Получи документы

Развитие творческого потенциала ребенка в театральной деятельности

Ирина Капитова
Развитие творческого потенциала ребенка в театральной деятельности

Девиз моей работы «Да здравствуют, умные волшебники!»

Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком достаточно было, быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.

Творческий потенциал можно определить как поле видимых, но еще не реализованных возможностей и идей.

Публикация «Развитие творческого потенциала ребенка в театральной деятельности» размещена в разделах

Развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребенка : через игру, фантазирование, сочинительство.

Все это может дать театральная деятельность, поскольку:

*она основывается на театральном искусстве, объединяющим все виды искусства.

*близка к игре.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей : развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.

С целью определения уровня развития творческих способностей детей в старшем дошкольном возрасте декабре 2007г. Провела диагностику. Для исследования мною были адаптированы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова.

Критерий диагностики :

*Реализм воображения;

*Умение видеть целое раньше частей;

*Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений;

*Детское экспериментирование.

Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.

Проведя диагностику, увидела следующие результаты:

*Развитие реализма воображения у 66,5% детей находится на низком уровне, и у 33,5% детей - среднем.

*Развитие такой способности, как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений у 61%детей - на низком уровне, у 39% - на среднем уровне.

*Способность видеть целое раньше частей у 42,8% детей показали результат на низком уровне, на среднем уровне 42,8% и у 14,4% детей, на высоком уровне.

Дети столкнулись с большими трудностями, при выполнении заданий: методика «Солнце в комнате» дети испытывали трудность исправить картинку, а дети которые исправляли, были не уверены в своем решении.

Методика «Складная картинка» - при складывании картинки дети не смогли сохранить целостность изображения, с трудом ответили на вопрос : «Что станет с уткой, если я сложу картинку вот так?»

Методика «Как спасти зайку?» - на вопрос «Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?» - пытались использовать предметы в готовом виде, но некоторые преобразовывали с элементами простейшего символизма (палка- бревно, у 5 детей находящихся на высоком уровне имеет место установка на преобразование наличного предметного материала (из листа кораблик, что свидетельствует о характере творческих решений.

Сделала вывод: у каждого ребенка есть творческий потенциал, но его нужно развивать.

Исходя из этого, поставила перед собой цель: «Развить творческий потенциал детей, через театральную деятельность»

Для достижения цели определила, следующие задачи:

1) Активизировать творческое отношение к миру, к себе лично, через разные виды деятельности – театральную деятельность, изо деятельность, конструирование, художественный труд, музо. Учить самостоятельно находить способы образной выразительности.

2) Развивать специальные игровые умения – с позиции «зритель», «артист», «режиссер», «декоратор»; чувство партнерства.

3) Воспитывать у детей уважение к искусству, как к очень ценному общественно- признанному делу.

Для того чтобы решить выше изложенные задачи, необходимо создать условия:

Первое условие : создание обстановки, опережающей развитие детей.

Второе условие: творческий процесс требующий максимального напряжения сил.

Третье условие : предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел.

Помощь взрослых - это четвертое условие успешного развития творческих способностей.

Пятое условие комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Для того, чтобы решить поставленные мною задачи, свою работу разбила на этапы:

Подготовительный этап:

1. Подбор методической литературы;

2. Подобрала и адаптировала диагностику универсальных творческих способностей у детей В. Сальниковой и В. Кудрявцевой;

3. Составила мини-тест для родителей «Помогаете ли вы развиваться ребенку творчески;

4. Подбор игр для картотеки для развития творческих способностей у детей;

5. Организация семейного клуба «Колобок»;

6. Разработка проекта предметно-развивающей среды групповой комнаты и спальни.

Основной этап или этап реализации: Театрально-игровая деятельность, которая осуществлялась в трех направлениях:

1. Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета).

2. Исполнительское (речевое, двигательное).

3. Оформительское (декорации, костюмы, атрибуты).

Совместная работа с родителями.

Провели родительское собрание «Развитие творчества у детей, через театральную деятельность, (познакомили с предметно-развивающей среды группы, составили план посещений театральных пятниц. .

Работа с детьми.

Уделяла большое внимание развитию воображения и фантазии. Сначала детям предлагала придумать к знакомой сказке свое начало, середину, конец. Затем стало интересно превращаться в «сказочников» и придумывать свои сказки.

После, я заметила, что некоторые дети по своей инициативе стали инсценировать свои произведения, используя для этого, не готовые куклы и ширмы, а кукол сделанных из глины, на занятии лепка, а вместо декораций и ширмы использовали макеты, так же сделанных их руками на занятиях по художественному труду, ширмой служили платки, шарфы из уголка ряженья.

Здесь и зародился детско-взрослый проект «Сказка своими руками»

Дети, все стремились сочинить свою сказку.

Мы сочинили очень много авторских сказок и кукол сдели своими руками: «Пластелиновый театр», «Театр трафаретик», «Веселый шарик», «Театр смешариков», «Театр оригами»Театр головастиков», «Театр паралончик», «Театр волшебная коробочка», «Театр глиняных фигур», «Театр прищепка», «Театр магнитик»(это круглые магниты разной величины, разного цвета- предметы заместители или фигурки сделанных детьми в свободное время из гипса).

Также использовала в работе с детьми разные игры, этюды для развития творческих способностей : на прогулках, занятиях, в свободное время, в индивидуальной работе с детьми.

Значительным достижением в развитии творческой личности является участие в городском детском фестивале театрального творчества в 2009 году. Участвовали в районном форуме детских исследовательских работ «Мир вокруг нас», с детским проектом «Сказка своими руками». Дети были награждены грамотой и дипломом.

Мы с ребятами часто посещаем детскую библиотеку.

Есть у нас еще одна традиция, сочинять сказки дома вместе с родителями. Дети приносят в группу свои придуманные дома сказки с рисунками и помещают их в «Книгу сказок», а некоторые дети решили сделать дома свои книжки-малышки. И для детей нет большего удовольствия, чем слушать и разыгрывать свои незатейливые истории. Неоднократно приглашали для просмотра малышей.

Организовать родительский клуб «Колобок», где родители могли бы не только поделиться между собой информацией и опытом, но и мы педагоги могли оказать помощь в информировании по этой теме.

Чтобы объединить детей и родителей мы организовали в группе «Семейный театр».

В апреле 2009 года мы организовали фестиваль семейных театров.

А в организации этих ярких творческих дел, выступаем конечно же мы педагоги нашей группы. Мы стремимся сделать жизнь воспитанников содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Заключительный этап: провела диагностику, оформила книгу «Сказка своими руками», совместно с родителями оформили альбом «Книга сказок», обобщила опыт поданной теме, подготовила ряд консультаций для воспитателей, участвовала в педсовете на тему: «Театр как синтез всех видов искусств», где подготовила и провела с педагогами интегрированное занятие «Сказочный образ Бабы Яги», разработала методические рекомендации для воспитателей «Работа со сказкой»,

Для того чтобы увидеть результат своей работы провела повторную диагностику 20 апреля 2009 г. и увидела, что уровень развития творчества у детей вырос : реализация воображения- низкий уровень снизился на 47%; средний уровень вырос на 27%, а высокий уровень стал – 14%

*умение видеть целое раньше частей – низкий уровень снизился на – 23,5%, средний уровень вырос на 9%, а высокий уровень стал – 33%

*надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – низкий уровень снизился на 33%, средний уровень вырос на 14%, высокий уровень стал 51,5%.

Исходя из этого

Сделала вывод, что творческий потенциал есть у каждого ребенка, его можно и необходимо развивать и самый оптимальный вид деятельности для этого театральная деятельность. В данный момент я начала работу по развитию потенциала у детей раннего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Использование ТРИЗ педагогики в развитии речи дошкольников. В своей работе я использую методику ТРИЗ, которая очень интересна, как детям, так и взрослым!Каждый раз на занятиях, мы узнаём что-то новое,.

Статья «ТРИЗ — технология воспитания успешного человека» "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого потенциала ребенка в театральной деятельности
Опубликовано: 14 марта 2014 в 14:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД