и упала прямо на спину. Она ворочалась из стороны в сторону, пытаясь встать ноги (лежа на спине, руки вдоль туловища дети выполняют перекаты вправо, влево). А ручеек побежал дальше и увидел паучка. Паучок был занят работой, он ткал узор (упражнение «мостик»). Мимо пролетала бабочка. Она махала крыльями, перелетая с цветка на цветок (упражнение «бабочка»). С раннего утра жужжит на поляне майский жук. Он запутался в паутине и упал на землю. Пытаясь освободиться и взлететь он раскрывает и закрывает крылышки (лежа на полу, дети разводят стопы ног в разные стороны, а руки разворачивают ладонями вверх). Но вдруг Журчишка остановился, он увидел красивый цветок, бутоны которого свисали до земли. Ручеек дал напиться цветку и побежал дальше (упражнение для рук «бутон цветка»). Он был рад, что сделал доброе дело.

Дети с удовольствием делают гимнастические упражнения, которые очень полезны для физического развития детей : улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают ребенку свободно выражать свои эмоции, развивать у ребёнка внимание, волю, память, Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. Интересными и познавательными являются этюды, которые дети исполняют с атрибутами (ленточками, мячами, султанчиками и др.) и спортивными снарядами (степ-платформы, фитболлы). Этот вид музыкально-ритмической деятельности, требует четкого, правильного выполнения движений, имеет спортивную направленность и способствуют развитию у детей координации движений, ориентировки в пространстве, развитие мелкой моторики. В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры в том числе и с лечебной направленностью, одной из которых является фитнес-аэробика по программе «Лечебно-профилактического танца «Фитнес-Данс». Разученные танцевально-ритмические комплексы, элементы фитнес-аэробики включаю в утренники, спортивные мероприятия, развлечения, конкурсы и фестивали. Моя работа - бесконечный процесс постоянного поиска, знакомства с новейшей литературой, новыми музыкальными записями, разработкой новых музыкальных композиций. В своей работе я придаю большое значение танцевальной и театрализованной деятельности. Это побудило меня к созданию музыкально- ритмического театра танца «Сказка».

Сказка – любимый детьми жанр. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.

- Наивысшей точкой реализации творчества, фантазии и самостоятельности детей являются музыкальные спектакли, где сами дети являются активными участниками и исполнителями. Благодаря разнообразной тематике данный вид деятельности позволяет музыкально-ритмический репертуар сочетать с другими видами художественно-творческой деятельности - изобразительной, поэтической, театральной, участвовать в изготовлении декораций, костюмов. Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий значительно снижает заболеваемость и позволяет повысить уровень усвоения программного материала.

Ни одна программа не может реализоваться без тесного сотрудничества с родителями, и родители являются активными участниками всех мероприятий. Мною используются различные формы взаимодействия с родителями:

- анкетирование;

-индивидуальные беседы;

-проведение консультаций на разнообразные темы;

-оформление уголка сменной информации;

-тематические встречи;

- занятия в клубе «Фитнес-Данс»

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Все мы любим физкультуру! Все мы любим физкультуру! Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 22:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД